О единстве

Гуго Вормсбехер
О единстве

      С самого начала наше движение формировалось как движение сторонников Волги. И наше общество «Возрождение» тоже складывалось из участников этого движения. И мы искренне полагали, что, выступая за Волгу, мы исходим из интересов всех.
      Но сегодня ситуация изменилась. Сегодня интересы у советских немцев очень разные.
Одни только за выезд.
Другие ставят вопрос: автономия или выезд.
Третьи - только за автономию.
Четвертые - автономия только на Волге.
Пятые - за Волгу, но  сами они туда не поедут.
Шестые -  всем вернуться туда, откуда были выселены в 1941 году, и т.д.
      На первый взгляд, эта разноголосица совершенно хаотична,  противоречива, взаимоисключающа. Но это лишь на первый взгляд. Если посмотреть поглубже, то причины и цели у всех этих разных мнений одни. Причина: несогласие, неприятие сегодняшнего положения советских немцев. А цель: иметь как немцам будущее для себя, для своих детей, для своей национальной культуры, языка, для своего народа.
      В этой ситуации перед нашим обществом открываются два пути. Или мы по-прежнему будем выступать только как представители сторонников Волги, отвергая все остальные течения и мнения, или мы расширим нашу платформу, чтобы она учитывала, выражала и отстаивала интересы всех советских немцев.
      Если мы пойдем по первому пути, то мы сужаем цели нашего общества до целей одной группы советских немцев. Тогда мы должны, видимо, считаться с тем, что другим группам советских немцев может в конце концов надоесть отстаивать интересы только тех, кто за Волгу, и они могут, и должны тоже создать свои общества, выступающие за их интересы.
      Сегодня это вполне реально: т.к. немцы с иными мнениями живут по всей  стране так же разбросанно, как и немцы, выступающие за Волгу, то мы будем иметь несколько Всесоюзных обществ советских немцев с разными программами. И так как каждое общество будет  заботиться в первую очередь о достижении своих целей, то при нашей готовности объявлять чужие мнения предательскими, в движении советских немцев возникнет не только невообразимый разнобой, но и невообразимая свара. К какому результату это может привести, ясно. Даже если мы не заведем решение нашего общего вопроса в тупик, мы навсегда расколем наш народ на непримиримые группы, что тоже исключает  возможность будущего для советских немцев как народа.
      Очевидно, нам остается только второй путь. Путь, при котором уже существующее наше общество «Возрождение» стало бы обществом, выражающим главные интересы всех советских немцев. Если мы с этим  согласны, то мы должны внести в программу нашего общества небольшие, но существенные, на мой взгляд, поправки, диктуемые новой ситуацией. А именно: главной целью нашего общества объявить не восстановление  автономной республики советских немцев, а возрождение и сохранение нашего народа, его языка и культуры. Средством, необходимым  условием достижения этой цели мы должны, видимо, провозгласить восстановление государственности советских немцев.
Что касается места воссоздания нашей государственности, то оно должно  обеспечивать достижение основной нашей цели: возрождение и сохранение советских немцев как народа. И этот вопрос не может за советских немцев решать только одна их часть, это они должны решить все вместе.
       Этот вопрос не может быть также решен одними немцами, он может быть решен только вместе со всем советским народом. Но он не может быть решен и без советских немцев. Будем надеяться, что сегодня, когда все советские люди выступают за реабилитацию необоснованно репрессированных народов, за исправление допущенных несправедливостей, мы встретим со стороны всех советских людей максимальную готовность понять нас и помочь нам.
       Таким образом, наше общество «Возрождение», чтобы остаться представителем всех советских немцев и тем самым избежать нежелательной сегодня «многопартийности» в движении советских немцев, должно интегрировать в себе все течения, существующие сегодня в этом движении. Необходимость единства советских немцев как народа в будущем диктует нам необходимость единства действий сегодня.
       Можно, конечно, думать и иначе. Можно, например, рассчитывать на то, что пока другие направления в движении советских немцев создадут свои общества, наше общество «Возрождение» сможет уже добиться восстановления автономной республики на Волге, тем более, что известная авантюрность действий не чужда некоторым из нас. Однако если мы действительно хотим сохранить наш народ, если мы хотим, чтобы он имел возможность остаться на своей родине, то есть чтобы все советские немцы получили уверенность в том, что у них есть на этой своей родине вполне реальное будущее - то мы так думать и действовать не имеем права. И руководство страны, если оно хочет решить  вопрос советских немцев действительно в духе нового мышления, если оно хочет остановить, наконец, выезд советских немцев, то и оно не имеет права так действовать.
       Возвращаясь к позиции нашего общества, считаю, что нам надо предпочесть единство мнений, единство общества, единство советских немцев и гарантированное будущее для всех них.

      (Август 1989 г.)


Рецензии