Черешневый сезон. Сцена четвертая

Сцена четвертая. В комнате Елены.

Часы бьют 3 ночи. Елена вздрагивает, прислушивается, на улице слышен гул голосов, торопливые шаги идущих людей. Слышны крики. Внезапно раздается громкий стук в дверь.
Елена подходит к двери.

Елена. Кто там?

Женский голос из-за двери. Пожалуйста, помогите нам. Мы бежим из Бендер.

Елена распахивает двери.

Елена. Кто вы? Вы  с ребенком? Как вы добрались? Что случилось? Входите скорей.

Ольга входит, из последних сил поддерживает Люду, обе едва держатся на ногах.

Ольга. Боже мой, как страшно! Как хорошо, что ваш дом на дороге. Как хорошо, что вы не уехали! Мы стучали во многие дома по дороге. Но почти все уже бежали из Тирасполя.

Елена. Не волнуйтесь. Здесь вы в безопасности. И я вам помогу. Как вас звать? Что с вами случилось?

Ольга. Меня звать Ольга. А это моя дочь – Люда. (Люда стонет).  Людочка, дорогая, что с тобой? Сейчас мы тебе поможем. Поздоровайся с тетей…

Люда. Здравствуйте, тетя!

Елена. Меня звать Елена. Можешь звать меня тетя Лена. Что случилось с тобой, детка?

Люда. Я не могу идти. У меня болит нога.

Ольга. Когда мы бежали, в темноте она подвернула ножку.

Елена. Сейчас мы посмотрим твою ножку. Мы тебе поможем, не бойся. Потерпи…

Люда охает.

Елена (Ольге). Давайте, мы перенесем ее сюда, на диван. (Вдвоем переносят девочку на диван.) Вот ты какая у нас умница. Немножко потерпи. (Осматривает ногу). Вот так тебе больно? А так?

Люда  (машет головой.) Вот здесь очень больно. (Показывает на лодыжку).

Елена. А пальчиками пошевелить можешь? (Люда шевелит пальцами.) Вот и хорошо. Это просто чудесно. Значит, перелома нет. Очень сильное растяжение связок. Нужно приложить лед и наложить тугую повязку. Сейчас я все это приготовлю для тебя. А ты пока лежи спокойно и не беспокой свою ножку.

Ольга. Спасибо вам большое.

Елена. Не надо меня благодарить. Не волнуйтесь.  На моем месте вы сделали бы тоже самое. Я помогу вам всем, чем смогу. Что же вы стоите? Присаживайтесь вот сюда. Здесь вам будет удобнее. Вам нужно придти в себя. Я дам вам валерьянки…  (Наливает в маленький стаканчик воды и отсчитывает капли валерьянки.)

Ольга. Ах, мне так хочется пить.

Елена. Наверное, вы  голодны?

Ольга. Нет- нет, спасибо. Только воды. 

Елена. Сейчас вы придете в себя, и мы будем пить чай.

Ольга. Ах, как вы добры… я не могу в себя придти после всего пережитого..

Елена (накрывает на стол). Ну-ка, придвигайтесь поближе к столу. А малышке мы устроим вот такой особый стол прямо здесь. (Накладывает несколько бутербродов в тарелку на поднос и вместе с чашкой чая ставит на маленький столик  возле дивана). Ну, теперь рассказывайте все по порядку.

Ольга  (вздохнув с облегчением, принимается за бутерброды с чаем). Творится что-то страшное. В Бендерах гибнут люди, погибло большое количество человек. Дома разгромлены, негде укрыться. Люди пытаются бежать, а их убивают – всех убивают - детей, стариков, женщин. Нам чудом удалось выбраться из Бендер. За мост идут бои. Только отобьют мост наши гвардейцы – пропускают всех в Тирасполь. Снова переходит к молдавской полиции – начинается бойня. Мы шли мимо убитых людей, сквозь огонь.

Елена. Здесь вы в безопасности, у нас пока не стреляют.

Ольга. Но самое страшное – наш дом разбило снарядом,  нам негде укрыться…(плачет).

Люда. Мы теперь беженцы, тетя Лена.

Елена (обнимает Люду). Но как вам удалось спастись? Расскажите мне все по порядку?  Как все началось?

Ольга. Около двенадцати часов ночи молдавские бронетранспортеры вошли в Бендеры. Оказывается, они на протяжении последних двух суток подтягивали свою бронетехнику и ждали удобного часа. Сегодня в пять часов вечера начался небольшой вроде бы конфликт между полицией Молдовы и нашими гвардейцами. Но, похоже, они как будто ждали этого случая, чтобы ворваться в город.

Елена.   А вы что делали в это время?

Ольга. К счастью, мы не спали, хотя был уже поздний час. Я как чувствовала, что, что-то произойдет. И вот, мы стоим у окна, и вдруг – гул как при землетрясении. Сначала, я так и подумала - это землетрясение. Но почти в ту же минуту я поняла – нет, это война. По дороге неслись бронетранспортеры. Воздух задрожал от взрывов. Один снаряд попал в наш дом. Половина дома сразу же обрушилась, а затем покосилась и осела крыша. Я просто онемела от ужаса. Я почувствовала, что я не могу разжать рук, с такой силой я прижимала к себе Люду. Какое счастье, что мы все это время стояли вместе. Крыша завалилась прямо на нашу кровать. Некоторое время я стояла как вкопанная, не зная, что делать. Вокруг меня раздавались взрывы, и я поняла, что дальше мы с Людой здесь не можем оставаться.

Елена. Бедняжки мои, мне просто не верится, что все это происходит наяву.

Ольга. У меня точно такое же ощущение. Хочется просто проснуться и забыть это как кошмарный сон. Никогда не думала, что такое возможно. Все, что находилось поблизости -  полностью разрушено прямо на наших глазах.

Елена. Просто невероятно.  Зачем они это делают? Кто будет восстанавливать все эти разрушения? Это просто бессмысленная жестокость…

Ольга. Потом я увидела, что по дороге идут люди. Некоторые смогли захватить какие-то вещи, многие везли в колясках только детей. Мы ничего не смогли взять с собой, даже документы, потому что в дом заходить было опасно – он мог рухнуть в любой момент. Вместе со всеми мы пошли в сторону моста. Это были самые страшные минуты в моей жизни.  Пока мы шли, обстрел не прекращался.

Елена. Я просто не представляю, как вы все это выдержали. Оля, ты тоже приляг к Люде  на диван и отдохни. Ничего, что я перешла на ты? Похоже, что мы с тобой одних лет. Обращайся ко мне также просто, по имени. Я пока  соберу для вас какие-нибудь вещи.

Ольга (смотрит на спящую Люду). Людочка совсем устала, успела уснуть.

Елена  (приглушает свет) Пусть поспит.  Ты тоже должна отдохнуть. Как хорошо, что вы добрались до меня. Вместе мы что-нибудь придумаем.

Ольга. А что мы дальше будем делать – я просто не знаю.

Слышны разрывы. Гул голосов на улице.

Елена. Беженцы все прибывают. Я пойду на улицу, посмотрю, что происходит.
(Елена выходит. Ольга ложится рядом с Людой на диван. Елена возвращается.)
Поток беженцев. Патруль направляет их к вокзалу. Я вынесу им воды.

Ольга. Я с тобой. Все равно я не могу уснуть. Узнаю, что происходит в Бендерах от тех, кто вышел позже меня. Может, можно будет вернуться. Или хотя бы присоединиться к кому-нибудь, чтобы знать, куда двигаться дальше.

Елена (набирает полное ведро воды.) Пошли. Может быть, узнаем что-нибудь новое. Но пока я тебя никуда не отпущу. Как можно бежать в неизвестность. (Берут вместе ведро воды и выходят на улицу.)

Затемнение.


Рецензии