Главное условие нац. возрождения - гос-сть

Гуго Вормсбехер
Восстановление государственности -
условие национального возрождения

Немцы появились в России еще много веков назад. В царствование Екатерины П, когда иностранцы активно приглашались для заселения и закрепления за Россией районов Нижнего Поволжья и Юга Украины, туда прибыло и много немецких крестьян, и ремесленников. Постепенно немецкие поселенцы сложились в целую народность, внося немалый вклад в общее развитие страны, в ее государственную, военную, экономическую жизнь, в науку, литературу, искусство. Имена российских немцев встречаются среди  декабристов, революционеров, активных участников первой русской революции и Октября.
В 1918 году была создана Автономная область немцев Поволжья - «Трудовая коммуна». Она стала первым национальным образованием  подобного типа при Советской власти. В 1924 г. область была преобразована в Автономную республику немцев Поволжья (АССР НП), которая вскоре выдвинулась в передовые среди автономных республик страны по успехам в хозяйственном и культурном строительстве.
Советских немцев не миновали и общие беды советского народа. Репрессии тридцатых годов прошлись по ним, пожалуй, больнее всех. А в 1941 г. советские немцы были необоснованно обвинены в пособничестве фашизму и выселены в Сибирь и Казахстан. С этого момента АССР НП перестала существовать. С этого же времени начинается трагический путь советских немцев, который затем с ними разделили другие советские народы: калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары и т.д.
В том же 1941 г. отзываются из действующей армии военнослужащие немецкой национальности. Они, как и вообще всё взрослое население советских немцев, направляются в так называемую трудармию, мало чем отличавшуюся от лагерей заключенных: там они работали в тайге, на шахтах, на строительстве оборонных предприятий. Многим из них не было суждено больше увидеться со своими семьями.
После войны для советских немцев, как и для других репрессированных народов, был введен режим спецпоселения, отмененный лишь в 1955 г. В 1964 г. советские немцы были реабилитированы, а десять лет спустя был снят запрет на их возвращение в места, из которых они были выселены. На практике, однако, вернуться им на Волгу, Украину, Кавказ или в Крым было трудно или невозможно и все последующие годы.
Начиная с 1965 г. советские немцы ставят вопрос о восстановлении своей государственности. Негативная реакция тогдашнего руководства страны на все такие обращения дала фактически толчок началу эмиграции советских немцев. Годы застоя лишили многих советских немцев надежды на возрождение их государственности, их языка и культуры; отсюда - рост «выездных» настроений.
Перестройка вновь всколыхнула эти надежды. Советские немцы опять увидели для себя возможность будущего на своей Советской родине. Они смогли открыто высказать и то, что у них наболело на душе за почти полвека вынужденного молчания. Об их существовании, истории и проблемах узнал, наконец, весь советский народ.  И значительная его часть выражает им сегодня свою солидарность и поддержку.
Идет пятый год перестройки. Политический тонус жизни советских немцев изменился неузнаваемо. Вместе с тем, именно сейчас стремительно растет их эмиграция: в прошлом году выехало 52 тыс. человек - больше, чем когда-либо, за четыре месяца этого года - уже 40 тыс. Казалось бы, необъяснимое противоречие. Но так только кажется.
Дело в том, что, активно выражая надежды на восстановление своей государственности - в печати, в обращениях к руководству страны и партии, - советские немцы не знают, однако, отношения Правительства к их проблеме и не представляют поэтому, будет ли она решена. Многим приходит мысль, что им, вероятно, просто разрешили излить свою боль. Эта мысль подкрепляется, по крайней мере, двумя реально действующими факторами: расширением  возможностей для выезда в ФРГ (что воспринимается как клапан для «стравливания пара»), а также различными публикациями о достаточности культурно-национальной автономии и обеспечения условий для удовлетворения национальных запросов по месту сегодняшнего проживания.
Подобные публикации вместе с молчанием официальных инстанций не могли не оказать самого негативного воздействия на настроения советских немцев, вынуждая их предполагать всё то же отрицательное отношение к вопросу об их государственности. И почти полувековой отрицательный опыт советских немцев скорее способен укрепить их в этом предположении, нежели рассеять его. Тому же способствует и позиция части руководящих работников как в местах сегодняшнего проживания советских немцев, так и на территории их бывшей автономии. Восстановление АССР НП задевает некоторые интересы и тех, и других, что заставляет их иногда выступать противниками идеи восстановления немецкой автономии. Первым она грозит утечкой кадров и, отсюда,  снижением экономической эффективности предприятий и хозяйств - это и происходит уже сейчас, только в связи с эмиграцией советских немцев. Вторые же боятся утратить свое руководящее положение, однако признаться в этом они не могут и называют более «серьезные» причины своего неприятия: «нужно исходить из сложившейся структуры населения», «не надо устраивать нового переселения народов», «не надо создавать новый армяно-азербайджанский конфликт»1).
«Аргументы», как видим, не слишком оригинальны: всегда люди, боящиеся перемен, угрожающих их личному положению, пугают других наступлением конца света. Принятие всерьез этих «аргументов» могло бы означать, что судьба целого народа приносится в жертву конъюнктурным интересам административно-хозяйственных руководителей, не желающих расстаться с принципами, выработанными в эпоху культа и застоя. Такая позиция не только не отвечает духу перестройки, она может произвести самое разрушительное действие в области национальной политики, ибо вынудит советских немцев к повальной эмиграции. Даже не говоря о морально-политических аспектах этого неизбежного процесса,  стоит всё же задаться хотя бы сугубо «меркантильным» вопросом: во сколько обойдется государству потеря стольких людей и стольких работников?
Решение, соответствующее духу перестройки, должно удовлетворять интересы прежде всего государства, а не административно-хозяйственных  органов, которые всегда склонны выдавать свои интересы за интересы всего государства.
Иногда полагают, что отказ от восстановления автономной республики советских немцев закрепит их на местах сегодняшнего проживания. Однако надо знать меру испытаний, через которые прошли советские немцы, надо знать всю горечь их обид и всё их упование на восстановление справедливости, под которым они прежде всего понимают возрождение их государственности в рамках Советской федерации - надо, повторяю, знать всё это, чтобы понять, что отказ в восстановлении автономной республики будет воспринят немцами однозначно как нежелание признать их одним из советских народов и как принуждение к выезду из страны.
Советские немцы хотят жить в родной стране, хотят быть равноправными с другими советскими народами, хотят иметь равные с другими возможности для нормальной национальной жизни, для сохранения своего языка, своей национальной культуры, для того, чтобы вообще сохраниться как народ.
Восстановление автономной республики не вызовет и переезда в нее всех советских немцев (вспомним, что в АССР НП проживало лишь около четверти их). Но ее наличие вернет им чувство полноценных советских граждан и будет воспринято как создание возможности их будущего, для свободного их развития в родной стране.
Нередко высказывается также идея о достаточности создания национальных районов и сельсоветов там, где советские немцы проживают  сегодня компактно. Однако во всей нашей огромной стране они проживают компактно лишь в нескольких районах - около десятка сел на Алтае, столько же в Оренбуржье, ряд сёл в Омской области и около десятка разрозненных немецких сел в Казахстане и Киргизии. Во всех этих селах проживает в общей сложности около 100-150 тысяч человек, т.е. примерно 5-7 процентов от всего немецкого населения СССР. Остальные живут дисперсно по всей территории страны.
Да и ясно, что национальные районы и сельсоветы могут реально удовлетворять национальные запросы лишь в качестве передаточного звена, т.е. при наличии автономной республики, являющейся материальной, культурной, языковой базой и политическим гарантом удовлетворения таких запросов на местах. Поэтому создание национальных районов и сельсоветов необходимо, но не вместо автономной республики, а вместе с автономной республикой.
Как видим, вопрос государственности является для советских немцев вопросом жизненной важности. Он концентрирует в себе всю совокупность их проблем, заключает в себе все их чаяния. А между тем за годы перестройки не решен не только этот главный вопрос, но и практически ни один, даже самый мелкий, вопрос из сотен накопившихся за последние десятилетия у советских немцев. До сих пор в стране нет ни одного органа, который представлял бы интересы двухмиллионного народа, куда бы люди могли обратиться со своими нуждами и предложениями. Прошедшие  выборы оставили советских немцев без представителей в высшем органе страны - депутаты-немцы есть, однако не от советских немцев. В стране на два миллиона человек вот уже 48 лет нет ни одной национальной школы. Практически отсутствуют условия для поддержания и развития национальной культуры. О состоянии литературы и печати могут дать некоторое представление такие цифры: на  одного человека у советских немцев издается художественной литературы на родном языке примерно в 100 раз меньше, чем у киргизов, в 160 раз меньше, чем у латышей, и в 320 раз меньше, чем у эстонцев; по журналам соответственно в 330, 1330 и 900 раз ...
Почему же так долго не решается не только вопрос о восстановлении АССР советских немцев на Волге, но и все другие вопросы их национальной жизни? Тут видятся три главные причины, выходящие, впрочем, за пределы  проблематики советских немцев.
Первая - отсутствие фактического права у самого народа решать свои вопросы. Ни один народ, имей он возможность сам устраивать свою жизнь, не допустил бы такой деградации своей национальной культуры. В вопросе о праве наций на самоопределение мы как-то совсем забыли, что в слове «самоопределение» это право выражено в первой части слова - «само». То есть народ,  согласно этому ленинскому принципу, должен иметь право сам решать, как ему устроить свою жизнь.
Вторая - отсутствие у декларированных Конституцией СССР органов власти (Советов всех уровней - от сельского до Верховного Совета СССР) реального права решать вопросы их компетенции. Отсюда, к слову, и миллионные потоки жалоб и обращений по всем вопросам в центральные органы.
Третья - сохранение за центральным органом КПСС монопольного права «окончательной визы» при решении многих, в общем-то, совсем не партийных, вопросов. На примере экономики мы убедились, что Госплан, будь он даже о двух семипядных лбах, не в состоянии предусмотреть и обеспечить сбалансированное производство десятков миллионов изделий, требующихся стране. Может ли обеспечить эффективное решение всех вопросов один орган во всех сферах нашей жизни?
В результате (ограничимся национальной сферой) нигде, ни на каком уровне не решается практически ни один вопрос. Отсюда - вынужденное их «проталкивание» с самого низа до самого верха, что требует, конечно, времени. А наверху они, накапливаясь, образуют уже проблему. А проблемы образуют завал. А чтобы разгрести завалы, требуется время. А внизу уже не могут ждать дальше. Поэтому сверху вынуждены принимать меры. На это тоже уходит время. Поэтому разгребание завалов откладывается, тем более что появляются всё новые и новые обстоятельства. А затягивание вызывает внизу еще большее недовольство, еще больше новых обстоятельств и т.д., и т.п. Не потому ли нам никак  не удается выйти из застоя?
Всё это идет от практики прежних лет. Конечно, сразу избавиться от этого трудно. Конечно, представляется логичным, что в ситуации, когда все советские народы считают свое положение ненормальным, надо попытаться устранить сначала общие причины общих трудностей. Однако нелогичным выглядит, когда не решается ни один вопрос только потому, что нужно решить много вопросов. Накапливание проблем, сплетение их в один клубок осложняет их решение в любой сфере, тем более в национальной.
В эпоху культа личности и застоя право наций на самоопределение было редуцировано до права просить административно-бюрократический аппарат решать за народ его жизненные вопросы. Перестройка возвращает нас к ленинскому подходу ко многим вопросам, в том числе и национальному. Перестройка должна помочь народу осуществить его право самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни. Нежелание признавать это право ведет к накоплению взрывчатого вещества, создает условия для соблазна решить всё с помощью силы.
Если мы наметили программу, чтобы к 2000-му году каждой советской семье предоставить отдельную квартиру, то, видимо, поняли, наконец, что коммунальная квартира не может обеспечить людям достойное существование. Но если отдельные люди и семьи не могут нормально жить без собственной квартиры, как же могут жить без своей квартиры целые народы?
Интернационализм достигается не путем принудительной денациолизации, а как раз напротив: обеспечением национальных интересов, созданием условий для развития, для расцвета национального. Пусть дом у нас будет общим, но в этом доме каждый народ должен иметь свою квартиру, где он должен иметь право устроить свою жизнь так,  как ему лучше.
Если человек будет хозяином на своем рабочем месте, на своем поле, в своей республике, то не потребуется указаний сверху о том, что и как ему делать. В экономике мы это вроде уже поняли, но сегодня не менее важно понять это и в сфере национальной жизни.
Важно также иметь в виду, что работу по решению национальных проблем, в том числе и вопроса советских немцев, нужно вести максимально гласно, идти не за развитием событий, одергивая и сдерживая, а впереди них, упреждая возникновение нездоровых эмоций. Способствовать этому могла бы регулярная публикация информаций, сообщений, интервью с работниками ЦК КПСС и Верховного Совета СССР с тем, чтобы люди видели, как эта работа идет, и могли участвовать в ней на всех этапах - ведь нам нужны не только готовые хорошие решения, но и воспитание в широких массах способности к государственному подходу, наработка опыта, умения решать даже самые сложные вопросы. Тогда только наша  перестройка будет необратимой.
В марте с.г. в Москве прошла 1-я Всесоюзная конференция советских немцев. Она провозгласила создание Всесоюзного общественно-политического и культурно-просветительского общества советских немцев «Возрождение». Конференция приняла Устав и Программу общества, а также обращение к руководству партии и страны, где еще раз, исходя из сложившейся критической ситуации, поставила вопрос о необходимости безотлагательного восстановления Автономной республики советских немцев н Волге.
В этом году советские немцы отмечают две крупные даты в своей истории. 225 лет назад их предки прибыли по приглашению России в пустую заволжскую степь и создали там первые немецкие поселения. В тот год на Земле возник новый народ - российские немцы. А в 1924 г. была образована АССР немцев Поволжья, и теперь исполняется уже 65-я годовщина этого большого события.
Хотелось бы выразить надежду, что эти две годовщины совпадут с началом возвращения нашего народа к своей колыбели на российской земле, ознаменуют собой начало его возрождения.

Апрель 1989 г.
______________________________________________
1) См. выступление первого секретаря Волгоградского обкома КПСС т. Калашникова В.И. перед избирателями. - Волгоградская правда, 22 февраля 1989 г.


Рецензии