Посмотреть глазами творца

О ХУДОЖНИКЕ ГАВРИИЛЕ ГЛИКМАНЕ
                Таисия ИВАНОВА-ГЛИКМАН, Исай ШПИЦЕР, Мюнхен

"...Я живу, потому что я вижу. Мне кажется, не будь я художником, я не был бы вообще. И интереснее всего для меня человеческое лицо. Я никогда не устаю изучать людей! Мне кажется, нет задачи более увлекательной, чем попытка проникнуть в глубины человеческой психологии. Я думаю, что на лице каждого из нас начертана его судьба. Это мучительно сложно найти, разгадать и выразить на полотне! Предначертанность судьбы пронизывает весь облик человека: она и в глазах, и в неуловимости линий щёк, скул, лба, в рисунке уха. Так много выражают рот и шея! Все движения человека, его взгляд - все это неповторимо и полно смысла и значения. А особенно выразителен внешний облик человека, в котором силен дух творчества - облик музыканта, поэта, писателя, художника и, вообще, творца..."

Так размышлял о творческом процессе Гавриил Гликман, замечательный художник, посвятивший всю свою сознательную жизнь изобразительному искусству и проживший последние два десятилетия, вплоть до своей кончины 4 января 2003 года, в немецком городе Мюнхене.

Осенью 2006-года в культурном комплексе столицы Баварии "Гастайг" проходил музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В рамках этого фестиваля состоялась выставка работ Гавриила Гликмана под названием "Шостакович, каким я его знал". Посетители музыкального фестиваля могли увидеть там живописные портреты Шостаковича его работы. Тут же были и портреты современников великого композитора - выдающихся деятелей искусства и литературы, с которыми тот был связан в жизни и в творчестве - композиторов - Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, музыкантов - Святослава Рихтера, Евгения Мравинского, Галины Вишневской, Мстислава Ростроповича, литераторов - Анны Ахматовой, Александра Солженицына и многих других.

Эта выставка произведений Гликмана была четвёртой по счету после смерти художника.

Гавриил Давыдович Гликман родился 14 июля 1913 года в Витебской губернии Российской Империи в местечке Бешенковичи, и прошел долгий жизненный путь, став известным художником и скульптором. В Витебске, ещё в детстве, в художественном училище он имел возможность наблюдать за работой Шагала, Малевича и других знаменитых живописцев. От них тогда Гликман воспринял, наверное, присущие ему впоследствии художественную свободу и буйство фантазии.

Будучи молодым человеком, он сформулировал для себя контрапункт своего искусства - познать красоту и глубину человеческой души, поведать о ней всеми подвластными ему изобразительными средствами.

В 1929 году семья Гликмана переезжает в Ленинград - город, в котором художнику суждено было прожить более полувека. Там Гавриил Гликман заканчивает Академию Художеств и вскоре вслед за этим становится одним из ведущих скульпторов. Среди созданных им произведений - портреты известных людей давно ушедшей эпохи и современников художника - Д.Шостаковича, Е.Мравинского, М.Ростроповича, В.Мейерхольда, Михоэлса, А.Иоффе и многих других. Его скульптуры украшают музеи, концертные залы, улицы и площади Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Царского Села, Саранска, Саратова, немецких городов Баден-Баден и Висбаден...

"Пушкин-лицеист" - мраморная фигура работы Гликмана - экспонировалась в Эрмитаже и причислена к одним из лучших скульптурных изображений великого русского поэта.

Все эти годы, создавая свои монументальные произведения, Гликман тайно занимается живописью, которая и становится истинным предметом его самовыражения. Почему тайно? Живопись Гликмана не только по своей тематике изначально противостояла советской идеологии, но и по форме своего выражения никак не укладывалась в "прокрустово ложе" соцреализма.

В особом, одному ему присущем стиле, появляется тогда замечательная серия женских портретов "Невский проспект", живописные портреты деятелей искусства и литературы: Блока, Дягилева, Соллертинского, Филонова, Кузмина, Андрея Белого...

Дмитрий Шостакович, с которым Гликман тесно общался в эти годы, сказал ему как-то полушутя: "Вам, Гавриил Давыдович, надо спрятать свои работы в тайный бункер до поры до времени..."

Но Гликман не внял этим советам - осторожность не была одной из черт характера художника, прошедшего лейтенантом артиллерии по фронтам Великой Отечественной войны. В 1968 году он выставляет свои живописные полотна в Ленинградском доме композиторов. И сразу же - громкий скандал. Выставка закрывается властями уже на третий день, над его творчеством и личной судьбой нависает угроза - в это время ему неоднократно рекомендуют покинуть страну.

И в 1980 году Гликман совершает свой выбор - в пользу творческой свободы.
Художник вспоминал впоследствии, что отъезд из Советской России был трагической дорогой без возврата, но... "вырвался я оттуда, влекомый призраком свободы, духовной и физической, той свободы, которая в СССР всем представлялась какой-то несбыточной субстанцией и только тайно жила в душах".

Оказавшись на Западе, где он был еще малоизвестен, Гавриил Гликман довольно скоро приобретает широкую популярность. Поселившись в Мюнхене, он необычайно успешно творит в разных жанрах - живописи, графики, скульптуры. Достаточно сказать, что за эти годы в разных странах Европы и в Америке прошло более 70 персональных выставок его произведений. В Германии состоялись его выставки в Берлине, Гамбурге, Ганновере, на острове Зильт и, конечно же, неоднократно, на его новой родине - в Мюнхене. В городах Германии Баден-Баден и Висбаден установлены бронзовые памятники Достоевскому творения Гликмана-скульптора.

О творчестве художника имеется большая разноязычная пресса. Он вёл, в своё время, циклы бесед на Радио Свобода, проводил вечера воспоминаний о встречах со многими выдающимися деятелями русской культуры двадцатого столетия.

И именно здесь, на Западе, Гликман открывает для себя другую Россию, из-за цензуры на родине мало знакомую ему - Россию Бердяева и Флоренского, зрелого Кандинского и Стеллецкого, Леонтьева и позднего Бунина. Россию великого множества творцов, погибших или оказавшихся "за бортом" официальной советской истории искусства. Так рождается у художника серия портретов "Духовная летопись России" - цикл портретов этих подвижников русской культуры, вобравших в себя духовную мощь страны - её прошлое, настоящее и даже её будущее. Сам художник часто говорил об этом: "Главное в людях и в их творчестве - дух, высокая духовность, одержимость ею, что так характерно для России. И именно это я пытался выразить языком красок, линий, композиций, ритмов". В этой серии портреты уничтоженного поколения, от которого остались "следы, наполненные кровью" ("Макбет", Шекспир: Гумилева, Ахматовой, Блока, Пастернака, Есенина, Мандельштама, Мейерхольда, Филонова, Зощенко, Бабеля, Цветаевой, Солженицына, Сахарова...

Но не только русская духовная художественная жизнь волнует Гликмана. Западное искусство и особенно искусство Германии вдохновляет его на большую серию портретов, которую также можно определить как "духовную летопись". Среди них - портреты Шекспира, Рембрандта, Канта, Пруста, Сезанна, Ренуара, Малера, Рильке, Кафки, Эйнштейна...

За время жизни на Западе окончательно созрел и сложился своеобразный и неповторимый стиль художника Гавриила Гликмана. Этому способствовала и особая свободная атмосфера Мюнхена - она стимулировала бурное развитие его замыслов, творческие поиски и находки.

Здесь он продолжает и свою серию женских портретов. "Женский внутренний мир, - говорил художник, - напоминает мне отражение в быстро текущем горном ручье - отражение, которое непрестанно меняется, исчезает и возникает вновь".

Особое место в творчестве Гавриила Гликмана занимает еврейская тема. Выходец из местечка Бешенковичи, где прошло его детство, он не мог не откликнуться в своих работах (живописных и скульптурных) на воспоминания о бесследно исчезнувшем мире, огражденном чертой оседлости. Отсюда - его живописные картины "Еврейский портной", "Жертвоприношение", "Хедер", "Виолончелист", скульптура "Религиозный еврей" и другие работы.

Уже после смерти художника в разных городах Германии состоялось семь выставок работ Гавриила Гликмана, несколько музеев в России пополнили свои экспозиции его произведениями, а бывшая его мастерская, что расположена в одном из домов на Электрашрассе, преобразована в мемориальную студию. Это своеобразный небольшой музей Гликмана, где хранятся и демонстрируются посетителям наиболее интересные живописные, графические и скульптурные работы.

Часто в исследованиях критиков о творчестве Гликмана отмечается, что в нем нашли своеобразное претворение и развитие все крупнейшие художественные направления двадцатого века. "Благодаря этому и сложился его неповторимый стиль - всегда неожиданный, он, казалось бы, каждый раз нов, но всегда узнаваем - в нем всегда мы видим Гликмана. Причудливая, а порою и наивная, но неизменно совершенная прелесть рисунка, живописная легкость рядом с диссонансами красочных пятен... Смелость и неожиданность композиций, чёткая выверенность и разнообразие ритмов, декоративное буйство рядом с тончайшими нюансами".

И еще, художник силою своего таланта, неотразимостью своего видения как бы заражает и вас, - вы начинаете смотреть на изображенных им персонажей и на весь окружающий вас мир глазами самого творца.


Рецензии
Постоянно прохожу мимо памятника Ивану Газа перед Дворцом культуры и техники имени Газа. Очень интересный и необычный памятник. Именно перед ним проводила флешмоб в надежде обратить внимание на гибнущий скульптурный фриз, украшающий фасад ДК Газа. Где-то прочла, что Гликман был учеником автора фриза Дитриха Леопольда Августовича, изучением творчества которого занимаюсь не один год. Даже пишу очерки о нём. К сожалению, пока лишена возможности продолжать работу в архивах, посещать выставки. Подвело здоровье. Вот и достать книгу Гликмана, хоть прочитать в Интернете пока не получилось.

Ольга-Гось Литвинова   13.05.2022 11:30     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ольга! За Ваши отзывы. Общение с Гавриилом Гликманом - это пятилетний период моей биографии до его кончины. Очень многое мне это дало в человеческом и художественном понимании. Есть у меня и стихотворение, ему посвящённое. Его можно найти по этому адресу: http://stihi.ru/2009/07/29/6754
Здоровья и успехов Вам!
И.Ш.

Исай Шпицер   10.11.2022 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.