Черешневый сезон. Сцена третья. В Генштабе 14-ой А

Сцена третья. В Генштабе 14-ой армии.

Казенного вида стол, на котором несколько телефонов. Александр Лебедь сидит за столом, разговаривает по одному из телефонов.

Голос министра обороны России Павла Грачева. В связи с чрезвычайными обстоятельствами вам предлагается срочно занять пост командующего 14-й гвардейской общевойсковой армией вместо Юрия Неткачева. Доложите обстановку.

Александр Лебедь. Вник в ситуацию. Походил по паркам, посмотрел, что они полны танками, гаубицами, боеприпасов более чем достаточно. Специалистов, которых можно посадить в эти танки, гаубицы тоже хватает.

Голос в телефонной трубке.  Ваша первая и наиважнейшая задача - обеспечивать эвакуацию членов семей российских военнослужащих.

Александр Лебедь. На границе Приднестровской Молдавской республики и Республики Молдова нет межнационального конфликта, а имеет место геноцид против собственного народа, объявленный  руководством  Молдовы.

Голос в телефонной трубке.  Мы рекомендуем вам провести  переговоры с президентом Молдовы Мирчей Снегуром.

Александр Лебедь. С руководством,  которое нельзя назвать иначе как "фашистской кликой", вести переговоры не буду.

Голос в телефонной трубке. Твои предложения?

Александр Лебедь. Да мы, если понадобится, сделаем так, что будем завтракать в Тирасполе, обедать в Кишинёве, а ужинать в Бухаресте.

Голос в телефонной трубке. Нет, вот как раз этого не надо.

Александр Лебедь. Паша, я солдат. Дипломатией заниматься у нас без меня народу хватает. Или они только как козлы ходят за морковкой по чужим странам?! (Из трубки слышится смех).

Голос в телефонной трубке. Словом, Александр Иваныч, тебе приказ - у репутации России сейчас не должно быть и намека на тень  агрессора. Это политика. Это с одной стороны. Но и ситуацию с кровопролитием в Приднестровье необходимо притормозить. Они ведь наши соотечественники…то есть бывшие соотечественники… в общем, справляйся, как можешь. И сразу – доложи! (В трубке слышится отбой).

Александр Лебедь (с минуту раздумывает. Дежурному офицеру.) Срочно пригласи ко мне на совещание старших офицеров.

В кабинет входят старшие офицеры  – члены Генштаба 14 армии.

Занимайте места, офицеры.

Все рассаживаются за столом.

Александр Лебедь (обращается к Первому офицеру.) Доложите все обстоятельства, которые предшествовали трагическим событиям накануне вторжения вооруженных частей молдавской полиции в Бендеры.

Первый офицер. 18 июня Парламент Молдовы аплодисментами приветствовал итоги смешанной комиссии между противоборствующими сторонами. Казалось, долгожданный мир близок как никогда, и ничто не предвещает близкой трагедии…

Александр Лебедь. Однако…

Первый офицер. Однако, когда путь к компромиссу обозначился достаточно ясно, сорвать его могли лишь массированное военное вторжение и кровопролитное побоище. О том, что акция спланирована говорят такие факты: через два часа после возникновения конфликта   молдавская сторона повела наступление на город с трех сторон колоннами бронированной техники. Подтянуть и рассредоточить силы в столь короткое время невозможно. Механизированные колонны молдавской армии ворвались в Бендеры с нескольких сторон. В течении трех часов город был оккупирован. Не имея опыта боевых действий, новобранцы Молдовы открывали беспорядочный огонь из всех видов оружия, что вело к большим разрушениям и огромному количеству жертв среди мирного населения. В 23 часа 57 минут начался обстрел здания городской администрации из стрелкового оружия и пулеметов. Кроме того, массированные удары были нанесены по отдельным очагам – пунктам здравоохранения, школам, отделу милиции, казарме республиканских гвардейцев, по зданию Рабочего комитета. Низкий уровень  профессионализма был причиной того, что снаряды, мины и пули, посылаемые якобы в сторону гвардейцев, разлетались по всему городу, круша строения и убивая все живое.

Александр Лебедь. Понятно. Садитесь. (Второму офицеру). Доложите о том, как развиваются события на настоящий момент.

Второй офицер. В данное время бои идут в районе моста через Днестр. Кроме этого, военные части Молдовы предприняли штурм крепости в Бендерах, где дислоцирована ракетная бригада 14-й армии.

Александр Лебедь. Я располагаю разведданными о том, что приднестровцы вновь захватили вооружение 14 армии. В Парканах они взяли стрелковое оружие. Но в этот раз они захватили бронетехнику.  Доложите мне, как это произошло.

Третий офицер. Видя, как уничтожается город, женщины из Бендерского забастовочного комитета захватили несколько единиц боевой техники 59-й мотострелковой дивизии Российской армии. На этой технике гвардейцы, казаки и ополченцы из Тирасполя двинулись к Бендерам, смяв обе батареи артиллерии Молдовы на мосту, пробились к осажденному зданию горисполкома. Эти танки прорвали кольцо осады. Войска Молдовы стали беспорядочно отступать.

Александр Лебедь. Женщины захватили бронетехнику? Вы хотите, чтобы я поверил, что это возможно?

Третий офицер. Товарищ генерал! Мы неразделимы с приднестровским народом. По сути - здесь наши дома, семьи - то есть мы сами приднестровцы и есть. В этой ситуации мы сделали, что смогли – отдали бронетехнику..

Александр Лебедь. Вот значит как? И вы полагаете – это выход?

Четвертый офицер. Коней на переправе не меняют…

Александр Лебедь. Коней не меняют. А ослов – меняют!

Четвертый офицер. Наше положение в данное время – патовое.  А точнее сказать – позорное. Долг настоящего военного – защитить свою землю.

Александр Лебедь. Что же последует за этим?

Четвертый офицер. Генерал, мы не можем вступить в войну. Это приказ, это сегодняшняя политика России. Честь России для нас превыше всего. Но мы также не можем оставить свои родных и близких на произвол судьбы. Отдать им вооружение для защиты – это единственный разумный ход в данной обстановке.

Александр Лебедь. Разумный ход? Глупость – это не отсутствие ума, это ум такой. Такой «разумный ход» может привести только к одному эффекту – к развитию данного конфликта.

Первый офицер. Но в настоящий момент мы видим обратный результат – благодаря бронетехнике Приднестровцам удалось отбить мост. Освобожден центр, Приднестровцы пытаются наладить контроль и восстановить порядок. Противник отброшен за пределы города.

Александр Лебедь. Парадокс в том, что данное количество бронетехники спасает положение Приднестровья только на самое ближайшее время. Офицеры, как профессиональные военные, ответьте мне, какой вы видите объективную картину развития дальнейших действий?

Первый офицер. Молдавской стороне понадобится не менее 2-3 дней, чтобы оправиться от поражения в Бендерах.

Александр Лебедь. Правильно, офицер! Не менее 2-3 дней – чтобы оправиться… -  и ответить! Объективно, по сути, бронетехника в руках Приднестровцев является топливом для будущего разгорания конфликта. А что противопоставит Приднестровская сторона? …  Молчите? Правильно. Ответить нечего. Приднестровцы сегодня выиграли тактически. Но стратегически выиграть им не под силу. Нет вооружения. Нет опыта ведения боя. Нет ресурсов – в первую очередь современных военных специалистов.

Второй офицер. Что же делать?

Александр Лебедь. Прекрасный вопрос. Для этого надо ясно представлять картину существующего положения вещей. И полностью владеть информацией о происходящем, как на Приднестровской, так и на Молдавской стороне. (Обращается к Первому офицеру). Прошу вас, зачитайте всем присутствующим данный документ. Это  разведданные о развитии последних событий в армии Молдовы.

Первый офицер (читает донесение). «В течение последних двух часов происходит активное передвижение войск Молдавской армии в районе Кицканского плацдарма. В настоящий момент в данной точке сосредоточено 4 тысячи человек…» (В изумлении опускает листок, вопросительно смотрит на Александра Лебедя).

Александр Лебедь. Это как раз только подтверждает сказанное мной ранее. Молдавская сторона активно готовится к реваншу. Более того,  вполне возможно, что нападение на Бендеры являлось частью хорошо продуманного плана, с целью отвлечь внимание и силы Приднестровцев.

Второй офицер. В таком случае, нападение со стороны Кицканского плацдарма можно ожидать в любое время. Возможно, в самое ближайшее.

Александр Лебедь. Совершенно верно. В связи с этим, офицеры, как вы понимаете, действовать необходимо срочно, слаженно и продуманно. Отныне четырнадцатая армия будет соблюдать нейтралитет, но нейтралитет вооруженный. Это дает нам единственную законную возможность защитить Приднестровье. Поэтому прошу вас ознакомиться с моим планом поэтапного выполнения программы «вооруженного нейтралитета». Каждое действие требует неукоснительного исполнения. И что особенно важно – в режиме строжайшей секретности. Первое….

Затемнение.


Рецензии