Тревожно-внушаемый тип личности

Ф.Б.Березин в статье "Психическая адаптация и тревога" считает, что источником тревоги в системе человек -среда является недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей. Тревога -  это ощущение неопределённой угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности не всегда адекватной. В отличие от боли, тревога - сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой опасности носит вероятностный характер,который зависит от ситуативных и от личностных факторов. При этом личностные факторы могут иметь более существенное значение, чем ситуативные. Тревога может приводить к страху и ощущению надвигающейся катастрофы. Тревога  как потребность в двигательной разрядке при неотвратимости надвигающейся катастрофы может привести к паническим поискам помощи и проявляется в тревожно-боязливом возбуждении. Соответственно тревожный ряд в порядке нарастающей тяжести включает в себя следующие явления: ощущение внутренней напряженности - гиперестезические реакции (нарастание внутренней напряженности к нейтральным стимулам) - собственно тревогу - страх - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - тревожно-боязливое возбуждение. Как правило, между стабильностью состояния и выраженностью тревожных расстройств существует обратная зависимость: наиболее стабильны состояния, характеризующиеся внутренней напряженностью, наименее стабильны те, картина которых определяется ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы  и тревожно-боязливым возбуждением[Психология мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ:Астрель, 2009. c.334-338].
Учащиеся нуждаются в подтверждении того, что работа с ними не вызывает неприятных чувств у учителя. Страх отвержения и чувство неадекватности включая паническое расстройство может перейти у учащегося в школьную фобию. Если в детстве дети получили достаточную любовь и внимание родителей и развили социальные связи внутри (альтруизм), но развили отрицательный имидж людей, находящихся вне семейного круга, тогда у них формируется недоверие к большинству учителей в школе, а так же чувство дифицитарности, неспособности достичь успеха в учёбе. В условиях сильного психологическом давлении со стороны школьного образования, необходимо обучать учеников социальной адаптации путем  тренинга социальных навыков, поведенческих интервенций, ситуационных консультаций с психологом.
Постоянное преувеличение потенциальных трудностей и опасности у детей с тревожно-внушаемым типом личности проявляется в виде сверх ответственности и боязни выглядеть глупыми в социальных ситуациях, отсутствии мотивации к знаниям, умениям и навыкам.

Структура личности
Н.И. Козлов
В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие,опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:
1. Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
2. Аффективная сфера - все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
3. Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности. См.;
4. Сознание и бессознательное...
5. Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
6. Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы.
7. Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.
8. Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть.
9. Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
10. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.
В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее "Я": хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.
Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа стоят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело - их господин, душа и ум - их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа - помощники духа, а тело - воспитуемый ими ребенок.
Структура проблемной личности
Структура проблемной личности отличается от личности здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться, ей нужно решить свои проблемы, избавиться от напряжения или боли. На первые места начинают выходить вопросы психологической защиты...


Рецензии
Систематическое и регулярное обучение детей социальным навыкам для их адаптации в жизненном пространстве ,в том числе в школьных и дошкольных уреждениях системы образования путём тренинга поведенческих интервенций и ситуативных консультаций с психологом ,несомненно поможет детям в условиях психологического давления научиться справляться с неадекватными ситуациями и дети смогут почувствовать себя уверенно в окружающем социуме что безусловно снизит их внутреннюю напряженность и тревожно-боязливое состояние..



Таисия Кучина   05.03.2011 21:43     Заявить о нарушении