О страдании и наслаждении-5
Короче говоря, те средства, которыми мы можем боль заглушить, надо - все - отвергать. Что же делать с болью? Принимать боль, как отрешение души, и благодарить Бога. Пока длится боль, длится и отрешение. Сколько оно продлится - неизвестно. Зачастую только эта неизвестность и тяготит. Боль, кажется, будет длиться вечно. Вот здесь и кроется самообман. Ведь боль есть только здесь и сейчас. А что будет в следующее мгновение - мы не знаем. Поэтому и терпеть боль приходится здесь и сейчас. А не завтра. Если мы думаем, что она будет и завтра, мы как бы указываем Богу, как Он должен поступать. А боль, на самом деле, есть только в данный конкретный момент, и только в данный конкретный момент нам её и приходится терпеть. А что будет завтра - как Бог рассудит. Но, в любом случае, страдание длится ровно столько, сколько необходимо для отрешения души. Так что мы сами можем ускорить процедуру отрешения, если станем
п о м о г а т ь
Богу, а не противиться отрешению через вышеперечисленные способы. А противиться и значит - незаконно удовлетворять неудовлетворённые желания - в воображении, доискиваясь справедливости, мести и т.д. и т.п.
В чём и как проявляет себя боль, страдание? Это - мысли и эмоции негативного плана. Т.е. после того, как произошла ситуация, когда мы лишились или не обрели нужного блага, а потребность в этом благе реально ощущается (и подавлять потребности - нельзя, ибо через них и выражается наш духовный рост и приобретаемая сила - чем больше сил, тем больше потребностей), на нас наваливаются негативные мысли и эмоции, которыми очевидным для нас образом проявляется невидимая страсть, привязанность к нужному благу. Так вот, если мы терпим эти мысли и эмоции, не вступаем с ними в диалог, то тем самым мы и отрешаем душу от нужного нам блага. Эти мысли и эмоции, или просто "помыслы", могут быть самыми логичными, нужными, оправданными, справедливыми и т.п. И нужно вопреки всякой логике и здравому смыслу - отказаться от этих помыслов. И здесь мы вступаем в область неизведанную, когда мы не знаем, чем себя занять. Нас борют помыслы, мы стараемся с ними не собеседовать, а новых помыслов ещё нет. И здесь надо просить Бога, чтобы Он дал нам новые помыслы, т.е., как говорится в Библии, "сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". Только не надо просто ждать, когда придут новые помыслы, надо самому активно их доискиваться. И так, постепенно, с одной стороны, терпя и не собеседуя с негативными помыслами, а с другой - стремясь и заполняя своё сердце помыслами позитивными, мы и помогаем своей душе отрешаться от привязанности к благу. Главное - отрешить душу, а всё остальное - приложится.
Всё, что сейчас со мной происходит злого, объединяется в одно короткое и ёмкое понятие - страдание. А любое страдание - отрешает от наслаждения. Вот и отрешайся, а не ищи причины страдания. Ибо у страдания одна причина - отсутствие наслаждения. А наслаждение отсутствует, потому что нет блага, через которое наслаждение обретается. А блага нет потому, что душа зависима от него. Вот страдание и понуждает к отрешению от блага и помимо твоей воли. Поэтому терпи страдание и отрешайся с его помощью от блага. А для этого: не удовлетворяй мысленно желаний, принимай всё зло как отрешение души, учись думать по-доброму. Т.е. помогай душе отрешаться и прилагаемыми своими волевыми усилиями... Дело в том, что с помощью мысленного удовлетворения желаний и т.п. мы пытаемся облегчить свои страдания, беспокойство. Например, я сам пытаюсь это сделать через контроль за телефонными разговорами жены. Но вся суть в том, чтобы принимать страдания, а не облегчать и сглаживать их, а тем более хотеть избежать.
Свидетельство о публикации №211030400347