Весенний дневник

                Жизнь сотворена для жизни. Развивай
                жизнь свою и развивай вместе с нею её
                наслаждения. Всё неси ему. Гляди, как
                выпукло и прекрасно всё в природе, как
                дышит всё в согласии. Всё в мире, всё,
                чем не владеют боги, всё в нём; умей               
                находить его!
                / «Жизнь». Н.В. Гоголь /

*     *     *
Медленно, робко, но с какой-то одержимой уверенностью наступает весна. В лесу и на полях лежит, теряя с каждым днём свою лилейную белизну, снег. Снегу много, и это только радует. Ведь недаром в народе говорят: «Снег глубок — и хлеб высок», «Снег земле-кормилице, что тёплая шуба». В городе весна выглядит иначе: из окон домов видно, как клубится под солнцем асфальт, а над серебристыми оконными карнизами дрожат чуть приметные барашки нагретого воздуха. Видится и чувствуется, как на город наплывает талая свежесть. И всё же в полях и в лесу весна богаче. Упорно атакует она заснеженность. Сегодня вдруг неожиданно повалил тяжёлый и мокрый снег, тотчас превратившись в первый долговязый весенний дождь. А когда всё успокоилось, выглянуло слепящее солнце, разбросав по земле прутья своих лучей. Прозрачны ширь и лазурная гладь раздвинувшегося горизонта. Сверкает белизна снега. Чудно в лесу: словно в серебряной парче берёзы и осины, в белых искрящихся заплатах сосны и ели. Оседает, прижимаясь животом к земле, сугроб. Прострелянный по лесу малик чернеет до земли.


*     *     *
Без устали работает трудяга солнце, превращая снег в многочисленные ручейки. Они с шумом заполняют тихие переулки и улицы. С замедленной оттепелью шагнул на землю нынешний март. В лесу радостно приветствуют приближение долгожданной весны пернатые. Затоковал дятел. Издаёт трескучую мелодию синица. А дальновидные глухари, вылетая на кормёжку, уже присматривают места для токов. Птицы и звери меняют места своего обитания. Тетерева из редколесья перелетают в лесные чащи, где тише, ночуя в лунках под снегом. Неунылые русаки жмутся к жилью, выискивая себе пропитание у ферм и стогов.

*     *     *
Интересные вещи недавно рассказывал мне знакомый охотник. Весна, оказывается, является ответственной порой для белки, зайца и лисицы. У них в эту чудную пору начинается спаривание — гон. Интересны до бескрайности «свадебные обряды» зверей. Зайчиха, например, рассказывал мне друг, выбирает себе «кавалера» в процессе бега, всегда отдавая закономерное предпочтение самому резвому. А ещё забавнее ведут себя лисьи пары. Они встают на задние лапы и начинают своеобразный танец.

*     *     *
В эту пору величественны и неописуемы вечерние закаты. Стоишь под его сенью и видишь, как он, словно огненное море, разливается над горизонтом. Откатывается солнечный шар с бескрайнего небосклона, и уже звонче скрипит снег под ногами, повизгивают покрытые тонким льдом лужи. Синеющий небосвод покрывается ярко мерцающими жемчужинами звёзд. Луна щедро бросает причудливые блики на безбрежные просторы равнин.

*     *     *
Как бы не был глубок снег, какое бы не было грязное небо и как бы
колки не были в вышине звёзды — весна побеждала, превратив вчерашнюю зимнюю красоту в звенящие ручьи. Весна по чистой голубизне разбросала серые облака. Стало шумно в рощах, вразнобой запело весеннюю песню птичье государство. Перестреливались разбухшими почками деревья.

*     *     *
Середина весны. Просыпается от зимней спячки всё вокруг. По небу прочерчена бесконечная живая линия перелётных уток. С каждым днём всё вокруг становится новым. Со дня на день ожидается набат ледохода. А в воздухе ещё холодно и сыро. Сад, розовый и угрюмый, молчит. Не надышаться его утренней ранью! Голубой туман постепенно спадает, и запахи разрытой земли и позёма дурманом кружат голову. Повсюду слышна весна. Сиреневый апрель вольничает на земле.

*     *     *
Раннее весеннее утро. В воздухе чувствуется апрельская влажность. Безоблачное небо, прострелянное яркими звёздами, необычно светло и чисто. Город спит, улицы ещё пустынны, окна домов таинственно темны, лишь одинокий бродяга-ветер морщит лужи. Занимается утренняя заря, открывая новый календарный листок весеннего дня!

*     *     *
Неистово зашумела река, кувыркаясь льдинами. Словно колоколом гремел набат ледохода. Весеннее солнце исполосовывало солнечными дорогами серо-свинцовую, угрюмую реку, по которой шёл караван льдин, наполняя всё вокруг прохладой и особой прозрачностью. Льдины колются, трещат, проваливаются неуклюже под воду, но снова всплывают, показывая свои прозрачные от солнца и воды гладкие животы.


*     *     *
Словно выцветшая ситцевая ткань, лежит поле весенней ранью. Лишь кое-где, как робкой рукой художника, осторожно набросаны земные краски пробивающейся травы. От вершин до корней гудит в стволах деревьев, хулиганя, ветер. Синий дым костров туманом расстилается над поляной и прибивается сквозь стволы берёз. Жгут сухой хворост, осенние листья. Запах дыма ударяет в ноздри, но он не в силах забить того запаха, который идёт от набухших силой почек, от земли, от всего того, чем переполнено всё вокруг в эту пору.

*     *     *
Солнце вскарабкалось высоко, обхватив своими золотыми лучами-прутьями всё лазурное небо. Словно радуясь ему, над крышами домов, стреляя крепкими крыльями, беснуются сизокрылые голуби. Веснушки, звёздной россыпью усеявшие лицо девочки, — явно примета прихода окончательной весны. Всё вокруг журчит, радуется и поёт. Берёзы, словно молодые, дородные женщины, стоят в ожидании природного материнства. Расправляют свои плечи тополя, сшибая прохожего своим ароматом. Весенние эскизы наполняются красками, рождая новую картину богатой природы.

*     *     *
Весна окончательно разбудила землю, расшевелило всё в ней. Каменный город преобразился, примеряя к себе одеяния весны, словно готовясь к какому-то знатному балу. Синева весны словно тяжёлым плугом прошлась по мне. Моя бродяжья душа распахнулась, словно просторное поле. Каждый день я просыпаюсь от курлыканья в небе журавлей. Мне хочется кричать им вслед от боли и радости, подняться с ними в небо, упасть с огромной высоты на этот прекрасный и яростный мир, на эту милую и грешную землю! Неуютно что-то становится мне в эту пору. Тоскливо. Чего-то хочется, куда-то тянет. И вдруг вся моя радость жизни видится в ясной утренней выси. Утром и вечером я вижу, как за моим окном чёрные скворцы, захлёбываясь от солнца и ветра, возводят свои жилища. Новые соседи. И хотя я узнаю, понимаю, чувствую всем своим сердцем их свист, их трепет, мне делается тоскливо от неминуемого: что осенью нам придётся расстаться. Встречаемся для того, чтобы расставаться… Справедливо ли это?

*     *     *
Зелёным дымом первой листвы заполнились улочки города. Искрится утренней ранью листва, трава. Исчезли зажоры на дороге, истёрся на реке серый лёд. Под сенью восходящего солнца всё серебрится и переливается весенними красками. Солнечный шар вскарабкался уже высоко на небо. Плещутся ярком пламенем под ветром, словно пытаясь оторваться с древка, знамёна. Зелёная листва, пунцовое пламя полотнищ — всё перемешалось вокруг. Сквозь огонь небывалых по масштабам сражений, через тягчайшие испытания пришёл наш народ к своей великой победе над фашистскими захватчиками 9 мая 1945 года. Четыре длинных года полыхало пламя священной Отечественной войны, на огромном фронте ни днём, ни ночью не смолкали ожесточённые бои. Каждый час, день — народный подвиг! Великие вехи на пути к победе вписались в страницы истории. Никогда советский народ не забудет битву под Москвой, похоронившую гитлеровский план «молниеносной» войны, разгром гитлеровских войск в грандиозном Сталинградском сражении; не забудет народ Курскую дугу и Днепр, полное изгнание чёрной смерти с родной земли, избавление народов Европы от фашистской черни и, наконец, окончательной победы над фашистской коалицией. Никогда это не будет забыто!

*     *     *
Всё вокруг безмолвствует. Утренней ранью курлыкают в небе журавли. Караваном возвращаются сизокрылые гуси. Весь сад потонул в вишнёвой пене. Весна всё изменила вокруг, набросала на землю разные краски, цвета. Появились подснежники. Но кажется, что кто-то невидимой рукой расставил в лесу и на полянах свечи, а доброе и ласковое солнце зажгло их в день Николы-чудотворца.

*     *     *
Горит багровый закат, облизывая своим языком огромный клочок неба. Догорает последний день весны. Земля вся в сочной траве, в клейких листочках. Весна вернула всё птичье государство. Завтра — первый день лета. Ранними цветами убрано поле, словно готовится к знаменательному пиру. Ночное небо, битком набитое звёздами, повисло над уснувшей природой. Весна в эту ночь передаёт свои полномочия Лету.

*     *     *
Пышнотелая яблоня бросает свой цвет на землю. Кружит в небе Жар-птицей июньская жара. Вдоль земли, с севера на юг, раскинула свои мостки краснопёрая радуга. В небе ветер пасёт стаи облаков, всё норовя собрать их в огромную тучу. Вскоре вдруг запахло дождём, и через некоторое время он обрушил свои запасы на запылённый город. Сразу стало свежо и чисто: дождь на совесть, как дворник, промыл улицы. В парке запахло смолой и лесной свежестью.

*     *     *
Пять дней назад, по старому исчислению, приступило к своим обязанностям лето. Кончилась сирень, черёмуха держит ещё свой цвет. В саду пьянеешь от запахов. Долго держится белокурая черёмуха. Вчера была гроза, вокруг всё шумело, а она, как лебедь, блистая в каплях дождя, улыбалась грозному в этот час небу.


*     *     *
По православному календарю сегодня день Иоанна Крестителя. Весь день сегодня без ветра шумел и разговаривал на своём языке лес. Одуванчики сжимали свои шары. Вьюнок закрывал свой венчик. В воздухе всё сильнее пахло дождём. После полудня всё небо начало сердито хмуриться и вскоре заплакало проливным дождём. Под сенью дождя всё вокруг засеребрило, ожило. Зашевелились в травах серебристой змейкой ласковые ручьи. Обрадовались перемокам сморчки. Ноготки разгорелись своими оранжево-жёлтыми цветами. Словно развесили фонари. По увалу, к реке, несутся, перегоняя друг друга, весёлые ручьи. Вокруг всё дымится от дождя. Прошумел гром. Теперь детям можно и купаться. Прошёл день Ивана Купалы.

*     *     *
Над лесом висит золотой полдень. Роем толкутся комары: быть, значит, хорошей погоде. Я лежу рядом с телегой, а распряжённая лошадь стоит в густой траве, пряча свои глаза в её зелени. Я расположился отдохнуть у леса, из которого доносятся до меня жужжание бензопил, хруст и пение упавших деревьев. Я расположился у старушки-берёзы, которая еле-еле трепетала своими зелёными, но уже редкими листьями. Низко к земле, словно пытаясь до неё дотронуться, опустила она свои главные сучья. Старушке уже где-то за сто лет, но она крепится. Не могу не завидовать деревьям за их долголетие. Осина живёт около ста лет, берёза перешагивает за сто, липа живёт более ста пятидесяти, а величественный красавец дуб — многие столетия. Но хоть и живут деревья много, больше нашего, всё равно они похожи на человека. Рождаются как люди, растут как люди, умирают и погибают как люди. 


Рецензии
Весна - самое лучшее время года! Хороший дневник у вас получился. Прочитал с интересом и удовольствием.

Алексей Панов 3   12.08.2017 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.