Калинов дрозд

В нашем дворе от веку много птиц. Наш двор расположен невдалеке от большого лесопарка. Неудивительно, что скворцы и грачи, сойки и сороки, горлицы и даже дятлы-желны в нашем дворе нередкие гости. Что уж говорить о галдящих воробьях, желтогрудых синичках и прочих воронах-голубях. Гостьи, приезжающие в наш двор из больших городов, поражаются, просыпаясь на рассвете не под карканье вороньей стаи, а под соловьиные трели.

Еще в нашем дворе много деревьев. Алыча, орехи, вишня, даже груша-дичка - чем не настоящий птичий рай? Забавно наблюдать, как умные вороны разбивают орехи об асфальт, а ушлые воробьи с налету обклевывают вишню.  Желтые и красные плоды алычи и вовсе по осени служат кормушкой для десятков видов пернатых. Кустарники в нашем дворе также произрастают в достаточном изобилии - можжевельник, ежевика, малина и особенно калина.

Калина в нашем дворе - это нечто сакральное, даже не кусты, а скорее деревья. Ветви их достигают второго этажа и стремятся все выше. Калина - это вам не рябина, растущая кистями. Её надо собирать по ягодке, по две. Но, как ни вырастай калинов куст, все равно он деревом не станет, все равно по его ветвям не залезешь. Потому-то мы и собираем ягоды лишь с нижних ветвей, до которых можно дотянуться с табуретки или максимум с лестницы-стремянки. Верхние же ветки так и остаются необобранными, алея ягодой-калиной всю зиму на фоне белых снегов. Да и у пернатого сообщества в нашем дворе они особой популярностью не пользуются отчего-то.

В этом году, задержавшись теплом на весь декабрь, с января зима разлютовалась не на шутку. Ледяные ветры и снежные бураны погнали птичьи стаи искать укрытияна чердаках, в дуплах, гнездах и прочих мало-мальски защищенных от холода убежищах. Бескормица - вечная спутница зимы, но даже и в бескормицу в нашем дворе калиновые кусты оставались нетронутыми.

И вот однажды посреди февральских вьюг в нашем дворе на кусте калины поселился невиданный доселе пернатый. Размерами он был примерно с сороку, но окрашен совсем по-другому. Верхняя сторона головы и шеи серовато-стального цвета с черными пестринами на голове. Спинка темно-каштановая, крылья и хвост черно-бурые, середина брюха белая, надхвостье серое. Но самым характерным в окраске незнакомца были ржавчато-рыжие, усеянные черными крапинками нижняя сторона шеи, зоб и грудь. И еще — острый тонкий желтый клюв. Никогда раньше подобных птиц в нашем дворе не встречалось.

Да и поведением нежданный гость отличался от местных пичуг. Ни мороз, ни пронизывающая метель, казалось, ему нипочем. Целыми днями, нахохлившись, он сидел на ветке калины, лишь время от времени вспархивая, чтобы на лету ухватить очередную красную ягоду. За несколько же дней гостевания на ней неизвестной птицы калина практически вся исчезла.

Почти неделю жители нашего двора искали в справочниках и интернете что же это может быть за птах. Но, не найдя ничего мало-мальски похожего, решили обратиться за консультацией к знакомым натуралистам. Они-то и  приоткрыли завесу орнитологической тайны. Гостем нашего двора оказался крайне редкий в этих широтах дрозд-рябинник. Он гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири — до водораздела между Енисеем и Леной. В Южной Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Средней Азии и Кашмире встречается как залётная, зимующая птица. Питается дождевыми червями, моллюсками, насекомыми. Окончив гнездование, рябинники собираются в стаи и переходят почти всецело на ягодный корм. Сначала они кормятся земляникой и черникой, затем — брусникой, клюквой (на севере), а с созреванием рябины оказывают ей предпочтение перед всеми ягодами, оправдывая свое удачное название. Из других ягод рябинники едят крушину, бузину, боярышник, похожие на чернику ягоды багновки (вороники), можжевельника; на юге — оливы, лавры, ягоды мастиковых деревьев, а также калину.

Дней десять рябинник прожил в нашем дворе на кусте калины, постепенно собрав с нее весь урожай. А когда тут осталось всего несколько ягод, «калинов дрозд» исчез. Вероятно, полетел еще южнее, ведь в сильные холода рябинники откочевывают на Юг Европы и даже в Северную Африку. Жители нашего двора так привыкли к этой симпатичной птице, что уже начали скучать по ней. Теперь они будут ждать и надеяться, что пестрый птах посетит нашу калину и на следующую зиму.


Рецензии