О страдании и наслаждении-2

Наша задача - не облегчать боль(через все способы сопротивления боли), а искать принятия боли, ибо боль - отрешает от блага, и поэтому - принимающий боль принимает и благо, а сопротивляющийся боли - благо отвергает. Благо должно присутствовать в нашей жизни как бы само по себе, без прилагаемых нами волевых усилий, точно так же как без прилагаемых с нашей стороны волевых усилий к нам приходит страдание, боль. Фактически, я думаю, что боль и присутствует в нашей жизни потому, что мы ей противимся. Как только внутренне перестаём противиться ей, тут же обретается благо. Значит, если есть боль - это внешний признак того, что в сердце присутствует внутреннее сопротивление боли, а потому и отталкивание блага.

Что такое сопротивление боли? Поскольку оно есть попытка избавиться от боли всеми доступными на данный момент тому или иному человеку  средствами, то сопротивление обнажает надеяние на себя и свои силы, т.е. гордость. А человек только  своими силами не способен обрести нужное благо. Дело в том, что благо - даётся даром, а сопротивляясь мы как бы отказываемся от дара. Вот почему и нужно учиться не сопротивляться боли, ибо чем дольше сопротивляемся, тем дольше отталкиваем от себя дар Божий. Ведь всё даёт Бог. Наша задача - принять, а не оттолкнуть. Недаром Отцы говорили, что наши страсти и грехи отгоняют, не дают действовать в нас благодати и Духу Святому.

Зло - не даёт нам владеть благом. Для чего? Для того, чтобы мы этим благом не убили себя. Значит, попускаемое Богом зло предохраняет нас от самоубийства благом. Еда - благо. Но если объедаться - можно умереть. Нож - благо. Но им можно и заколоться. Видимо, когда наслаждение тем или иным благом становится для нас самоцелью, Бог попускает зло, которое МЕШАЕТ нам безмерно наслаждаться. Таким образом, Бог не даёт нам наслаждением убить себя. Вспоминается опыт, где в мозг крысам вживляли специальный электрод и они беспрестанно нажимали на кнопку, стимулирующую центр наслаждения в мозгу, пока не умирали от истощения. Значит, наслаждение само по себе не может быть смыслом жизни. Наслаждение бесконечное у нас будет лишь в том случае, если смыслом и центром нашей жизни станет источник и причина нашего наслаждения - Бог!

Не ситуация, какой бы она ни была, является причиною твоих помыслов, например, подозрительности, а сами эти помыслы - причина ситуации. Ситуация лишь извлекает на поверхность сознания из сердца все злые помыслы. Так даётся возможность сердце очистить, исцелить. Не будь ситуации - и ты бы никогда не узнал, что скрывается в твоём сердце. Значит, если идти вслед за возникающими после ситуации помыслами, это будет лишь пролонгировать ситуацию. Поэтому, когда ситуация произошла, надо сразу обратиться внутрь себя и не давать воли помыслам, приучая себя мыслить по-другому.

Ситуация извлекает из сердца уже сформированные выводы. И чем явнее ситуация соответствует этим выводам, тем меньше им следует доверять. И вообще - НЕ ВЕРЬ ЭТИМ НЕГАТИВНЫМ ВЫВОДАМ. Задача тёмных сил - расстроить тебя, лишить душевного покоя. Следовательно, нужно с порога отвергать все эти выводы - прилоги. Дай в сердце место Богу, а не своему мнению.

Все помыслы ПОСЛЕ ситуации - не следствие ситуации, а её причина. Идея первична, а события - вторичны. Через события мы лишь познаём свои помыслы. И помыслы - можно менять. Или, по крайней мере, не собеседовать с ними как с прилогами.

Есть два вида страдания. Одно приходит извне - и оно отрешает человека от блага. Другое приходит изнутри и называется подвижниками "мысленная брань". И оно тоже отрешает человека от блага. Если человек живёт в миру, то его ожидает в основном первый вид страданий. Если не в миру - второй. Однако, первое страдание неизбежно обнажает второе - помыслы, а второе - делает явным отсутствие блага. Ибо зло и страдание и вызвано отсутствием блага. Ведь зло это просто отсутствие добра. А поскольку зло не имеет сущности, то, фактически, зло - это разрушающееся добро, т.е. добро, утратившее цельность.

Цель не в том, чтобы прекратить страдание. Ибо если мы терпим страдание с этою целью, оно никогда не прекратится, поэтому надо сказать себе, пусть страдание длится, сколько нужно. Цель - ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТРАДАНИЕ КАК ПОВОД ОТРЕШИТЬ ДУШУ ОТ БЛАГА. Т.е. ЦЕЛЬ - ОТРЕШЕНИЕ ДУШИ, А ВОВСЕ НЕ УПРАЗДНЕНИЕ СТРАДАНИЯ. Так пусть длятся помыслы, пусть длятся ситуации столько, сколько нужно для отрешения души. В любом случае, они есть - только здесь и сейчас.


Рецензии