Про материнский капитал

Пламя ее неустойчиво, цели противоречивы, исполнители непредсказуемы. Имя ее – великая арабская революция.

По всем признакам великие арабские неурядицы – дело рук нашего заокеанского дядюшки. Об этом свидетельствует, хотя бы, внимание, проявленное госпожой Клинтон к интернету вообще и к твиттеру в частности, и ее забота об их развитии. Между прочим, потрясающий моральный кульбит: руководство США приветствует торжество высоких технологий по части организации революций, демонстраций и прочих сборищ обездоленного народа, но ему не по нутру кровавые итоги этих революций. А на что же руководство рассчитывало?! Ожидать от свободы слова, не контролируемой железными объятьями закона, чего-то иного сведущим в цветных революциях людям глупо и непростительно. Всем известно также неувядающее желание американских подданных  половить рыбку в мутной воде мировой политики, которую они собственноручно периодически взбалтывают.

Но нельзя сбрасывать со счетов и просыпающийся имперский дух нашей России. Кто, как не она – наша мать родна, мотивируя свои действия до удивления вовремя подвернувшейся засухой, завернула транспорты с зерном и тем инициировала в арабском мире голодные бунты? Для чего? И не по сговору ли? Тут всплывают в памяти смутные упоминания в прессе о способности любимого нашего заокеанского родственничка управлять влажностью атмосферы и перемещением дождевых туч с помощью климатологических установок на Аляске.

Правда, в поисках детонатора арабского взрыва нельзя игнорировать и мусульманских фундаменталистов, желающих, как думают некоторые аналитики, перекроить политическую карту Ближнего Востока и Северной Африки под свои интересы.

И еще один дополнительный штрих. Маловероятно, но не исключено, что подточили вековые устои мусульманской культуры и спровоцировали великую арабскую смуту белотелые туристки, загорающие на морских африканских и азиатских курортах топ-лесс. За что арабский народ не сегодня-завтра должен вынести им свою благодарность.

Получается, что к волнениям и беспорядкам могло приложить руку довольно много заинтересованных лиц, разбросанных по всему миру и преследующих свои, как правило, противоположные цели. Ну, а дядюшка… Он бы не был самим собой, если б не попытался воспользоваться ситуацией и не вспомнил о правах человека.

Итак, с запальным механизмом более-менее все ясно. В то же время не секрет, что масса митингующего и стреляющего населения, отозвавшаяся на чириканье твиттера, была готова выйти на улицу. И это, несмотря на исправно работающие качалки и нефтепроводы. Несмотря на то, что вдобавок к плодам нив и пастбищ, испокон веков кормивших коренное население, добрые дяди год за годом извлекали из их земли черное золото и исправно расплачивались за него звонкой монетой.

Мировое общественное мнение от всех этих неурядиц испытывает острый психологический шок, тем более что становление современного арабского общества начиналось вполне респектабельно. Не далее как в середине прошлого века некие представители цивилизованного мира дали понять арабской верховной знати, что та поступит очень мудро, если разрешит западным мастерам установить в их суверенной пустыне одну-две бурильные установки и немного побурить.

Слухи о невероятном богатстве, которое может лежать втуне буквально под ногами, уже перестали быть просто слухами. Соблазн был непреодолим: если знать последует совету, то ее подданный, прозябающий в своей первобытной бедности феллах, разбогатеет на стиральную машинку и цветной телевизор. Или не последует, то до скончания дней тот будет, облизывая губы, подсматривать в щелку в заборе на красивую жизнь.

Когда геологи нашли то, что искали, от серьезных людей поступило еще одно суперпредложение: арабы разрешают добывать нефть, а взамен получают… ну почти… бесплатный доступ ко всем благам цивилизации. Правда, для начала им нужно согласиться освоить уроки ведения бизнеса, подпустив к их национальной собственности эффективных менеджеров с Запада.

К тому времени граждане Востока уже давно с интересом поглядывали на праздник жизни за водной гладью на противоположном берегу Средиземного моря. И на предложение Запада арабский мир ответил полным и безоговорочным согласием. Да и о чем, собственно, речь?! Позволить пришлым людям за зеленые деньги набрать сколько-то бочек вонючей жидкости, истекающей посреди пустыни из расковырянной в песке дыры – это не вопрос.

Арабы стали продавать нефть с великим энтузиазм, но вскоре пришли к тайному недоумению: зеленых стало требоваться тем больше, чем больше продавалось нефти. Этот парадокс, им никто не смог или не захотел разъяснить. Но, ссылаясь на законы рынка, добрый белозубый заокеанский дядюшка посоветовал полнее изучить потребности Запада в тех или иных ресурсах, и научиться извлекать эти ресурсы из своих национальных недр. Затем арабам пришлось разрешить западным фирмам проложить по девственным ландшафтам своих стран железные дороги, автотрассы и трубопроводы.

Когда западные специалисты начали в открытую посмеиваться над непритязательным бытом кочевников и скотоводов, те закинули свои пастушьи посохи, снесли бедуинские палатки и подняли городские кварталы с почти таким же набором удобств и услуг, как в западных мегаполисах. Нашлось в городах место для университетов и технических колледжей, так как никто не мог предполагать, что в будущем их выпускники будут чем-то обижены настолько, что начнут свергать своих вождей.

В конце концов, они почти обустроили свою жизнь по образу и подобию избранных наций.

И все бы ничего, если б не одна маленькая неувязочка: численность населения арабских стран стала зависеть не только от природных факторов, но уже и от вырученных от продажи нефти денег. Потому что материнский капитал, это не есть ноу-хау граждан Путина и Медведева; его придумали значительно раньше. А поскольку росла численность, а цена на нефть колебалась по неизвестным природе законам, то подушный доход населения тоже колебался и почти всегда был далек от желаемого.

К тому же никто не информировал доверчивых слушателей, что в нагрузку к нефтедолларам добывающий и продающий ресурсы мир обретает и другие, не совсем приятные ценности западного общества: скученность, изощренную преступность, убитую экологию, непонятную культуру и все остальные болезни индустриального века. Оформляя сделку с дьяволом, арабы не подозревали, что условия сотрудничества могут быть не совсем те, на которые они рассчитывали при вступлении в клуб любителей углеводородов – льготы и привилегии уже все поделены, а за цветной телевизор нужно платить чем-то большим, чем просто нефтью.

С большим сожалением арабы узнали, что многие ценности западного ширпотреба не всегда совместимы с ценностями, завещанными их отцами и дедами, на что справедливо указывают духовные пастыри. И, несмотря на возрастающий поток денег, жизнь становится какой-то нервной, потому что непонятно, куда эти деньги деваются.

Да и правила игры могут внезапно меняться. И что интересно, в случае несовпадения взглядов на то, какую цену нефти считать справедливой, одна из сторон может без колебаний выложить на стол переговоров свои авианесущие аргументы. Неизменно лишь одно: если ты начал качать нефть, то уже не сумеешь остановиться сам или тебе не дадут это сделать, пока не осушишь свои запасы.

Между тем до обманутого в своих смелых ожиданиях арабского населения уже давно из разных источников доходили разговоры о том, что в мире все устроено очень просто. Оказывается, имея нефть, можно сделать так, что работать будет совсем не обязательно. Что можно как-то так жить, не работая, но получая деньги. И жить припеваючи. И об этом же каждый день толкуют в телевизоре, рассказывая разные счастливые случаи из жизни менеджеров, адвокатов, консультантов и т.п., формируя в неокрепших арабских душах оголтелый потребительский менталитет. Говорят, что все еще обошлось бы, если б слуги арабского народа не потеряли чувство меры при обустройстве своих запасных аэродромов.

Массы вышли на улицу, потому что понимают, что их обманули, хотя и не могут объяснить как. Но, право же, не стоит пенять жителям пустынь за их легковерность. Распорядители нефтеносных горизонтов, открытых в сибирской тайге и на арктическом шельфе, несмотря на университетские коридоры за плечами, действуют точно также аналогичным образом.

Не надо продавать свои ресурсы. Даже лучшим друзьям. Даже за хорошие деньги. Девяносто процентов проблем у многих стран и народов исчезнут сами собой, как только одни перестанут транжирить свое достояние, а другие его приобретать. А если вспомнить поговорку: «Что ни дает Бог – все к лучшему», то за остальные десять процентов можно вообще не беспокоиться.


Рецензии