За 4 года перестройки не решен ни один вопрос

Гуго Вормсбехер
Проблемы и перспективы развития культуры советских немцев
(Выступление на научно-практической конференции по  межнациональным отношениям, 4-6 июля 1989 г., Москва)

       Есть ли национальная культура у российских немцев? Вопрос этот совсем не риторический, потому что ответить на него можно по-разному, и каждый ответ можно основательно аргументировать.
Если исходить из того, какой должна быть национальная культура у двухмиллионного народа в нормальных условиях, то у нас такой культуры, можно сказать, нет. Достаточно назвать несколько цифр.
       В сравнении с другими народами такой же или меньшей численности, у советских немцев на 1 человека издается на родном языке газет в 13 раз меньше, чем у киргизов, в 30 раз меньше, чем у латышей, и в 41 раз меньше, чем у эстонцев. Книг художественной литературы меньше соответственно в 100, 160 и 320 раз, а журналов - в 330, 1330 и 900 раз.
       У нас есть около 20 художников, однако у нас нет национального изобразительного искусства, т.е. искусства, предметом которого была бы жизнь советских немцев. Кроме скульптора И.Зоммера и художника М.Дистергефта я не знаю никого, кто бы обратился в своем творчестве к проблемам советских немцев.
       Но наиболее болезненна ситуация с родным языком. У советских немцев нет сегодня общенационального родного языка. Часть из них еще говорит на различных диалектах, понимает литературный язык и одновременно пользуется русским языком. Часть говорит в основном на русском языке, понимая немецкие диалекты и изредка прибегая к ним. Очень небольшая часть, в пределах тысячи человек, активно владеет литературным немецким языком; это преимущественно люди, для которых язык является их специальностью: преподаватели, писатели, журналисты. И подавляющее большинство советских немцев говорит только на русском языке.
       Таким образом, можно было бы с полным основанием отрицать существование у советских немцев национальной культуры вообще, потому, что состояние ее весьма далеко от нормы. Однако если учесть, в каких условиях развивалась - по пути к полной ликвидации - советская немецкая культура, начиная с  середины 30-х годов, и особенно после Указа 1941 года, то мы бы должны сегодня склонить голову перед нашей культурой, перед литературой, перед нашим театром. Ибо они сделали невозможное: обреченные в этих условиях на верную гибель, они не только выстояли сами, но и, преодолевая в своем народе чувство безысходности, звали его к стойкости и даже сохранили в нем, вопреки почти полувековой политике геноцида, неравноправия и дискриминации, веру в возможность у советских немцев будущего на их Советской Родине.
       Этот феномен требует для своего объяснения и анализа большего времени, чем мне отведено, поэтому ограничусь лишь рассмотрением некоторых моментов, общих для нашей культуры, литературы и искусства; моментов, не позволивших им стать такими, какими бы мы могли их сегодня видеть.
       1. После бурного всплеска во второй половине 20-х годов и самом начале 30-х годов наша культура, литература, искусство получили сокрушительный удар в результате репрессий 30-х годов. Репрессии эти характерны для всех национальных культур советских народов. И по отношению ко всем народам национальное часто трактовалось как национализм, как выступление против интернационализма. Особенность репрессий по отношению к советским немцам состояла в том, что национальное у них, в том числе и язык, связывалось или прямо трактовалось как тяготение к германскому фашизму или проповедь его идеологии.
       2. Указ от 28 августа 1941 года, обвинявший советских немцев в пособничестве фашизму, закрепил этот подход уже официально, и т.к. Указ действовал до 1964 года, а в сознании советских людей, из-за его неопубликования, еще почти 25 лет после этого, то атмосфера вокруг советских немцев, отношение к ним на всех уровнях определяли и огромные трудности для развития их культуры, литературы, языка.
       3. Советские немцы, начиная с 1941 года, когда все они были выселены в районы Сибири и Казахстана и расселены по несколько семей в деревнях и аулах, живут по всей стране в течение вот уже почти полувека чрезвычайно распыленно. В этих условиях, даже если бы им было разрешено проводить культурные мероприятия, это невозможно было делать физически. Компактно, в селах, проживает всего около 5-7% немецкого населения. В этой ситуации не может быть и речи о какой-либо национальной культурной жизни.
       4. В условиях распыленного проживания советских немцев невозможно было обеспечить изучение и сохранение родного языка. Происходила стремительная ассимиляция. Утрата языка также исключала нормальное развитие национальной культуры.
       5. Культура, литература, искусство советских немцев, как и у всех других советских народов, десятилетия не имели права развиваться свободно. Однако у советских немцев это дополнялось запретом вообще касаться истории, довоенной жизни, периода трудармии, современных проблем советских немцев.  Дозволенная тематика ограничивалась рамками газетных тем и газетных проблем того времени, что не могло не поставить литературу и искусство в положение прикладных для апологетической журналистики.
       6. У советской немецкой культуры, литературы, искусства не было необходимой базы и в жизни народа, т.к. у советских немцев не было и до сегодняшнего дня практически нет национальной жизни, ибо не было и нет совместной жизни народа, не было и нет фундамента для такой жизни в виде государственности. Неполноценная национальная жизнь советских немцев при запрете на отражение этой неполноценности не могла стать основой для формирования полноценной национальной культуры, литературы, искусства.
       7. У советской немецкой культуры, литературы, искусства не было и необходимой материальной базы для нормального развития. Нет национальной экономики, нет средств на финансирование этой сферы. Не было и нет немецких школ, вузов, культурных учреждений, своих издательств, очень незначительна периодика.
       8. Вопросы культуры, литературы и искусства советских немцев, начиная с 1955 года, когда появилась первая газетка на немецком языке, и до сегодняшнего дня - никогда не были в руках самих советских немцев. В центральной газете руководство и подавляющее большинство сотрудников всегда - вот уже 32 года - были не из представителей советских немцев. И даже там, где и руководство, и сотрудники  в основном были немцы, газеты являлись газетами не советских немцев, а для советских немцев. Только в самое последнее время газеты «Фройндшафт» и «Роте фане»  приближаются к газетам национальным. В других сферах это положение труднее.
       9. За все 48 лет после начала войны практически не готовились кадры для советской немецкой культуры, литературы и искусства (единственное недавнее исключение - актеры Немецкого драмтеатра). Более того, даже те кадры, что вырастали вопреки всем сдерживающим условиям, не могли реализовать себя в этой сфере полностью, отдавая ей лишь часть свободного от основной работы времени или годы пенсионного возраста. К  тому же всякое проявление заботы и тем более тревоги за состояние родного языка, культуры, литературы трактовалось, как и во времена репрессий 30-х годов, как национализм, как стремление к национальной обособленности и т.д.
       10. Годы культа личности и застоя, не решив главного вопроса советских немцев - о восстановлении их государственности, вызвали не только катастрофическую деградацию их национальной культуры, языка, литературы, искусства. Эти годы последовательно лишали надежды на саму возможность восстановления государственности вообще.
       Годы перестройки, к сожалению, мало что изменили здесь. За 4 года не решен практически ни один вопрос, касающийся положения советских немцев и их национальной жизни. Снятие ограничений на выезд воспринимается многими как подталкивание к выезду. Надежды на восстановление государственности, мощно возродившиеся с началом перестройки, не получив подкрепления в форме официального признания их осуществимости, рушатся с каждым днем у тысяч и тысяч советских немцев, подвигая нас к черте, когда выезд в ФРГ может стать процессом почти необратимым. Этому способствует и отсутствие всяческих перемен в положении национальной культуры, языка, литературы, издательского дела, подготовки кадров и т.д.
       Можно сказать, что самый острый застой, даже деградация в сфере  национальной культуры, наблюдается именно в годы перестройки. Этому есть свои причины, не связанные с отношением  к советским немцам, но от этого им не легче. В результате многие пришли к убеждению, что даже если государственность советских немцев будет восстановлена, это уже мало что сможет дать - уже  поздно.
       Но разуверились далеко не все. Нарастает движение за восстановление государственности советских немцев как гаранта их равноправия, возрождения их языка, национальной культуры, гаранта сохранения советских немцев как народа. Создано, как вы знаете, Всесоюзное общество советских немцев «Возрождение», ставящее своей первоочередной целью именно восстановление государственности советских немцев. Это общество и его программа получили широкую поддержку и у партийных органов, и у советской общественности.
       Такова, в самом общем виде, ситуация на сегодня в вопросе о положении советских немцев и их национальной культуры.
       Какой же выход видится в этой ситуации?
       Единственной возможностью решить все эти проблемы является восстановление государственности советских немцев. Это главный вопрос, и, не решив его, мы будем постоянно натыкаться на него при попытках решить другие вопросы - если вообще еще возникнет надобность в их решении. Надо сразу отказаться от идеи культурно-национальной автономии, о которой иногда ведут речь. Если народы, имеющие союзные республики, говорят сегодня об утрате родного языка, деградации национальной культуры, то как можно сохранить их при отсутствии государственности вообще, а тем более возродить - после 48 лет их последовательного удушения, в условиях разбросанности немецкого населения, при отсутствии национальной жизни и национальной экономической  базы?!
       При восстановлении государственности советских немцев - а под этим  я понимаю восстановление Немецкой АССР на Волге и ряда национальных районов и сельсоветов в местах компактного проживания немцев сегодня – создание экономической инфраструктуры должно сопровождаться созданием  основательной, даже мощной, опережающей культурной инфраструктуры. Исходить нужно не только из критического сегодняшнего положения, но и из приоритета для советских немцев на данном этапе вопросов языка и национальной культуры перед всеми остальными вопросами. Надо учитывать и то, что возрождение языка и культуры потребует более длительного времени, чем создание развитой экономики.
       Какие движущие силы могут рассматриваться в этом вопросе?
       1. Творческий, культурный потенциал самих советских немцев: преподаватели немецкого языка, ученые, писатели, журналисты, художники, композиторы, работники театра. Однако для двухмиллионного народа их слишком мало, и надежды обойтись своими силами мне кажутся нереальными - даже в возрождении языка. Нужна очень сильная, концентрированная и экстренная помощь извне.
       2. Эффективную помощь могут оказать вузы страны в подготовке кадров для литературы, изобразительного искусства, музыки, театра - путем целевого набора больших групп немецкой молодежи, с последующей их языковой стажировкой в немецкоязычных странах.
       3. Необходимым условием для возрождения родного языка является, на мой взгляд, создание на 10-15 лет устойчивого языкового ядра в будущей республике: воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, литературных редакторов в газетах, издательствах, на радио и телевидении - путем приглашения их на договорной основе или в порядке культурной помощи из немецкоязычных стран: ГДР, ФРГ, Австрии.
       4. Одновременно большую группу немецкой молодежи надо будет направить на учебу в немецкоязычные страны, чтобы со временем они смогли заменить приглашенных специалистов.
       5. Большое значение могут иметь тесные разносторонние контакты будущей республики с немецкоязычными странами, свободные поездки, что одновременно позволит значительно уменьшить выезд советских немцев в ФРГ вообще.
       Какие сложности могут встретиться в осуществлении такой программы? Я пока вижу одну сложность. Это неподготовленность части советских людей к восприятию контактов с немецкоязычными странами как нормы. Многие до сих пор носят в сердце трагедию войны с немецким фашизмом, и им трудно полностью отделить советских немцев от Германии, трудно также  освободиться от стереотипов, что если немцы «оттуда» помогают немцам  здесь, то тут неизбежно попахивает «пятой колонной». Полагаю, что после визита М.С.Горбачева в ФРГ тут многое изменится. И восстановление многовекового тесного сотрудничества между немецким народом и народами нашей страны, нарушенного двумя войнами, тоже изменит атмосферу. Задача эта вполне разрешима.


Рецензии