Мысли накануне

Гуго Вормсбехер
Мысли накануне

      Вчера антиперестроечные силы могли воскликнуть: «Ганнибал у ворот!». Сегодня Ганнибал уже в Кремле, и хотелось бы надеяться, что в его рядах достаточно сторонников перестройки, чтобы вырвать, наконец, власть у аппаратов разных уровней и передать ее народу в лице представителей в Советах. Потому что если перестройка является революцией, то ее, как и всякую революцию, должен делать народ. Попытка осуществить ее только силами аппаратов не могла не ограничить ее сферой этих аппаратов. Вместо старых действующих лиц появились новые, а народ по-прежнему не имеет права что-либо решить сам. Задача не в том, чтобы заменить плохой аппарат на хороший, а в том, чтобы превратить аппарат из начальника над народом в наемного работника у народа. Только тогда закончится у нас растянувшийся на четыре года политсеминар, и мы сможем, наконец, подойти к конкретному делу.
      Одним из таких конкретных дел, которое всё больше выдвигается на передний план в жизни нашего государства, является национальный вопрос. За эти четыре года не решена практически ни одна проблема в этой сфере. Однако эти четыре года не пропали даром. Выработаны совершенно новые подходы к национальному вопросу, и мы, насколько можно понять, стоим на пороге больших решений.
      Одно из ожидаемых решений - восстановление государственности советских немцев. Сегодня вроде уже всем ясно, что ликвидация немецкой автономной республики на Волге в 1941 году была актом, не имеющим под собой основания. Однако действия, не имеющие под собой видимой причины, должны иметь хотя бы видимые разумные цели. Какие же цели могли быть при выселении целой республики? Эвакуировать людей, чтобы спасти их от нашествия врага? Но для этого не надо было обвинять их в пособничестве врагу. Да и почему именно немцы Поволжья, за тысячу километров от линии фронта, должны были эвакуироваться в то время, когда миллионы советских людей на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике не эвакуировались. К тому же что это за эвакуация под конвоем?
        Избежать «пятой колонны»? Но неудавшаяся провокация с высадкой на территории АССР Немцев Поволжья десанта, переодетого в немецкую форму, как и участие десятков тысяч солдат и офицеров из числа советских немцев в боях с фашистами не давали никаких оснований опасаться возникновения «пятой колонны».
Прозорливость вождя, на год вперед предвидевшего выход гитлеровских войск к Волге? Но тогда зачем в это же время эвакуировалось Правительство из Москвы в Куйбышев?
Может быть, это была чисто экономическая акция: выселить немцев, чтобы т.о. подготовить жилищную и продовольственную базу для других - эвакуированных из западных районов, или для нормального функционирования государственного аппарата? Но тогда почему так не по-хозяйски отнеслись к продовольственным запасам республики: хлеб остался под открытым небом, скот - беспризорным и погибал. Для этих целей эффективнее было сохранить живую, действующую экономическую базу республики, которая могла бы еще увеличить свою роль крупного источника продовольствия, тем более в условиях  потери основных житниц страны - Украины, Кубани.
Возможно, логичнее искать цели выселения не в самом регионе АССР НП, а там, куда советские немцы были выселены: в Сибири, в Казахстане? Однако в местах высылки советские немцы не успели внести тот экономический вклад, на  который они были способны, тем более в условиях, когда местные хозяйства  остались практически без мужчин. Не успели, потому что их вскоре направили всех в трудармию - сначала мужчин, затем женщин, и в местах высылки остались лишь дети и старики, которые не только не могли поддержать экономику хозяйства, но и сами нуждались в поддержке.
Поиск целей высылки ведет, таким образом, в трудармейские лагеря, куда были направлены все советские немцы. Можно предположить, что значительно  обезлюдевшие уже в первые месяцы войны лагеря НКВД требовали пополнения, чтобы продолжать выполнять объем предписанных им работ. Действительно, советские немцы, прибывая в трудармейские лагеря, попадали не только за уже давно натянутую здесь колючую проволоку, к опытному злобному лагерному начальству, конвою и овчаркам, в отработанный лагерный режим, но и в бараки, где еще активны были вши и клопы, мучившие прежних заключенных.
        Однако если конечная цель выселения немцев была мобилизация рабочей силы, то, во-первых, не надо было выселять всех немцев, на  обеспечение чего понадобились десятки тысяч красноармейцев (чтобы окружить каждое село, конвоировать в пути) и сотни эшелонов, так нужных стране в этот тяжелейший период; не надо было создавать новых проблем с расселением немцев в Сибири и Казахстане; а можно было просто мобилизовать в республике трудоспособное население. Во-вторых, почему тогда в трудармейских лагерях был введен режим как для заключенных? И, в-третьих, почему, если так нужна была рабочая сила, она в течение уже первых двух-трех месяцев доводилась до такого истощения, что трудармейцы превращались в живые скелеты и погибали десятками тысяч? Разве это было выгодно стране?
Можно предположить, что немцев-трудармейцев готовились просто уничтожить. Эта мысль подкрепляется судьбой украинских немцев, которые попали в трудармию первыми, еще в конце 1941 года, и от которых к прибытию в те же лагеря поволжских немцев, уже из Сибири, остались в живых весьма немногие. Их судьбу разделили и немцы-красноармейцы, направленные из действующей армии в трудармейские лагеря. Однако встает вопрос: зачем, чтобы уничтожить, надо было возить так далеко? Опыт тридцатых годов позволял это сделать экономичнее, тем более в условиях военного времени. И потом: после победы под Сталинградом в трудармейских лагерях, как почти единодушно вспоминают трудармейцы, положение существенно изменилось: появилось более человечное начальство, улучшились снабжение и бытовые условия, меньше стало издевательств, снизилась смертность.
А когда закончилась война, и была снесена колючая проволока вокруг бараков, и даже когда была упразднена трудармия, трудармейцев всеми силами старались оставить там, где они работали всю войну; т.е. видна прямая необходимость в них как в существенной рабочей силе.
Как мы видим, нормальной человеческой логике всё это не поддается. Возможно, историки доберутся когда-нибудь и до трудармейских архивов НКВД, и до стенограммы заседания, на котором принимался Указ от 28 августа 1941 г. Пока же можно, наверное, предположить, что отношение к советским немцам надо рассматривать в развитии.
В условиях тридцатых годов, когда страна приучалась, принуждалась видеть везде классовых врагов, врагов народа, агентов мировой буржуазии, и затем, с усилением фашизма в Германии - германских шпионов, а после начала второй мировой войны - «пятую колонну», - вполне возможным на этом фоне  выглядело и подозрение к советским немцам. Ликвидация немецких школ в немецких национальных районах в те годы, репрессии по отношению к советско-немецкой интеллигенции, партийным и хозяйственным работникам (часто с обвинением именно в пропаганде фашизма, или в связях с германским фашизмом), - видимо, постепенно подводило и советских людей, и руководство страны к возможности Указа 1941 года. Подозрение - это была уже вина.
        Стратегические просчеты Сталина, стремительное наступление немцев, отсутствие уверенности в возможности их остановить, подготовка Москвы к сдаче - в этих условиях вполне объяснимо, что вместо принятия мер для решения главных вопросов иногда фиксируют свое внимание на вопросах  десятистепенных, каким и был тогда вопрос о советских немцах. Вполне возможно, что в голове человека, «поставившего» этот  вопрос, перепуталось все: и привычка подозревать, и неудержимость наступления врага, и необходимость «обезопасить» Правительство в Куйбышеве, и желательность продовольственной и жилищной базы для определенного количества москвичей, которых предполагалось эвакуировать вместе с Правительством, и задача укрепления  хозяйств в Сибири и Казахстане после призыва мужчин на фронт, и стремление «наказать» - «око за око», то есть геноцид за геноцид.
Выселение, таким образом, могло в тех условиях выглядеть аргументированным. То, что в Указе появились «тысячи и десятки тысяч шпионов и диверсантов» и готовившиеся «взрывы» - это уже детали, обусловленные как  предшествовавшим опытом, так и военным временем.
Нарастание сложностей в ходе военных действий и прецедент недоверия, выраженного Указом от 28 августа 1941 г. по отношению к части советских немцев, предопределило затем распространение этого Указа уже на всех советских немцев. Выселялись немцы с Украины, Кавказа, европейской части страны, из Ленинграда и Москвы, затем были сняты советские немцы и с фронта. То есть мы видим переход уже к очередной стадии - тотальному недоверию по национальному признаку.
Трудармия, лагеря, конвой, издевательства, массовая гибель трудармейцев - это совсем не «экономическая акция». Всего этого, возможно, не планировалось, когда только еще принималось решение о мобилизации  советских немцев в трудармию. Видимо, события на фронте развивались так стремительно, что пока советских немцев довезли из Сибири до уральских лагерей, угроза существованию страны казалась уже трудно предотвратимой, и ликвидация советских немцев воспринималась как задача ближайшего будущего. Однако после разгрома немцев под Москвой, и особенно после Сталинградской битвы, когда в ходе войны наступил перелом, а также после того, как начальство в трудармейских лагерях убедилось, что советские немцы не только не восстают против своей Советской власти, и не только не саботируют, но даже в гибельных условиях, умирая от истощения, вносят своим трудом весьма ощутимый вклад в дело обороны, в строительство оборонных предприятий - видимо, после этого было всё же понято, что трудармейцев выгоднее сохранить живыми, чтобы они больше работали, и тем самым чтобы одни «немцы» помогали разгромить других «немцев». Отсюда некоторое улучшение условий в трудармии, определенный переход власти от непосредственного лагерного руководства к руководству строительства оборонных объектов.
Однако признание экономической целесообразности неуничтожения советских немцев не означало, как можно видеть, признания за ними элементарных прав. Они оставались «врагами». И в тяжелый для страны час их надо было использовать максимально, тем более, что такой потребительский подход был практически ко всем советским людям. Что будет с советскими немцами потом - это вряд ли кого волновало. Если их не будет вообще - еще лучше. Видимо, этим можно объяснить мобилизацию в трудармию немецких женщин, что практически обрекало оставшихся детей на гибель.
Некоторое улучшение условий в трудармии дало большой экономический эффект. Немцы со своей неистребимой, генетической неспособностью работать плохо всё больше воспринимались как незаменимая для ряда регионов квалифицированная рабочая сила. Поэтому когда кончилась война, отпустить трудармейцев означало бы остановить стройки важных объектов, работу крупных предприятий, добычу на многих угольных шахтах, поставку так нужных лесоматериалов для восстановления разрушенного хозяйства страны. Только этим можно объяснить, почему после окончания войны немцам-трудармейцам не было разрешено вернуться к своим детям - если они остались живы.
Трудармия была в основном ликвидирована к 1947 году, однако не только политическими причинами, инерцией восприятия немцев как врагов можно объяснить введение для советских немцев «навечно» режима спецпоселения, с комендантским надзором, без права выезда, да и выхода за пределы населенного пункта. Немаловажную, если не первостепенную роль тут играла, как можно предположить, опять же экономическая стороны: ведь многие немцы были закреплены там, где работали в трудармии (и до сегодняшнего дня десятки, сотни тысяч советских немцев живут и работают на Урале, в Караганде, Кемерове, Прокопьевске, Новокузнецке, на Севере).
И не одной гуманностью можно объяснить смену в 1955 году режима спецпоселения с еженедельной отметкой советских немцев у комендантов. Освоение Целины, начавшееся именно в это время, требовало рабочих рук. Вербовка, комсомольские мобилизации, зажигательные песни - всё это дало Целине немало. Однако этого было, видимо, далеко недостаточно. Не зря же отмена спецпоселения для советских немцев не означала для них разрешения «возвращаться в места, откуда они были выселены» - т.е. на Волгу, Украину, Кавказ. Им по-прежнему оставались в качестве зоны обитания - и работы! - Казахстан, Сибирь, и именно в пределах этих регионов предоставлялась «свобода передвижения» и выбора места жительства.
Именно экономический подход к проблеме советских немцев может объяснить, почему после ХХ съезда партии не восстановили их государственность на Волге, как восстановили государственность калмыкам, чеченцам, ингушам, карачаевцам, черкесам, балкарцам. Видимо, немцы представляли собой уже слишком нужную рабочую силу для различных регионов Казахстана и Сибири. Не зря же, даже в 1965 году, принимая делегацию советских немцев, А.И.Микоян откровенно признал, что восстановить немецкую автономную  республику на Волге было бы правильным, однако это невозможно, потому что 500 тысяч немцев уедут тогда из Целинного края, а вести там без них сельское хозяйство невозможно.
Таким образом, достоинство народа - его трудолюбие, становилось причиной его трагедии.

С тех пор прошло 24 года. Из них только в последние 4 года наметилось и постепенно сформировалось в корне новое отношение к проблеме советских немцев. Идея восстановления государственности советских немцев - уже не далекая мечта, она близка к осуществлению. Об этом говорит ряд моментов.
Во-первых, процесс перестройки и развития национальных движений подвел нас вплотную к необходимости самым серьезным образом рассмотреть национальный вопрос в нашей стране вообще.
Во-вторых, необходимость решения вопроса о восстановлении государственности советских немцев диктуется не только чисто политическими или правовыми моментами, но и экономическими интересами. Не имея в течение 48 лет своей государственности, не имея национальных школ, утратив в массе своей родной язык, национальную культуру - советские немцы всё больше приходят к выводу о том, что в этих условиях возможность для них сохраниться как народу практически исключена. Отсюда - всё растущий их выезд.
        Если за прошлый год выехало в ФРГ 52 тысячи советских немцев - это небывалая для нас цифра, то за 4 месяца этого года выехало уже 40 тысяч, т.е. к концу года можно ожидать цифру 120 тысяч. Каждый день невосстановления государственности советских немцев заставляет терять надежду еще тысячи и тысячи человек, таким образом, выезд в ФРГ будет зависеть только от того, сколько человек ФРГ готова принять. А принять она, судя по всему, готова много. Советские немцы показали себя хорошими, трудолюбивыми, старательными работниками даже в условиях ФРГ. Если учитывать, сколько стоит родить и вырастить человека, сколько стоит дать ему образование и специальность, сколько стоит вообще квалифицированный рабочий, - то выезд  советских немцев превращается для нашей страны в перманентный Чернобыль, и это дарение человеческого капитала бесплатно другой стране пора бы прекратить.
В-третьих, определенный переход власти к Верховному Совету, что должно, видимо, осуществиться на предстоящем съезде народных депутатов, не позволит, надо полагать, оставить еще долго нерешенным национальные вопросы советских народов, в том числе и советских немцев. Тем более, что работники аппарата ЦК КПСС и сотрудники института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС уже многое сделали для подготовки этого вопроса и принятия решения по нему.
В-четвертых, решение вопроса о восстановлении немецкой автономии на Волге практически ничем не отягощается: здесь не возникает ни экономических проблем, ни межнациональных, так что его можно решать вне комплекса всех других национальных проблем, то есть хоть завтра.
В пятых, вопрос о советских немцах уже не раз обсуждался при встречах на разных уровнях между политическими  деятелями ФРГ и нашей страны, в том числе и во время визита канцлера Г.Коля  в прошлом году. Ответный визит М.С. Горбачева  в июне близок, и, надо полагать, восстановление государственности советских немцев могло бы стать существенным моментом в создании условий для развития разносторонних отношений между двумя странами.
Все эти моменты позволяют говорить если не об обязательности, то всё же о возможности принятия решения о восстановлении НАССР на Волге в ближайшие 2-3 недели.
Если такое решение будет принято, то будет подведена, наконец, черта под почти полувековой историей двухмиллионного советского немецкого народа, прошедшего трагический путь незаслуженных обвинений, унижений, репрессий, дискриминации и неравноправия. Будет подведена черта под бездумной политикой, приведшей целый народ к утрате надежды на будущее на своей Советской Родине. И откроются надежды на возрождение этого народа. Тогда перед нами вместо одной проблемы, стоящей в течение 48 лет: добиться решения о восстановлении нашей государственности, - встанут сотни, тысячи проблем, связанных уже с самим процессом восстановления республики. Как  же это восстановление должно, на наш взгляд, происходить?

Мы думаем, что одновременно с публикацией Указа о восстановлении НАССР на Волге и ряда немецких национальных районов должно быть принято постановление об образовании Правительственной комиссии по восстановлению автономной республики советских немцев. Эта комиссия должна обладать большими полномочиями и правами. В нее должны входить представители советских немцев, причем выдвинутые народом, а не аппаратом, а также  представители Верховного Совета СССР и ЦК КПСС. Задачей этой комиссии должна быть проработка всех вопросов, связанных с восстановлением автономии, и координация их решения в масштабах страны. Комиссия должна привлекать научные учреждения, ученых, специалистов для консультаций, исследования, разработки возникающих вопросов, собирать мнения и предложения советских немцев и вообще советских людей для более эффективного решения этих вопросов, быть руководящим органом в центре, помогающим руководству автономной республики решать вопросы, выходящие за пределы возможностей на месте.
Хотя общественное мнение уже достаточно подготовлено к восприятию акта восстановления государственности советских немцев как необходимого и справедливого акта, дальнейшая работа по формированию общественного мнения представляется не только необходимой, но она должна быть и активизирована. С этой целью целесообразно создать специальную пресс-группу при Правительственной комиссии, которая регулярно оперативно готовила бы необходимую информацию, сообщения, интервью с членами комиссии, работниками ЦК КПСС, Верховного Совета, различных министерств. Исходя из того, что для истории советских немцев это будут события и дни поистине исторические, нужно будет зафиксировать их и средствами кино и телевидения, для чего также создать специальную группу операторов.

Особое внимание нужно будет уделить районам будущей АССР, работе  с проживающим там сегодня русским, украинским, казахским и другим населением. Нужно снять существующие у него сегодня и возможные в будущем опасения, а также нейтрализовать антинемецкие настроения и выступления, подогретые фактически пробериевским выступлением на Апрельском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС 1-го секретаря Волгоградского обкома партии В.И.Калашникова. Думаю, надо и там создать специальную группу по работе среди местного населения, включив в нее представителей всех национальностей, проживающих там, с тем, чтобы люди видели: всё делается открыто, с учетом интересов всех, никому восстановление автономии советских немцев ничем не грозит.
В тех же целях формирования максимально уважительной атмосферы по отношению к представителям всех национальностей, должна быть предусмотрена и работа среди немецкого населения, прибывающего на территорию НАССР. Люди должны проходить обязательное собеседование с предупреждением, что оскорбление национального достоинства или ущемление в правах представителей местного населения будут пресекаться самым строгим образом, в том числе и отказом в прописке. Думается, эти меры должны быть обоюдны, ибо особенно на начальном этапе никакие межнациональные эксцессы недопустимы. А спровоцировать их, судя по сегодняшней ситуации на Волге, кое-кому, очевидно, захочется.
Такими представляются самые первые шаги, которые нужно сделать по возможности одновременно с принятием решения о восстановлении автономии.

С чего начать непосредственно восстановление автономной республики?
Начать, видимо, надо с подбора руководства. Разумно сформировать сначала Временное правительство автономной республики. В него желательно включить советских, партийных, хозяйственных работников - немцев из мест сегодняшнего их проживания. Желательно избрать их как делегатов от районов, областей, краев. В правительство должны войти ученые, творческая  интеллигенция, педагоги - учитывая самый широкий спектр проблем, которые придется решать. В правительстве должны быть представлены все нации, которые будут проживать на территории республики, чтобы с первых шагов у всех вырабатывался опыт совместной работы и учета интересов всех людей. По мере восстановления республики Временное правительство должно быть заменено  выборным органом власти.
После создания правомочного правительства одним из первых шагов должно быть, видимо, изучение экологической и радиационной обстановки, составление земельного и водного кадастров. Без этого трудно будет избежать ошибок в строительстве населенных пунктов и промышленных предприятий. Надо по возможности сохранить пригодные еще для сельского хозяйства земли и строить по преимуществу на непригодных, которых, как можно сделать вывод, после миллиардных вкладов  в мелиорацию сейчас там предостаточно.
С учетом полученных данных можно будет разработать проект генерального развития республики, имея при этом в виду, что сильное стремление советских немцев собраться, наконец, вместе, может означать переезд в будущем большинства их них в республику и, таким образом, речь может идти со временем о преобразовании их автономной республики в союзную.
Как было заявлено на недавней Всесоюзной конференции советских немцев, они, учитывая интересы проживающего сегодня там иноязычного населения, считают необходимым строить для прибывающих в республику людей преимущественно новые населенные пункты с тем, чтобы не нарушать сложившийся уклад сегодняшних городов и сел, обеспечить их дальнейшее свободное развитие и предупредить любое ущемление в употреблении и изучении родного языка, в сохранении национальной культуры, обычаев и т.д.

Мы стоим на пороге третьего тысячелетия.  Думается, это должно найти отражение и в архитектуре будущих городов и сел республики. При их проектировании нужно исходить не из прошлых требований и норм, а из будущих. Строить надо сразу надолго. Республике предстоит конкурировать в притягательности для советских немцев не с сегодняшним заштатным райцентром, а с одной из самых развитых стран мира. Поэтому в ней всё должно делаться по крайней мере не хуже, а по возможности и лучше, чем там. Возможности для этого, если их еще нет, надо будет создать, в том числе и путем привлечения зарубежного опыта.
Было бы по меньшей мере неэтично, чтобы в условиях всеобщей нехватки жилья строительство домов для советских немцев вели люди другой национальности. Для этого, видимо, целесообразно пригласить в республику в первую очередь советских немцев со строительными профессиями. Вообще жилищное строительство в республике можно превратить в полигон освоения новейшей мировой строительной технологии, для чего привлечь, допустим,  фирмы ФРГ, чтобы в кратчайшие сроки возвести несколько комбинатов стройматериалов, и с помощью их специалистов, включая и архитекторов, начать строить. Этот опыт и потенциал могли бы быть потом использованы для решения жилищной проблемы соседних регионов.
На своей конференции советские немцы заявили, что, пережив со всем советским народом трагедию войны с ее неисчислимыми жертвами, они считают невозможным для себя требовать возвращения им их домов и имущества, незаконно конфискованных в 1941 году при выселении, ибо не советский народ виноват в этом и не те люди, которые сегодня живут в этих домах.
        Думается, однако, что восстановление автономии советских немцев не должно превратиться для них в очередное выселение. Они оставили государству при выселении развитую для того времени инфраструктуру; в течение 48 лет они своим трудом внесли в общесоюзную копилку вклад больший, чем иные союзные республики, получая из этой копилки совсем не адекватно этому вкладу и не наравне с другими народами. Переселяясь в республику, они будут оставлять свои квартиры, свою долю в социальной сфере, свой полувековой вклад в экономику различных регионов для улучшения условий жизни населения в тех регионах, где они сегодня проживают.
        Таким образом, логично считать, что восстановление республики, строительство всей ее инфраструктуры должно происходить полностью за счет государства, которое вправе будет изымать их бюджета республик, краев и областей,  откуда будут выезжать советские немцы, соответствующие суммы, которые нужно было бы выделить этим регионам для жилищного строительства и социальных нужд, а теперь частично будут компенсироваться переездои советских немцев в их автономную  республику. Эти средства должны быть просто переадресованы на строительство в республике.
Переезд советских немцев в республику должен четко регулироваться. Стихийность может создать серьезные проблемы. Переселение должно производиться, как правило, в готовые квартиры. Переезд должен быть осуществлен за счет государства, ибо люди не по своей воле попали в Сибирь. Переезжающим в сельскую местность должны выделяться ссуды и оказываться помощь стройматериалами на строительство домов, если они хотят строить сами. 
        Будут ли выезжать советские немцы в ФРГ после провозглашения НАССР? Думаю, будут. До тех пор, пока люди не смогут переехать уже в саму республику. Поэтому и нужно всё решать быстро, однако не наспех, а основательно.
Структура экономики, исходя из бедности сырьевой базы в Поволжье, должна, видимо, складываться не из материалоемких отраслей, а трудоемких, требующих высокого интеллектуального и профессионального потенциала: электронная промышленность, точная механика, возможно, стоит развивать легкую промышленность, пошив качественной одежды, обуви. Вообще в республике можно было бы поставить эксперимент с созданием свободной экономической зоны.
С первых шагов надо позаботиться о возрождении национальной культуры, языка, т.к. именно это явится главным притягательным моментом для советских немцев. Введение обучения родному языку с детских садов и ряду предметов на нем с первого класса в школе потребует срочной подготовки кадров. Наряду с существующими маломощными отделениями ряда вузов, где готовятся учителя немецкого языка, можно поручить это и вузам Саратова, Москвы, Ленинграда. Эффективным может быть направление большой группы немецкой молодежи для обучения в ГДР и ФРГ для  подготовки специалистов по разным отраслям знаний, а также приглашение учителей, специалистов из ГДР и ФРГ в республику. Но  нужно будет открыть свой педагогический институт. В дальнейшем встанет вопрос о создании университета и отделения АН СССР.  Проект создания научной базы республики было бы целесообразно поручить разработать академику Б.В.Раушенбаху.
Наряду с театром и другими культурными учреждениями надо сразу же построить краеведческий музей, художественный музей - чтобы успеть уберечь от гибели то, что еще сохранилось. Думается, надо будет обязательно помочь верующим в строительстве церквей, молельных домов, подготовке квалифицированных служителей церкви, ибо отсутствие нормальных условий для верующих - тоже одна из причин их выезда в ФРГ.
Когда будет создана необходимая инфраструктура автономной республики и советские немцы, таким образом, будут поставлены в равные с другими народами условия, республика должна будет перейти на полный хозрасчет.
И, наконец, есть еще один аспект восстановления автономной республики советских немцев. И ГДР, и ФРГ уже сейчас высказывают готовность помочь в  этом деле. Вряд ли стоит отказываться от такой помощи, ведь эта помощь будет помощью не только советским немцам, но и вообще нашей стране. И новый опыт, и высокая культура труда, и прогрессивные технологии, если они будут внедрены в автономной республике советских немцев, окажутся полезными для всего советского народа.
        Однако тут встает вопрос о том, как будут  воспринимать такую помощь советским немцам другие советские люди. Мы не можем не учитывать наследия войны. Война перечеркнула в сознании многих советских людей тесное и активное многовековое сотрудничество русского и немецкого народов. Отношение к немцам как к бывшим и потенциальным врагам по-прежнему широко распространено в бытовом сознании, да и не только в бытовом. Нужно будет создать совершенно новую атмосферу для возрождения сотрудничества двух великих народов. Сотрудничество это может быть очень разносторонним и глубоким, и нам надо видеть друг в друге не прежних врагов, а прошлых и будущих друзей. Тут большую роль будут играть средства массовой информации.

Таким образом, вывод можно сделать один. Государственность советских немцев должна быть восстановлена; она должна быть восстановлена (во всяком случае, исходя из  сегодняшних наших знаний) на Волге, где была; она должна быть восстановлена сразу в форме автономной республики; она должна быть восстановлена безотлагательно - если мы не хотим превратить стремительное расширение выездных настроений советских немцев в необратимый процесс.

Полагаю, что всё это и будет сделано. Хотелось бы только, чтобы наш вопрос решался бы, наконец, силами не только нескольких инструкторов ЦК и научных работников института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, но и с самым широким привлечением представителей советских немцев.

    (Апрель-май 1989 г.)


Рецензии