Честь и достоинство

«Ненависть – чувство, естественно возникающее по отношению к тому, кто вас в чем-то превосходит» 
Амброз БИРС

*
*
*

Мы общаемся на сайте…

Излишне говорить, какое значение имеет это общение для каждого из нас. Это значение глубоко индивидуально. Для одного это развлечение, для другого это своеобразная отдушина, для третьего это часть души, для четвёртого… Мы вступаем в отношения, позиционируем себя, и если для произведения допускается некая отвлечённость и создание образов, не связанных напрямую с самим автором, его личностными характерными чертами, то в рецензиях и замечаниях все мы – как на ладони. Со всеми нашими душевными достоинствами и недостатками.

Зачастую мы даём волю своим эмоциям, но кажется что это беда небольшая. Большая беда в том, что мы априори принижаем собеседника, считаем его глупее, хуже, с меньшим талантом… Это заметно. А между тем здесь, на сайте, собрались далеко не Достоевские, и Ваш покорный слуга не исключение. Как и вы, разумеется.

Мы выжигаем душу, а впрочем есть ли что выжигать? В ходу напористость, неприкрытое и прикрытое хамство, подавление демагогией, издевательства, унижение, менторство, поучения, насмешки, навязывание несуществующего превосходства, ложь, передёргивание…Да всего не перечислишь.
Люди, опомнитесь.
С горечью думаю о том, что есть сейчас литература русская, если люди, причисляющие себя к её авангарду, попросту невоспитанны?
Почему забыты истинные ценности души? Почему они стали в одночасье стыдливо игнорироваться, а порочные черты, напротив, с гордостью выпячиваются?

Википедия
«Благоро;дство (от благо;й и род) — изначально совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного ("благого") рода, то есть аристократу, дворянину[1], обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидуума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин "чувство собственного достоинства".
Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность. [2]
Как правило, под благоро;дством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.
Всеобщие моральные и этические принципы человечества (доброта, сострадание, стремление к справедливости и т. п.) существуют вне зависимости от конкретных религиозных учений и чаще являются продуктом коллективного жизненного опыта тех или иных обществ.»

Прошу вас, вдумайтесь в это определение. Есть ли вообще люди в наше время, отвечающие этим несложным, с первого взгляда, требованиям? Да и нужны ли они, когда всякий готов идти по головам, по трупам, поплёвывая на окружающих, даже к такой дешёвой и сомнительной славе, как здесь?
Полноте, Берг – скажет иной – что вы лезете со своими пыльными моралями?
Лезу, потому что гениальность не оправдывает подлости. Талант не оправдывает низости. Сомнительно, чтобы хам мог написать что-то такое, что содержит высокий штиль, ибо его внутренняя сущность не содержит сию эссенцию. Из ничего не может появиться что-то, никогда не может.
Но благородный человек может быть неотёсанным и грубым, может! «Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер». (Оноре де Бальзак)

Благородство – не врождённое свойство. Вот беседа старца Паисия Святогорца о путях к этому:

«- Как мне стяжать благородство, геронда?
- Веди себя смиренно, действуй с чистым рвением и усердием, любочестно. Развивай духовную восприимчивость. Мирно принимай досаждение от другого и радуйся, что досаждают тебе, а не ты. Потому что есть некоторые люди, которых не волнует, если они причиняют кому-то беспокойство, их волнует только, чтобы не беспокоили их. Есть и такие, что не хотят сами других беспокоить, но не хотят, чтобы и другие беспокоили их. Третьи говорят так: "Я человек восприимчивый, не могу стерпеть резкого слова", однако сами другим говорят резкости. Что это за восприимчивость такая? В чистой восприимчивости есть благородство.
- Если у человека есть недостатки, но он борется за стяжание благородства, он получит пользу?
- Благородство изгонит недостатки.
- Духовная свобода означает свободу от страстей?
- Духовная свобода - это благородство, о приобретении которого я вам говорю. А чтобы человек обладал благородством, в нём не должно быть низших страстей, мелочности, низости и т. д. В мелочности и низости Бога нет, потому что Бог по природе благ.
- Геронда, а чтобы полюбить страдания, тоже нужно работать над благородством?
- Ах, вы до сих пор так и не поняли, что значит благородство! В благородстве есть мужество, потому что, когда в человеке есть благородство, его сердце работает. Чтобы понять, что такое благородство, посмотрите на Христа. Что Христос взял для Себя? Ничего. Он всё отдал. Он принёс и продолжает приносить Себя в жертву за всех нас. Даёт нам Свою любовь, берёт на Себя наши грехи. А мы, наоборот, хотим получать любовь.
…»

С понятием благородства стоит рядом понятие о чести. Позволю себе процитировать определение, поскольку честь тоже не в ходу на ресурсах, где гораздо большее внимание уделяется сетевой чернухе и эротике, однако)

«Честь — комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности»

Нижеприведённый реферат с ресурса http://www.neuch.ru/referat/56430.html на мой взгляд достаточно внятно объясняет суть сего понятия, привожу его с сокращениями.

«Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.
Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.(только не такими способами, как здесь – прим. ОБ). Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, ЧУВСТВО САМОУВАЖЕНИЯ(выделено мной – ОБ, и далее), проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И ТОЛЬКО ПОТОМ, ВО-ВТОРЫХ, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.
….Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения.
Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей.
Чувство же собственного достоинства основано на признании ПРИНЦИПИАЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО РАВЕНСТВА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.
Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.
….Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.
Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.
Высшее проявление человеческого достоинства принято называть БЛАГОРОДСТВОМ. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.
Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека. ТОТ, КТО НЕ УВАЖАЕТ ДОСТОИНСТВО ДРУГОГО, ТЕМ САМЫМ ОСКОРБЛЯЕТ НЕ ТОЛЬКО ЧУЖОЕ, НО И СВОЁ СОБСТВЕННОЕ ДОСТОИНСТВО.
Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью (довольно точно подмечено - ОБ).
Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.
Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при
«неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.
В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».
Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.
Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью.
Еще более благородным является умение с глубоким внутренним достоинством принять бесчестье. Таких Людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие христианские святые.
В XX веке объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но как быть с моральными проблемами, с нравственными принципами, с нормами человеческого поведения, которые объяснить не всегда возможно? Наверное, их нужно просто выполнять, их нельзя не выполнять, потому что все мы, люди, связаны между собой гораздо теснее, чем это нам представляется».


Рецензии
На это произведение написана 71 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.