Сходить на соседний пароход за съемником

Было до этого соседнего парохода метров 20 – не больше , посланный на него за съемником наш моторист вернулся… через неделю !  И без съемника …

Дело было в конце зимы  на Пиндушской РЭБ флота. Вооружали мы к навигации  один из « Волго-Балтов » то ли  223 то ли 233 ? Точно уже и не помню …Было нас в основном четверо – второй механик с мотористом  и нас двое – третьих механиков . В общем  - два одинаковых и третьих механика для одного парохода в принципе перебор . Ну не знаю – то ли меня просто на усиление бросили …

Третий механик – был моим однокашником по « МРТ» Борькой…так что работать было веселее и дружнее .Только очень холодно .Морозы были под тридцать да и пароходы вмерзшие в лед – этот самый холод аккумулировали и усиливали что ли ? Питание было береговое – и рабочий день начинался с включения тепловой пушки в мастерской – по правому борту в машинном отделении …

Мастерская нагревалась минут за десять , ну и после этого уже можно было приступать к переодеванию в рабочую робу . На жерло пушки – надевали ватные брюки и они надувались мощной струей горячего  воздуха и казались ожившей деталью одежды …

Приятно с мороза – одеть горячие и толстые ватные брюки ! Эх хорошо и приятно и тепло !  Толстая и длинная телогрейка – так же сначала нагревалась и потом одевалась …с валенками быстрее всего – минута и готова . Так мы все и переодевались пред началом рабочего дня …

Вторая тепловая пушка – в это время нагревала ту часть машины ,где предстояло работать в первую очередь . Тепло было конечно в метре –двух от пушки …дальше прохладно , ну а метрах в пяти-шести  казалось что ее вообще нет .

Были и Карельские шутки на тему местной погоды : Лето в Карелии – теплое и снегу мало !

Или в виде загадок : Чем в Карелии лето от зимы отличается ? Ответ : Зимой ходят в застегнутых телогрейках , а летом в расстегнутых .


Лед на севере Онежского озера держался до конца мая - начала  июня  и купаться начинали  в лучшем случае в июле . А в августе – уже поздно было купаться …


Лето обычно представлялось именно в близи от тепловой пушки , периодически к ней подходили в плотную и подставляли под нее ноги и руки …

Cтарший механик ( дед ) – бегал с ремонтными ведомостями и прочей бумажной бюрократией между цехами  завода , управлением …и на борту вмерзшего в лед «Волго-Балта»  появлялся  не часто . Проверял – что все на месте и трезвые и даже еще чего-то  работают …и убегал дальше по своим бумажным делам .

Возились с двумя главными двигателями – чешскими Шкодами , меняли головки цилиндров – на новые и с притертыми клапанами . Потом уже во время навигации –экипаж очистит от нагара эти снятые крышки цилиндров , притрет впускные и выпускные клапана , проверят клапан пускового воздуха …в общем все снятые головки будут готовы к обратной установке на движок …

На практике … я на притирался этих клапанов вволю – занятие нудное и однообразное . Помимо этого возились еще с топливной системой да и всеми остальными . Потихоньку искали и вкручивали на место – сливные пробки из паутины  труб забортной и пресной воды .

В месте изгиба  труб – было отверстие с внутренней резьбой и в него вворачивалась бронзовая пробка- заглушка …если пароход  становился на зимний отстой , то начиналось путешествие вдоль многочисленных трубопроводов с поиском этих самых пробок .Вдоль переборок и под подволоком – эти пробки прекрасно было видно , а вод уже в под сланями  их приходилось искать и  вкручивать –выкручивать уже на ощупь .

Поднимаешь по очереди соседние слани – и смотришь куда и в какую сторону идет трубопровод и где у нее колено или самая нижняя точка , где может собираться вода. Туда и ныряешь – ищешь эту пробку рукой…осенью ее выкручиваешь – ближе к весне закручиваешь .

Если изгиб был длинный – тогда для верности ослабляли гайки  на  ближайшем фланце , и  расклинив его ключом или толстой отверткой – ждали пока вытекут остатки воды …

В середине машинного отделения , под сланями можно было нырнуть во весь рост ,паутина трубопроводов шла в несколько ярусов и рука с ключом могла и не пролезть до нужной пробки …тогда  вскрывались все слани вокруг и выбиралось место , c которого можно было хоть кончиками пальцев – но добраться до этой несчастной пробки !

В некоторых местах машины , чтоб добраться до этой очередной пробки – приходилось снимать телогрейку и свитер и засучив рукав тельняшки , все таки найти эту хорошо спрятавшуюся пробку – рука обычно становилась грязной и черной от машинного масла …

Путешествие по трубопроводам вдоль всего большого и просторного Машинно-Котельного отделения ( МКО или просто МО )  чем то напоминало …сбор грибов – только надо было найти все …до единого !  Забытая или не найденная пробка – весной оборачивалась журчанием воды в МО , приходилось снимать разорванный льдом кусок трубы  и варить его или менять целиком …

Рисовали и схемы расположения пробок и считали их общее количество , но по разным причинам  минимум одну-две пробки  или не находили или не смогли выкрутить и плохо ослабили соседний фланец …в общем по весне –  одну или две трубы –разрывало . Бывало что пару пробок клали где-нибудь отдельно и забывали  вкрутить на место …ближе к началу навигации , постепенно заполняли трубопроводы водой и прислушивались – где зажурчит вода . Значит там или забыли вкрутить пробку или рвануло саму трубу …   

Справа и слева от ГРЩ ( главный распределительный  щит ) шли два коротких трапа – по правому борту в мастерскую , по левому на площадку и через нее в тамбур с более длинным трапом на главную палубу и с совсем коротким в три-четыре ступеньки в  отдельную выгородку с  вспомогательными движками – дизель генераторами .

Перед мастерской – по краю площадки находились баллоны с сжатым воздухом для запуска главных двигателей …они были с человеческий рост высотой и на половину уходили  ниже уровня площадки . Здесь же был  лючок в сланях , открыв который можно было спуститься к валовой линии , идущей к правому гребному винту . Кое-где висели плафоны освещения , и среди паутины труб – можно было легко разглядеть висящие на медной проволоке бронзовые пробки , рядом с местами куда их и надо было ввернуть …

Это было самое “уютное”  место – для работы с этими самыми пробками …

Помимо поиска и водружения на место пробок-заглушек , весь теплоход в целом и все его системы и механизмы надо было проверить и подготовить к началу навигации . Так что пробки – это самая легкая и быстрая операция во всем этом процессе …

Поменяв все  шесть головок цилиндров на правом главном двигателе – мы плавно добрались до реверс -редуктора . Открутив все крепления здоровенной резиновой муфты – соединяющей  маховик двигателя с валом редуктора, нам как раз и понадобился съемник , чтобы снять эту муфту с вала . Свой куда то так хорошо запрятали – что не нашли , а может и отдали кому и нам его пока не вернули …

Вот и послали моториста – на ближайший однотипный с нашим « Волго-Балт », за этим самым съемником . Пока он ходил – занимались другими делами , а их на любом пароходе , даже и еще не работающем – всегда много . Вот и занимались другими системами и механизмами , пока моторист искал съемник …

Дед  забегал к нам на борт – пару раз до обеда и столько же после него . Замечая отсутствие моториста – спрашивал где он ? Второй механик отвечал – послали за съемником и оба они куда-то пропали . Ну мы не в открытом море , а вмерзшие в лед  в затоне  РЭБ флота …так что вернется рано или поздно и шум поднимать не стали .

Повозились с левым главным двигателем  , c компрессорами – в общем что было в планах у деда и второго механика то и делали . Раз вернувшись с обеда в заводской столовой – перекуривали на юте , сверху хоть и была шлюпочная палуба , но снега было и на юте полно …

Чтоб ему зря не пропадать – взяли и быстренько втроем слепили снеговика в виде… старшего механика . Голова получилась очень похожей – с небольшой бородкой и усами , которые “снежный”  дед – крутил такой же “снежной” рукой . Поставили его рядом со шпилем  и дверью с юта  внутрь парохода …


Выполнив очередную порцию – механических дел и обязанностей…пошли в мастерскую  погреться и перекурить. Как обычно рассказывали о запоминающихся рейсах , грузах , cлучаях  и происшествиях на своих теплоходах – как в море так и на берегу … 
Борискин « Волго-Балт » , а вернее его капитан  был слегка помешан на футболе .На шлюпочной палубе летом – всегда стояли наготове небольшие футбольные ворота .
На ходу и в балласте – играли как и все остальные экипажи – в самом чистом и самом ровном , одном из четырех трюмов  .

Тогда судовые коки – в основном были женщинами и найти мужика-повара было нелегко . Но женщины и тогда в футбол почти не играли и местный капитан –заморачивал кадровиков насчет этих нелегких поисков . Где-нибудь в море или озере при более-менее подходящей погоде , по судовой трансляции раздавалась команда с мостика : Экипажу построиться на шлюпочной палубе ! Форма одежды спортивная !

Кто не мог или не хотел играть , заступал на вахту - остальные неохотно строились. Экипаж делился на две команды – «Штурвал» и «Маховик» . Смысл игры заключался не только в чисто футбольном забивании голов , но и в попадании мячом по капитану …

Технология была отлажена …дед бил в стенку трюма и второй механик с наката посылал мяч в голову или чуть ниже пояса капитана . В зависимости от того –куда ему попадали , капитан держался за это место и орал с болью в голосе – Кто ???
Игроки начинали завязывать шнурки ,поправлять форму или что-то там рассматривать на стенках трюма или в небе …

Иногда играли  положенные учебные тревоги , а если это была “Человек за бортом”-то спускали естественно и мотобот , после окончания маневров – грузили в него ворота и плыли к ближайшему берегу …поминать мячик и капитана –там на земле .

Ну это летом и когда теплоход на ходу , а сейчас он готовиться к очередной навигации и капитан еще в отпуске … 


Забежал в очередной раз  дед …увидев что нас пока еще трое   спросил : а кого это вы там на юте слепили ? Второй механик ответил : вахтенного матроса – пусть пароход до весны охраняет . Как начнет таять – значит весна и пришла …

Уходя после очередного рабочего дня на берег , закрыв пароход на замок и отрубив береговое питание – посмотрели на нашего снеговика . Дед , попытался изменить свои черты лица –на лицо второго механика ,получилось плохо ,все равно проглядывал старший механик 

В один самый обычный рабочий день – вернулся наш моторист ! Съемника у него не было …да и Бог с ним , главное хоть сам вернулся . Посмотрев на нас троих и прочитав один и тот же немой вопрос на наших лицах – сказал : да шел по причалу и встретил знакомого и он сказал что меня из военкомата чего-то искали . Сбегал быстренько туда , а там оказывается меня медаль ждала ! В Афганистане не успели вручить …в общем пока вручали …пока обмывали , вот и неделя незаметно пролетела .

Дед …тоже ничего не сказал , а просто сходил и минут через пятнадцать –принес этот самый съемник . Сдернули мы муфту и разобрали реверс-редуктор …вытащили почти полу тонный вал с барабаном . Перецепляя тали все выше и выше – вытащили вал на главную палубу . По доскам вытащили его из рубки …тащить было тяжело – второй механик ругался матом , а мы пыхтели для вида и краснели от смеха . Когда много смеешься – то физическая сила становится меньше и основная нагрузка ложилась именно на второго механика …в результате под конец эпопеи с валом у него …опухло одно яйцо .

Звали его вроде – Сергеевичем . Потом вал спустили на талях – прямо на лед рядом с бортом « Волго –Балта » …приехал небольшой трактор и увез – вал в цех  на расточку …

А слепленный из снега  дед …так и простоял до самой весны на юте .


Рецензии
Всё знакомо.Но с пробки мы все не выкручивали.Мы выкручивали нижнию пробку системы и продували систему.Через какое то время опять продувка,удаляли конденсат.

Владимир Крючков   07.03.2011 12:48     Заявить о нарушении
Труба длиной 100 метров и диаметром 100-150 мм...с десятком колен - воздуха никакого не хватит ...а так на разных типах пароходов есть конечно отличия.Что-то и мы продували...если нельзя было выкрутить -раздавали фланцы...обычно да-начинали с нижней ..а там ...как дальше пойдет.

Андрей Меньшутин   07.03.2011 13:02   Заявить о нарушении
"Если нельзя было выкрутить - РАЗДАВАЛИ фланцы."
Вы мне напомнили случай. Я когда с флота ушёл, устроился на котельную. Мастер поручил вскрыть крышку фильтра. Я ему потом докладываю: "Ну я гайки ОТДАЛ."
Происходит примерно такой диалог:
-Кому?
-Что кому?
-Кому ты их отдал?
-Что отдал?
-Ну гайки! (начинает злиться)
-Да никому я их не отдавал!
-Но ты ж только что сказал, что гайки отдал.
-Да, отдал... (потихоньку дошло) в смысле открутил...

Пётр Бутько   07.03.2011 14:27   Заявить о нарушении
Согласен.Паршиво зимой на неработающем судне.Холод по корпусу уходит ниже ватар линии и там такие глыбы льда намерзают!

Владимир Крючков   07.03.2011 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.