Глава 8. Деревенские праздники

     Раньше, в старину да и в послевоенное время, когда в деревне не было ни телефона, ни радио, ни телевидения, люди находили пути общения между собой.  Одним из способов общения были православные праздники.

     В каждой деревне отмечали два престольных праздника: зимой-осенью и летом-весной. Например, в одной деревне  праздновали Покров (14 октября) и Троицу (весной). В соседних деревнях  – Николу (18 декабря) и Иван (7 июля), или  Рождество (7 января) и Спас (18 августа). Так по очереди в течение года люди из одной деревни ходили в другую, где проходили престольные праздники, пока не обходили весь приход.

     Во время праздников из соседних деревень приходили и приезжали на лошадях гости  - родственники близкие и дальние, друзья, знакомые. Люди общались, обменивались новостями, решали неотложные дела. Приходило много молодежи, чтобы погулять, познакомиться.

     К праздникам люди готовились заранее. Мужики ставили брагу (из картошки, свеклы, зерна), гнали самогон. Раньше такого поголовного пьянства в деревнях не было. Пили, в основном, по праздникам, пили много, по пьянке часто дрались.

     Женщины готовили квас. Для этого проращивали зерно, ячмень или рожь. Пророщенное зерно сушили, потом мололи, получался солод. Из солода делали квас, иногда добавляли сушеную свеклу вместо сахара. Квас ставили заранее в специальных деревянных кадках (квасниках) с деревянным краном (затычкой), квас получался очень вкусный, ядреный.

     В нашей деревне из солода варили «солодиху» (такая сладковатая похлебка), которую иногда подавали гостям как десертное блюдо.

     А в соседней деревне  обязательно в праздники подавали «гущу».  Ее готовили из гороха (;) и крупных зерен ячменя (;). Ячмень сначала замачивали, затем подсушивали и пестом в ступе долго перемешивали (не толкли), чтобы отделить жесткую оболочку. Сваренные горох и ячмень перемешивали и поливали обязательно свежим льняным маслом, получалось вкусное блюдо. Очень важно, чтобы горох и ячмень были хорошо проварены, но оставались цельными.

     К праздникам резали скот, чаще овец. Варили студни.

     В наших местах много озер. К празднику договаривались с рыбаками из соседних деревень, расположенных у озера Селигер, чтобы купить свежую рыбу.  Рыбу покупали крупную, в основном лещей, язей, судаков, щук,  и с рыбой пекли пироги (рыбники). Я помню, что мама в праздник пекла пять-шесть рыбников. К каждой застолице необходимо было подавать рыбник. А таких застолиц за день бывает несколько, а еще нужно оставить и на второй день.

     Рыбу клали в пирог целиком с головами. Тесто для пирога делали из ржаной муки или пшеничной, что было вкуснее.

     Пирог укладывали посредине стола. Самый авторитетный за столом мужчина разрезал корку (тесто) по периметру пирога, и раскладывал ее рядом.   Поворачивать пирог не разрешалось. Самым деликатесным куском считалась голова запеченной рыбы, ее давали самому почетному гостю.  К пирогу подавался квас в большой глиняной чашке. В квас крошили свежие или соленые огурцы, иногда клали мелкую сушеную рыбу (снетки, они без костей).

     К пирогу наливали и спиртное, как правило, в больших дозах (полстакана или даже целый стакан). Женщины пили немного. Гости быстро хмелели, становились разговорчивыми.

     После рыбника подавался студень, затем щи или  суп с мясом.

     Блюда подавались по очереди в одной или двух общих тарелках, все черпали оттуда ложками. Отдельных тарелок для каждого не давалось (да и не было).

     На второе подавались по очереди несколько каш: перловая (из ячменя, приготовленного в домашних условиях), гречневая, пшенная и даже рисовая (хотя рис был редкостью). В каши перед подачей на стол добавляли свежеприготовленное топленое коровье масло.

     На десерт подавали солодиху, компот или чай с пирогами. Пироги к чаю пекли с творогом и различными сладкими начинками (яблоки, черника, брусника).

     Гостей приглашали в разные семьи, родных и знакомых было много. И люди несколько раз обедали по вышеизложенному распорядку. После войны время было голодное, люди приходили в гости, чтобы хорошо поесть.

     В народе ходила такая байка. Одна женщина, несколько раз подряд отобедав, говорила: «Родные мои, четыре раза отобедала, а на пятый, как завязало!».

     В первую застолицу приглашали самых близких родственников. Молодежь собирали, как правило, отдельно. Парни и девчата дружили со своими сверстниками из соседних деревень, ходили  друг к другу в гости. Гостили два-три дня, а потом расходились по своим домам.

     Вечером весь народ собирался в хоровод, и так шли по деревне. Впереди хоровода шел гармонист, рядом с ним в первой шеренге шли парни, следом девчата. Пели песни по очереди, но, как правило, пел кто-то один. Гармонист играл мелодии и новгородские, и тверские. Наша деревня расположена на границе двух областей тверской и новгородской, поэтому и мелодии песен различные.

     Новгородские песни протяжные, пели их за два приема.

     Тверские песни – в виде частушек. Такую песню поют сразу за один прием.

     Хоровод проходил по всей деревне, останавливался около дома, где была большая площадка и лавка. Гармонист садился на лавку, рядом с ним парни и девчонки, остальные становились в круг. Девчата выходили плясать по двое. Сначала одна споет частушку, потом идет плясать, затем поет и пляшет другая. Пели по 8-10 песен, затем их сменяла другая пара. Частушки пели разные и шутливые, и со значением, адресованные своим парням.

     Также плясали и парни. Парни часто пели песни «с картинками», т.е. с нецензурными словами.

     Вот так до поздней ночи молодежь пела и плясала.

     Не обходились праздники и без драк. Причины конфликтов с годами не сильно изменились – кто-то кому-то отказался помочь, когда очень было нужно, кто-то взял больше, чем положено. Парни чаще дрались из-за  девчонок. Парни не пускали чужаков из соседних деревень. Дрались и по пьянке, вспоминая прошлые обиды. Часто парни одной деревни дрались с парнями из другой.

     Но в обычные дни воли рукам не давали. Ссоры копились, не мешая трудиться. Зато  в праздники народ отрывался на всю катушку, позволяя себе от души попраздновать и заодно разобраться с теми, кто насолил.

     Зимой молодежь собиралась на посиделки у того, у кого дом побольше. Молодые девчата приходили с какой-либо работой. Кто прял, кто вязал сеть (для рыбаков) и пр. Кто-нибудь из парней играл на балалайке или гармошке, плясали, пели.

     Иногда зимой собиралась молодежь в какой-либо деревне на «скоп». Молодежь из соседних деревень извещали заранее.

     Вот так жила деревня, молодежь общалась, развлекалась доступным по тем временам способом. Я еще застал после войны такие праздники, когда молодежи в деревнях было много.

     Необходимость таких праздников (с охватом нескольких деревень) диктовалась еще и тем, что часто в одной деревне жили люди, связанные друг с другом различными родственными узами. Жениться или выходить замуж за родственников, даже дальних, не полагалось.

     В праздники люди посещали церковь. Приход нашей церкви состоял из 8-10 деревень (а может быть и больше). Был свой поп. По праздникам служили обедни, устраивали крестный ход от церкви через кладбище до колодца, где поп «освящал» воду. Народу собиралось много. Одновременно люди навещали могилки своих усопших родственников на кладбище (в Троицу, Казанскую).

     После войны отмечали и советские праздники, как правило, 7 ноября. Осенью в деревне работы поменьше, так как урожай уже собран. По всей видимости, правление колхоза проводило праздники с разрешения районного руководства. В праздник устраивалось застолье. Приглашались все члены колхоза и их семьи, включая и детей. Собиралось человек 60-70. Праздник проводился в школе, там было подходящее по размеру помещение. Перед праздником на правлении колхоза распределялись работы по подготовке стола.

     Для праздника выделялось зерно (рожь и пшеница), которое выдавалось тем людям, кто умел хорошо печь хлеб. Зерно сушили, размалывали в ручных жерновах и из полученной муки пекли много хлеба и пирогов.

     К празднику резали бычка. Из ног и головы варили студень (тоже по распределению). На первое варили наваристые и очень вкусные щи (как тогда казалось). На второе тушили мясо с картошкой.  К столу жители приносили свои соленья: капусту, огурцы, грибы. Общими усилиями готовился хороший стол с обильными закусками. На столе было и спиртное, в основном водка.

     Перед началом трапезы председатель колхоза поздравлял всех с праздником. Потом наш учитель  выступал с речью на 5-10 минут, рассказывал о международном положении и о событиях в стране. Затем начинался праздничный обед.

     Послевоенное время было не очень «сытное». На такие праздники люди шли охотно, так как можно было вкусно и вдоволь поесть. Мужики выпивали довольно много, женщины тоже не отставали. Ну, и конечно же, ни один праздник не обходился без гармониста, хороших песен и плясок. Других развлечений в деревне не было.

     Такие застолья организовывались несколько раз (на моей памяти  - два или три раза). Потом все прекратилось. Видимо, поступила из района команда «отставить».


Рецензии
Саша, как подробно всё описал! Надо же, думали и о том, как молодёжи решать вопросы женитьбы! Очень понравилось! Жаль, что эти обычаи теперь утеряны. Успехов тебе дальнейших!

Лада Пихта   07.03.2011 10:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Лада, за внимание. Праздники проводились для отдыха и общения между соседними деревнями. Других способов связи не было. А о телефоне даже и не мечтали. Успехов тебе!

Иванов Александр Яковлевич   19.03.2011 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.