Черешневый сезон. Сцена восьмая

Сцена восьмая.  Артобстрел.

В комнате у Елены. Ночь. Елена, Ольга и  Люда дожидаясь машины, уснули сидя на диване, возле собранных для отъезда сумок с вещами.

Тихий стук в дверь. Елена сразу же просыпается.  Измученные и усталые, Ольга и Люда продолжают спать.

Елена  (смотрит в темное окно, пытаясь разглядеть хоть что-либо.)
Кто там?

Влад. Это я, Елена, открой скорее. (Елена открывает дверь, приникает головой к гимнастерке мужа).  Леночка, дорогая, держись… мне передали списки погибших за сегодняшние сутки…Среди них я нашел имя Олега…

Елена (плачет). Какое горе! Я не верю, просто не верю, что это происходит со мной….

Влад. Он многих выпускников спас в этой школе. Ему удалось вывести их через запасной ход…. А когда вернулся за остальными ребятами… он погиб, как герой… он совершил подвиг, ценой собственной жизни… это единственное утешение.

Елена (вытирает слезы). Влад, как хорошо, что ты со мной сейчас. Мне не хватало этих слов. Я не знала, как пережить такое горе. У меня такое ощущение, что от меня отняли часть души. Как будто я сама умерла наполовину… не могу понять такой несправедливости. Сейчас мне немного легче, я вдруг поняла… его смерть не была бессмысленной…

Влад (нежно обнимает Елену, слегка укачивая как ребенка). Ты сильная… ты все выдержишь… мы никогда не забудем Олега…

Елена. Влад, что с нами будет? Неужели Россия нам не поможет?

Влад (увлекает Елену к стулу, усаживает ее.) Леночка, внимательно выслушай меня. Россия не может защитить Приднестровье. Таковы итоги последних переговоров.

Елена. Нет, я не верю. Это просто невероятно. Во всем мире это называется гуманитарной катастрофой. Почему России не разрешают нас защитить? Люди гибнут, теряют свои дома. Вынуждены бежать в неизвестность с детьми на руках…

Влад. Выслушай меня внимательно. Открыто Россия не может выступить в защиту Приднестровья.

Елена. Почему? Какой абсурд! Мы – один народ. Нас объединяет один язык – русский!

Влад. Да, народ – один. Язык – один. Но страны – разные.

Елена. Нет, я не могу этого понять. Ну, как это можно понять? И принять?

Влад. Лена! Я согласен с тобой – да, это немыслимо. Но это понятно только нам – всем, кто вместе здесь вырос  – что мы один народ. И страна для нас одна – общая… но это долгий разговор. Это политика…Открыто Россия не может вступить в конфликт, это значит выступить на стороне Приднестровья. Все  не так просто…

Елена. Да, ты прав. Говори, что нас ждет. Я понимаю, ты пришел сейчас,  чтобы сообщить что-то важное…

Влад.  Постарайся внимательно меня выслушать и понять. От этого сейчас зависит спасение многих людей…

Елена. Я все постараюсь понять. Говори.

Влад. Умница моя, я уверен, что ты все поймешь правильно. (Нежно обнимает Елену). Россия не станет поддерживать ни одну из сторон… Она должна встать между воюющими… Как водораздел… Как щит… и меч.  Россия должна подавить все огневые точки – с той и с другой стороны… С сегодняшней ночи Лебедем введен в действие план программы «Вооруженного нейтралитета». ..  Понимаешь – нейтралитет, но вооруженный.

Елена. Постой, постой, как это все  соединить?

Влад. Понимаешь, в данной ситуации – это просто гениально. И как все  гениальное просто.

Елена. Кажется, я начинаю понимать…

Влад. Да, да, именно так! Нейтралитет – это значит невмешательство. Российская армия не вступит в военные действия Молдавско-Приднестровского конфликта. Цель вооруженного нейтралитета – подавить все огневые точки с обеих сторон. Как на левом, так и на правом берегу.

Елена. Никто не сможет упрекнуть Россию в том, что она, поддерживая нас, ведет агрессию против другой страны…

Влад. Это план строжайшей секретности. Ты должна быть готовой вот к чему: Первое –
сейчас будут выведены все артиллерийские установки с ракетными носителями  и расположены
не ближе и не дальше чем шесть километров от города. Они будут направлены на уничтожение самого многочисленного скопления противника в районе Кицканского плацдарма.

Елена. Влад, это же прямо за рекой, Кицканский плацдарм виден прямо отсюда, из нашего дома. Это же район Кицканского монастыря. Днем отсюда даже купола видны… неужели они уже так близко от нас?

Влад. Да.  И тот факт, что близко – это еще бы полбеды. Плохо, то, что их  там много – от двух до четырех тысяч. И это не Бендерская полиция. Это профессионалы – регулярная армия, волонтеры и наемники… Они хорошо вооружены…

Елена. Что предпримет армия России?

Влад. Ракеты полетят прямо над городом. Нет другого выхода. Практически над нашим домом. Так совпало… Ты должна быть готовой… Но другого выхода нет. Это очень опасно.

Елена. В котором часу начнется артиллерийский обстрел?

Влад. Через полтора, максимум, через два часа.

Елена. Здесь ребенок. У нас остановились беженцы из Бендер – женщина с ребенком. Мы хотели уехать. Александр обещал прислать машину.

Влад. Леночка, ты разумный человек. Мне не хочется тебя обнадеживать впустую. Сегодня ночью ничего не удастся сделать для того, чтобы вы смогли бежать. Слишком мало времени. Машина не успеет выйти из города.  И вы окажетесь под открытым небом во время обстрела. А это слишком опасно.

Елена. Как страшно…

Влад. Держись. (Всматривается в темноту комнаты, пытаясь разглядеть спящих Ольгу и Люду) Держитесь… Вы должны выстоять. Теоретически все выверено с математической точностью. Здесь с вами ничего не должно случиться. А теперь мы должны попрощаться.

Обнимает Елену. Уходит. Елена остается стоять в нерешительности у двери. Смотрит на спящую Ольгу.

Ольга (от звука закрывающейся двери вздрагивает и просыпается). Что? Уже пора? Пришла машина?

Елена. Нет.

Ольга. Значит послышалось. Мне показалось, что кто-то приходил.

Елена. Нет. Не послышалось. Только что здесь был Влад.

Ольга. Как хорошо. Значит, ты успела с ним попрощаться. Он будет знать, где тебя искать.

Елена. Погоди, Ольга… Я должна тебе сказать… Кажется, мы никуда не поедем… Нам не нужно бежать…

Ольга. Как? Почему? Елена, я ничего не понимаю.

Елена. Сейчас я тебе все объясню. Я понимаю, это звучит странно…. После всех этих приготовлений… (показывает на собранные вещи).

Ольга. Да, ведь сейчас придет машина.

Елена. Машина не сможет к нам придти. Не успеет.

Ольга. Елена, ты меня пугаешь! Не успеет? Почему? Ты что-то знаешь… Знаешь и не говоришь…. Сейчас что-то случится? В город войдут молдавские войска? (Прислушивается. В темноте, как всегда, слышны выстрелы, разрывы снарядов). Боже мой, кажется уже идут уличные бои! Что с нами будет? (Бросается к Люде). Как нам спастись?

Елена. Тише, тише, не разбуди Людочку. (Люда просыпается, тихонько лежит на диване.

Елена и Ольга не замечают, что Люда проснулась.) Иди ко мне, я тебе все расскажу.

Ольга  (подходит к Елене). Говори скорей…

Елена. Это… секрет. Никому и никогда его не рассказывай.

Ольга. Да, да, конечно, не расскажу. Никому и никогда! Говори!

Елена. Да, ты права. Молдавские войска действительно совсем рядом. Вон там. (Показывает в направлении запада, за реку). В двух километрах отсюда.

Ольга. Боже мой! Это конец. Я так и знала!

Елена. Погоди. Выслушай меня. Ты должна все понять….

Ольга. Ну, говори же! Скорей, скорей! Я сейчас умру от волнения!...

Елена. Их много. Они хорошо вооружены. Они готовятся к нападению на город. Оттуда, с возвышенности Кицканского плацдарма – там для них отличная позиция. Мы для них – здесь - как на ладони. А ты знаешь – это центр. Здесь все сосредоточенно.

Ольга. Да, это самый важный объект города.

Елена. И не только города. Всего Приднестровья.

Ольга. Говори скорей. Ты что-то знаешь. Я прошу тебя. Мне страшно!

Елена. Ольга, Российская армия (смотрит на часы) сейчас начнет мощный артиллерийский обстрел по Кицканскому плацдарму. Ракеты полетят над нами…

Ольга (радостно). Россия вступила в войну? Россия нас защитит?

Елена  (прикладывает пальцы к губам Ольги). Тише, тише. Все не так как думаешь. Россия просто будет подавлять огневые точки – все огневые точки, понимаешь… как Молдавские, так и Приднестровские. В первую очередь – она откроет огонь по Кицканскому плацдарму. Это  самый опасный объект.

Ольга (радостно). Я так и знала! Я так и знала – Россия нас не бросит! Россия нас спасет! Боже мой! Россия такая мощная! Сильная! Благородная! Она не бросает своих соотечественников в опасности! О, Боже, мы спасены!..

Елена  (пытаясь остудить ее пыл).  Сейчас над нами полетят ракеты… это очень опасно…

Ольга. Полетят ракеты! Ракеты! Ракеточки! О, Боже, наши спасители!

Елена (блуждает по комнате, заглядывает во все углы). Где-то нужно укрыться… где-то нужно спрятаться… а я не знаю, где здесь можно спрятаться.

Люда  (садится на диване, она не спала, все слышала). Мамочка, я есть хочу!

Елена и Ольга в растерянности смотрят друг на друга и потом на Люду.

Елена  (останавливается посреди комнаты). Ну, что же, давайте пить чай! Время еще есть.

Ольга. Да, все смешалось в доме Обломовых. Из-за всех этих сборов, мы не успели покормить Люду…

Все вместе быстро делают чай, бутерброды. Стоят вокруг стола.

Елена. Это самое необычное чаепитие в моей жизни. Надо хотя бы тост сказать…

Люда. Я скажу. Я знаю. Я расскажу стихотворение. (Быстро взбирается на стул).

Во глубине Сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадет ваш скорбный труд
И душ высокое стремленье...
Мама, я забыла… забыла, как дальще…

Ольга (в растерянности смотрит на Елену) М-мм… да-да… как же дальше…

Елена. (подсказывает)Любовь….

Ольга. Да, любовь…

Люда. Любовь…(снова забывает).

 Ольга. 
Любовь друзей дойдет до вас,
Проникнет в каторжные норы…

Люда.

Как сквозь железные затворы
Мой скорбный достигает глас.
 
Несчастью верная сестра
Надежда, в мрачном подземелье
Возбудит радость и веселье...
Придет желанная пора!..

Оковы тяжкие спадут...
Темницы рухнут,
и свобода
Вас встретит радостно у входа,
И братья меч вам подадут!..


Раздается залп. .Второй. Третий. Люда быстро спрыгивает со стула.

Ольга, Елена (вместе). Ой! Ой-ой-ой!

Приближаются друг к другу, обнимают с двух сторон Люду. Затем все вместе прячутся под стол. Залпы артиллерийских снарядов все усиливаются. Дом дрожит. В окнах видны яркие вспышки, отражаясь на куполах, все четче проявляют их силуэт и три хрупкие фигуры, прижавшиеся к друг другу. Затемнение.


Рецензии