Разочарование зашло слишком далеко

Гуго Вормсбехер
Разочарование зашло слишком далеко
(Интервью Агентству печати «Новости» 4 января 1990 г.)

      С 16 по 13 января с.г. в Москве намечается провести Вторую Всесоюзную конференцию советских немцев. Наш корреспондент обратился к сопредседателю Всесоюзного общества советских немцев «Возрождение», Гуго Вормсбехеру, с просьбой рассказать о ее целях и задачах.

      Наша первая  конференция, состоявшаяся в конце марта прошлого года, проделала большую работу. Она провозгласила создание Всесоюзного общества «Возрождение», приняла устав и программу общества, ряд других документов, определила главные цели общества: возрождение и сохранение советских немцев как одного из советских народов, возрождение их культуры  и языка. Главным средством достижения этих целей было названо восстановление государственности советских немцев, незаконно ликвидированной в 1941 году.
      За девять месяцев, прошедшие с тех пор, общество «Возрождение» значительно выросло и окрепло. В его составе сегодня республиканские, краевые, областные, городские организации практически по всей стране. Они проводят активную работу среди двух миллионов советских немцев.
      Определенное продвижение вперед произошло на пути к решению вопроса о восстановлении государственности: Комиссия по проблемам советских немцев, созданная Верховным Советом СССР, выработала предложения о восстановлении их бывшей автономной республики, а Верховный Совет одобрил эти предложения и поручил Совету Министров СССР образовать комиссии «для решения практических вопросов, связанных с восстановлением прав немцев и крымско-татарского народа». В настоящее время такая комиссия  по нашим проблемам формируется.
      Можно, т.о., сказать, что мы сегодня ближе к решению нашего вопроса, чем когда-либо. Однако следует сказать и то, что никогда еще будущее советских немцев как народа не было так под угрозой, как сегодня. Причин здесь несколько: непомерное затягивание решения нашего вопроса, в т.ч. и в годы перестройки; неопределенность, расплывчатость официальных высказываний и принимаемых решений; отсутствие чёткого указания о необходимости  восстановить именно государственность советских немцев и о сроках этого акта; протесты сегодняшнего населения на территории бывшей АССР немцев Поволжья против восстановления там Немецкой республики. Всё это не могло не вызвать соответствующую реакцию у советских немцев. Многие из них вообще утратили веру в то, что их вопрос будет решен. Многие считают теперь невозможной нормальную жизнь для немцев на Волге, даже если их республика будет там  восстановлена. Отсюда их естественный вывод о невозможности будущего для советских немцев на их родине и приход к решению о выезде - в ФРГ или ГДР - как последнем шансе сохранить родной язык и остаться немцами.
      В этих сложных условиях и собирается наша конференция. Мы хотим еще раз вместе проанализировать ситуацию, посмотреть, есть ли из нее реальный выход, т.е. выход, обеспечивающий реальное будущее советским немцам как одному из советских народов; услышать, что конкретно предполагает сделать руководство страны для советских немцев, и если мы придем к выводу, что у советских немцев  всё же есть еще шанс возродиться и сохраниться как народу, то выработать программу дальнейших действий. При этом единственным условием достижения такого возрождения и реального будущего является, на мой взгляд, не просто автономная республика, а только такая автономная республика, куда большинство советских немцев и захотело бы, и смогло бы поехать; любой другой вариант будущее исключает.
      Как видим, ситуация весьма драматичная. Мы хорошо понимаем, что наша проблема жестко вписана в широкий контекст проблематики  всей страны, всей перестройки, и что должны рассматривать ее именно в этом контексте, если не хотим скатиться в неуправляемую стихию обид и эмоций. Однако мы отдаем себе полный отчет и в том, что тяжелейший груз прошлых несправедливостей и длящееся по сегодняшний день национальное неравноправие двух миллионов  человек невозможно нейтрализовать туманными высказываниями и обещаниями. Процесс разочарования и неверия заведен слишком далеко, для многих он уже необратим, и если мы не хотим, чтобы он стал необратимым для подавляющего большинства советских немцев, со всеми вытекающими отсюда последствиями, то должны быть приняты конкретные, масштабные и скорые меры.


Рецензии