Поэт и гений
Выслушав его вступительное слово, закончившееся глубокой мыслью: - А впрочем, всё дерьмо! - задал ему вопрос: - А у кого из современных поэтов ты Иван Петрович готов учиться мастерству?.
Прозвучал лаконичный ответ: - Все дерьмо! Затем визави «повысил градус» и после двух стопок водки перешёл к любимой теме «Я. И другие гении». Первым, или точнее вторым, после неизменного «я» обычно назывался Вильям наш Шекспир. Затем шёл Пушкин. До Лермонтова дело редко доходило. Поскольку в тот момент, когда вдруг выяснялось, что и «наше всё» не такой уж и великий, в сравнении с Петровичем, входила могучая супруга «альфа- гения» и, сграбастав его под мышку, в абсолютной тишине, торжественно уносила в опочивальню.
Задал себе тот же вопрос: - Кто для тебя Мастер поэзии?
Перебрал в уме и в библиотеке сотни поэтов, погрузился во «всемирную паутину» и сформулировал критерии оценки поэтического мастерства. Они субъективны. И могут в любой день измениться. Но для меня они пока таковы.
Заходя в поисковую систему Интернета, и делая конкретный запрос, мы получаем иногда краткие, а чаще всего пространные ответы. Да ещё и в тысячах вариантов. Разумеется, такая ситуация не устраивает. Зачастую расстраивает. И даже бесит.
Как известно «поэт в России больше, чем поэт» и мне как читателю хотелось бы, задав ему мучащий меня вопрос из серии «о главном», получить точный, лаконичный, и одновременно ёмкий, глубокий по смыслу, красивый ответ.
После долгих поисков кандидатов, горячих споров и обсуждений с самим собой, в голове сложился консенсус и «внутренняя конкурсная комиссия» зачитала результат: - Игорь Губерман!
Обсудил это решение с неожиданно трезвым соседом. Реакция записного «ура-патриота» была предсказуемой: - Так он же в Израиле живёт! Как ты - русак, можешь выдвигать на столь почётное место не нашего человека?
Ответил ему по пунктам.
Во-первых, поэт мыслит и талантливо пишет по-русски. У талантливого человека грех не учиться. И не важно, где он живёт. Шекспира ты, Иван Петрович, уважаешь. И даже иногда кое-что одалживаешь.
Во-вторых, если в патриотизме даже последний негодяй ещё может найти спасение, то в национализме, в любой его форме, ничего кроме гибели нет. Более убедительного примера, нежели нацистская Германия, привести нельзя. Твои и мои многочисленные родные погибли в войне против Зверя. Что же они зря проливали свою кровь? Нет! Фашизм, в какие одежды бы он не рядился, омерзителен по своей сути.
А уж нам, живущим в многонациональной семье рассуждать на темы неполноценности одних народов и превосходстве других, более чем не простительно. Кстати, если человек и его предки в нескольких поколениях живут в России, думают и говорят по-русски, то куда их можно отнести: к русским евреям или евреям русского толка? Или всё же к россиянам? Вклад они делают в нашу культуру. Поэтому лично для меня проявления разума, порывов души, мудрости человека не имеют национальности. Так же впрочем, как и глупость, зло, ненависть и многие другие человеческие пороки.
А насчёт отношения к нам пусть лучше скажет Игорь Губерман:
Я снял с себя российские вериги,
в еврейской я теперь сижу парилке,
но даже возвратясь к народу Книги,
по-прежнему люблю народ Бутылки.
И, в-третьих. Предлагаю провести эксперимент. Ты задаёшь мне любой вопрос из тревожащих тебя, и если я не смогу на него ответить четверостишием («гариком») Губермана, то признаю свою неправоту.
Ударили по рукам.
- Настроение у меня хреновое! - молвил сосед.- Изводят мыслишки: зачем жил? Что скажет твой поэт?
- Пожалуйста:
Бог молча ждет нас.
Боль в груди.
Туман. Укол. Кровать.
И жар тоски, что жил в кредит
и нечем отдавать.
- Да. Неплохо! И про жар. И про долги. ...Хорошо! ..Пусть ответит мне: кто я по своей беспокойной натуре. Чего мне надо? Тем более, что я сам этого не знаю.
- Слушай, Петрович:
А жизнь летит, и жить охота.
и слепо мечутся сердца
меж оптимизмом идиота
и пессимизмом мудреца.
- Хм! А ведь правда! … Себя к мудрецам не отношу, но к происходящему вокруг отношусь с пессимизмом. Хорошего не жду.
- И об этом сказано у Губермана:
Мой воздух чист, и даль моя светла,
и с веком гармоничен я и дружен,
сегодня хороши мои дела,
а завтра они будут еще хуже.
- А может быть, это старческое, Петрович? Поскольку:
У старости есть мания страдать
в томительном полночном наваждении,
что попусту избыта благодать,
полученная свыше при рождении.
- Есть такая болезнь у меня. …Пусть твой израильский кумир объяснит мне следующий парадокс. Или это ощущение? Чем дольше живу, больше читаю и узнаю, тем меньше знаю.
- Это не только про тебя, Петрович, но и про меня:
Учился, путешествовал, писал,
бывал и рыбаком, и карасем;
теперь я дилетант-универсал
и знаю ничего, но обо всем.
- Зрит в корень! А о моей душе, что он может сказать?
- Все поэты только и делают, что о душе беседуют:
Душа не в теле обитает,
и это скоро обнаружат;
она вокруг него витает
и с ним то ссорится, то дружит.
- Точно! Браво! Перейдём к непредсказуемой российской истории.
- Пожалуйста:
Тянется, меняя имя автора,
вечная российская игра:
в прошлом - ослепительное завтра,
в будущем- постыдное вчера.
- И как продолжение:
Где лгут и себе и друг другу,
И память не служит уму,
История ходит по кругу
Из крови – по грязи – во тьму.
- А что он говорит о наших «вождях»?
- А то, что думает простой человек:
Слава Богу – лишен я резвости,
слава Богу – живу в безвестности;
активисты вчерашней мерзости –
нынче лидеры нашей честности.
- Это так! Вчера активисты КПСС и ВЛКСМ. А сегодня властители дум. К их числу отнесены теперь и лицедеи из шоу-бизнеса. Осуждать их бесполезно: больного цинизмом, взывая к его совести, излечить невозможно. …А о мельтешащих по телику «пикейных жилетах» есть «гарик»?
- Непременно, Иван Петрович!
Опять полна гражданской страсти
толпа мыслителей лихих
и лижет ягодицы власти,
слегка покусывая их.
- И ещё о них:
У России мыслительный бум
вдоль черты разрешенного круга,
и повсюду властители дум
льют помои на мысли друг друга.
- Во как приложил! Как вспомню эти рожи, так или плеваться или выпить хочется. Может быть, на том свете от них отдохнём?
- А если нет?
Суд земной и суд небесный-
вдруг окажутся похожи?
как боюсь, когда воскресну,
я увидеть те же рожи!
- Нет! Не надо! Я даже в церковь готов ходить. Лишь бы хоть там, в загробном мире их не увидеть. Кстати, а что о кажущейся всеобщей воцерковклённости народа говорит твой мастер?
- Есть ответ:
Жаждущих уверовать так много,
что во храмах тесно стало вновь,
там через обряды ищут Бога
как через соитие – любовь.
- Всё правильно! …А про мою супругу есть у него что-нибудь? Ведь была когда-то любовь! Куда ж она делась-то?
- Имеется версия:
За женщиной мы гонимся упорно,
азартом распаляя обожание,
но быстро стынут радости от формы,
и грустно проступает содержание.
- Эх! Ядрёна-Матрёна! В самую точку попал! Уважаю!...Давай про моего важного зятя. Кандидата каких-то там неестественных наук. Когда спрашиваю, что он открыл, плетёт какую-то чушь. Да ты его сам знаешь!
- О таких «подвижниках» следующий «гарик»:
Он мало спал, не пил вино
и вкалывал, кряхтя,
Он овладел наукой, но
не сделал ей дитя.
- А о наших правителях имеется резюме?
- Их есть у нас. То бишь у Губермана:
Ты вождей наших, Боже, прости,
их легко, хлопотливых, понять:
им охота Россию спасти,
но при этом ничто не менять.
- Последний вопрос и я признаю твою правоту. Почему народ-то у нас такой квёлый. В 1991 году все кричали о свободе. Где она?
- Поэт предлагает свой вариант ответа. Прав ли он? Суди сам.
Не стоит наотмашь и с ходу
Россию судить и ругать:
Бог дал человеку свободу
и право ее отвергать.
- Всё! Признаю! Ты в своём выборе прав. Поучусь-ка и я у Губермана. Дай мне книжку.
На следующее утро со двора донёсся голос соседа. Он читал стихи приятелям-доминошникам. В них я узнал четверостишия Губермана.
Через полчаса, спускаясь по лестнице, встретил одного из слушателей дворового поэта. Он поздоровался и удивлённо произнёс: – Петрович-то стихи научился писать! Да такие короткие! Но со смыслом! Не то, что раньше с лепестками и всякой хренью.
В новогодние праздники сосед зашёл ко мне опохмелиться. После трёх рюмок громогласно анонсировал тему выступления: «Я, Время и Губерман».
Увы! Стены панельных домов для звука препятствием не являются. На пороге возникла грозная соседка. Через две секунды она исполнила супружеский долг. Тело поэта в её руках не сопротивлялось. И в абсолютном молчании было предано родной кровати.
***
P.S Приведены стихи Игоря Губермана из сборников «Камерные гарики» и «Иерусалимские Гарики».
Свидетельство о публикации №211030401681
Вячеслав Вячеславов 13.04.2013 12:00 Заявить о нарушении