Лукино Висконти

Лукино Висконти родился в ноябре 1906 г. в Милане в аристократической семье, принадлежавшей к очень древнему феодальному роду. Отец Лукино, герцог Джузеппе Висконти ди Модроне, любил искусство и заслужил признание как театральный меценат. Сам режиссер с ранних лет горячо увлекался литературой, музыкой и театром. Закончив кавалерийскую школу, Висконти недолго служил в армии, но военная карьера его не привлекла. Подлинное свое призвание он нашел в кинематографе. В 1936 г. Висконти устроился  ассистентом  в группу знаменитого французского режиссера Жана Ренуара, под руководством которого постигал тайны постановочного искусства. Известность Висконти принес фильм «Одержимость» (1942), снятый по известному роману Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды». Вскоре после выхода ленты на экраны он оказался в рядах Сопротивления - укрывал в своем доме людей, преследуемых фашистами, помогал солдатам союзнической армии, бежавшим из немецкого плена. В Риме его арестовало гестапо, и он чудом избежал казни. В послевоенные годы Висконти делается известным театральным режиссером.
Вновь к кинематографу он возвратился в 1947 г., когда снял в жесткой реалистической манере свой второй  фильм «Земля дрожит» (1948). Деньги на постановку были предоставлены итальянской компартией. Однако их не хватило, и Висконти пришлось продать картины и драгоценности, принадлежавшие покойной матери. Вместо профессиональных актеров снимались жители местечка Ачи Трецца – маленького порта на Ионическом море, неподалеку от Катаны. Показанный в 1948 г. на Венецианском фестивале, фильм поразил всех  необычайным сочетанием правдивости и высоко поэтичности. И по сей день «Земля дрожит» считается одной из вершин итальянского неореализма. Однако в прокате картина не имела успеха. В следующих своих лентах «Самая красивая» (1951) и «Чувство» (1954) Висконти отходит от канонов неореализма.
 
«ЧУВСТВО». Это цветной, эффектно-зрелищный фильм об аристократах XIX века. Он ставился с расчетом на зрительский успех, и действительно имел очень успешную прокатную судьбу. 1866 год. Австрия оккупирует Венецианскую провинцию. В оперном театре «Фениче», во время спектакля «Трубадур», патриции  устраивают демонстрацию. Среди них  - маркиз Удзони, который вызывает на дуэль австрийского лейтенанта Франца Малера. Графиня Серпиери, кузина маркиза, разделяющая его патриотические убеждения, вмешивается, желая его спасти, но в результате влюбляется в красавчика лейтенанта настолько, что идет на предательство – отдает ему деньги, собранные патриотами на нужды освободительной борьбы. Война разгорается все больше и больше, сопротивление подавлено. Графиня покидает свое поместье, чтобы встретиться с Францем в Вероне и застает его в омуте гнуснейшего разврата. Малер цинично признается, что никогда не любил ее и охотился лишь за ее деньгами. Обезумев от горя, Сарпиери выдает лейтенанта коменданту города как дезертира, и его приговаривают к расстрелу.

В 1958 г. режиссер приступил к работе над черно-белым фильмом «из жизни молодых боксеров», в окончательном варианте получившем название «Рокко и его братья» (1960).

«РОККО И ЕГО БРАТЬЯ». Действие фильма разворачивается  с октября 1955 по февраль 1960 года. Крестьянская семья Паронди  (мать Розария и четыре ее сына – Симоне, Рокко, Чиро и Лука) после смерти  отца перебирается  из Лукании в Милан, где уже обосновался старший сын Розарии Винченцо. Симоне поступает в школу бокса, где делает быстрые успехи  под руководством тренера Чекки и при покровительстве импресарио Морини. Вскоре он поддается соблазнам большого города и вступает в связь с уличной девушкой Надей (Анни Жирардо). Разленившись, Симоне отлынивает от тренировок, ставит под угрозу свою боксерскую карьеру. Тогда Чеки предлагает Рокко (Ален Делон)  попробовать на ринге свои силы. Вскоре того призывают в армию. Пока он служит, семья переезжает в новую трехкомнатную квартиру. Винченцо женится на своей избраннице Джинетте (Клаудиа Кардинале), Чиро поступает на работу  в фирму «Альфа Ромео». Между тем Рокко случайно сталкивается с Надей, которая только что отбыла тюремное заключение. Между ними завязываются любовные отношения. Надя верит, что с Рокко – юношей добрым и чистосердечным – она обрела новую жизнь. Полные надежд они возвращаются в Милан. Здесь об их чувствах узнает Симоне. Одержимый ревностью и злобой, он вместе с дружками  подстерегает   влюбленных на пустыре и насилует Надю на глазах брата. Рокко считает себя виновником всего происшедшего и в мучительном объяснении с Надей на крыше Миланского собора отказывается от своей любви ради Симоне. Оскорбленная и лишенная надежд, Надя возвращается к прежней жизни. Рокко становится профессиональным боксером. Симоне же опускается все ниже, будучи уже не в состоянии работать, он пьет, играет в карты, вымогает деньги у братьев, избивает и грабит  импресарио Морини. Чтобы замять это дело, Рокко подписывает долгосрочный контракт на участие в боксерских  состязаниях (фактически продает себя дельцам от профессионального бокса). Надя, не выдержав жизни с Симоне, уходит от него. В те самые минуты, когда заканчивается финал боксерского чемпионата и Рокко наносит своему сопернику серию сокрушительных ударов, на окраине Милана, у гидропорта, озверевший Симоне, подкараулив Надю, закалывает ее ножом. В разгар семейного праздника в честь чемпиона Рокко, убийца появляется дома и признается в совершенном преступлении. Рокко хочет спасти Симоне. Остальные готовы его послушаться. Единственный, кто не потерял способности трезво рассуждать и не ослеплен любовью к злосчастному брату - Чиро. Он сообщает об убийстве в полицию, и Симоне арестовывают.

Весною 1962 г. Висконти приступил к съемкам крупномасштабной исторической драмы по роману ди Лампедузы «ЛЕОПАРД» (1963). Действие ее разворачивается на Сицилии в 1860 г., вскоре после присоединения острова к Италии. Никогда прежде Висконти не создавал фильмов  такого постановочного размаха. Фирма «Титанус» щедро финансировала работу, делая ставку на зрелищное богатство будущего «авторского боевика» и рассчитывая на большой коммерческий успех в прокате. Поэтому здесь есть все, что нравится зрителям: цвет, широкий экран, актеры звездного ранга, эффектная смена дворцовых интерьеров и натуры (городской, пейзажной, батальной)… Традиционная для Висконти тщательная работа по воссозданию среды и обстановки действия также обрела  небывалый размах. Как отмечал один из критиков: «Целые дворцы были если не восстановлены полностью, то по крайней мере реконструированы от фундамента до крыши…» Объем постановочной работы был огромен. От фильма много ждали, и он действительно оправдал самые дерзкие ожидания. «Леопард» с успехом показывали во всех странах мира, он дал хорошие сборы. На Каннском фестивале в 1963 г. лента была удостоена главного приза – Золотой пальмовой ветви.

«ТУМАННЫЕ ЗВЕЗДЫ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ» (1965). Снятый сразу после «Леопарда» этот фильм    выглядел как его сознательная противоположность: черно-белый, короткий, камерный (не роман, а скорее новелла). Сандра Доусон с мужем после многих лет отсутствия возвращается в свое поместье  в Вольтере, и в ее душе пробуждаются тягостные воспоминания. В годы войны ее богатого отца-еврея убили нацисты. Были основания полагать, что его выдал любовник матери адвокат Джилардине, ставший вскоре ее вторым мужем. Тогда Сандра и ее брат Джанни объединились против матери и, в конце концов, довели ее до сумасшествия. Безграничная ненависть, связавшая брата и сестру, токнула их к кровосмесительной связи. Сандра полагала, что их страсть утихла с годами, но оказалось, что под слоем пепла остались пылающие угли. Едва Джанни встречает сестру, старые чувства закипают в нем с новой силой, а когда Сандра отказывается остаться с ним, он принимает яд и умирает. Фильм повествует о власти прошлого над сознанием  и жизнью людей, о неизбежности этой власти и ее противоречивой двойственности. Избавиться от прошлого невозможно, а  отдаться в его власть, значит утратить связь с настоящим. Фильм получил в 1965 г. «Золотого Льва» на кинофестивале в Венеции.

В последний период жизни Висконти все чаще обращался к немецкой литературе, музыке, истории. Один за другим он снимает на немецком материале три фильма: «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971) и «Людвиг» (1973).

«ГИБЕЛЬ БОГОВ». Этот монументальный философский и психологический фильм обращен к событиям, происходившим в Германии в 1933-1935 гг., сразу после установления  нацистского режима. «Я делаю эту картину для поколений, которые не знают, что такое нацизм, - говорил режиссер. – Молодые должны усвоить, что непротивление злу приводит к его абсолютизации. Нацистские оргии массовых убийств были  чудовищны, и я хотел передать  воистину  апокалипсический ужас происходящего». В центре картины - семья барона Иоахима фон Эссенбека, главы металлургического концерна, члены которой вступают в ожесточенную, беспощадную борьбу друг с другом, стараясь утвердить свою власть над фирмой. (Сталелитейные заводы играют здесь  роль проклятого золота в известной опере Вагнера, отсылом к которой служит и само название фильма). Сам Иоахим вскоре гибнет от руки Фридриха Брукмана – любовника Софии фон Эссенбек, вдовы умершего сына Иоахима. Формально его наследником становится сын Софии Мартин. Но его начинает шантажировать племянник Иоахима Константин фон Эссенбек. Последний занимает важный пост в СА и чувствует себя на вершине власти. Однако его чаяния оказываются химерой. Центральным событием фильма становится «Ночь длинных ножей» 1934 года, когда Гитлер при помощи отрядов СС нанес сокрушительный удар по «штурмовым отрядам» СА. На рассвете 30 июня 1934 г. эсесовцы нападают на расположение отрядов СА. В их числе – Фридрих Брукман, который расстреливает Константина из автомата. После этого слабовольный Мартин оказывается во власти дальнего родственника Эссенбеков, гаупштурмфюрера СС Ашенбаха. Он разжигает в Мартине жажду власти и затаенную ненависть к Софии, подавляющей его волю. Маниакально стремясь  к самоутверждению, ощутив себя наконец «по ту сторону добра и зла» Мартин совершает насилие над собственной матерью. А вскоре он, уже облаченный в мундир СС, устраивает в фамильном замке банкет по случаю ее свадьбы с Брукманом. Пройдя ритуал венчания, полупомешанная София и покорно повинующийся Брукман получают от Мартина «в подарок» ампулы с цианистым калием. Последние кадры фильма: Мартин, застывший в фашистском приветствии над трупами новобрачных. Картина получилась уникальной  по романной широте и психологической сложности характеров. И, пожалуй, еще никогда актеры у Висконти не создавали таких мощных образов.

 «СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ». Фильм снят по известной новелле Томаса Манна. Время действия – 1911 год. Европа, доживает свои последние безмятежные годы, но уже предчувствуется надвигающаяся катастрофа тотальной войны.  Немецкий композитор  Густав фон Ашенбах приезжает в Венецию и вскоре обращает внимание  на польскую семью: мать с двумя дочерьми и сыном  Тадзио. Эта встреча приводит композитора в смятение. Ашенбах был убежден, что совершенная красота не имеет ничего общего с жизнью, что она может быть лишь чисто духовным творением. Однако совершенство черт Тадзио превосходит любые классические образцы. Как зачарованный, Ашенбах следит за мальчиком, где бы тот не показывался. Между тем  Венецию настигает  холерное поветрие. Польское семейство готовится к отъезду. На пляже Ашенбах   в последний раз видит мальчика, который, прощаясь с морем, все дальше уходит по волнам лагуны. Ашенбах приподнимается в своем кресле и падает мертвым... Этот фильм о великой тайне красоты  – трагичный в своем итоге, томительный по характеру изображаемых событий, не лишенный подчас безжалостной иронии, - обладает несказанной привлекательностью. Высшее художественное мастерство проявилось во всем  его построении: в найденной режиссером гармонии сюжета с динамической живописью  воссоздаваемой среды, человеческих обликов с пейзажем, во всем пространственном  и временном ритме, связующем прекрасную музыку Малера с движением пластики, света и цвета, в том, как выражено на экране легендарное и загадочное очарование Венеции.

 «ЛЮДВИГ». Фильм представляет необычайную историю жизни баварского короля  Людвига II, правившего в 1864-1886 гг. и  попытавшегося создать вокруг себя утопическое «царство Красоты». Разочаровавшись в своих друзьях и близких, не находя удовольствия в политике, Людвиг уходит в мир архитектуры и театральности, в мир высоких зрелищ и низменных развлечений.  Но чем больше Людвиг  предается иллюзии возвышенного духовного самодержавия, тем больше он превращается  из государственной фигуры в эксцентричное частное лицо. Наконец, специальная  государственная комиссия признает его душевнобольным. Низложенный король отправляется в ссылку, в горный замок. Ночью 13 июня 1886 года  он уходит на прогулку в сопровождении своего врача; вскоре  тела обоих находят мертвыми на дне озера Штарнберг.  Картина получилась чрезвычайно зрелищной и монументальной, демонстрация длилась около четырех с половиной часов – постановка потребовала поистине титанического труда.

После «Людвига» Висконти тяжело заболел. Приступ тромбоза привел к частичному параличу.  Врачи не позволяли ему выходить за пределы помещения. Тогда он нашел сюжет, который можно было целиком снимать в павильоне. Это «Семейный портрет в интерьере» (1974) - самый камерный из всех фильмов Висконти. Вместе с тем, по художественной силе, широте проблематики, психологической сложности и значительности характеров – это  выдающееся произведение мирового киноискусства. Умер Висконти в марте 1976 г., не успев закончить свой последний фильм «Невинный». 

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Вы так, Константин, интересно описываете сюжеты фильмов, что все их хочется посмотреть.
Сколько же я фильмов интересных не видела..
Спасибо вам за рассказ о Висконти.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   04.12.2011 12:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Кира. Вы правы: "Лучше один раз увидеть, чем..." К тому же Висконти легко найти в интернете.

Константин Рыжов   04.12.2011 13:35   Заявить о нарушении