Быль о пропавших коленах из цикла библейский сезам
В исторической науке - как в медицине:если какая-то догма утвердилась, а тем более превратилась в традиционную мантру, ее принимают как нечто привычное и неизменное. Неудивительно, что утверждение о бесследно исчезнувших десяти коленах, привычное в Израиле, встречаешь и за его пределами, в трудах зарубежных исследователей, пишущих на библейские темы.
Правда, иногда историки задаются вопросом:а сколько все-таки было пропавших колен - девять или десять? Высказывается предположение, что, скорее всего, - девять. Но для зарубежного исследователя этот вопрос какого-то принципиального значения не имеет:обычно речь идет в целом об Израильском (Северном царстве), а не о каждом из колен(племен, кланов), в нем проживавшем.
Да и возможно ли ныне, нырнув в немыслимую глубину древности, рассказать о каждом - не десяти, а двенадцати колен сынов Израилевых? Можно, если постоянно вникать в библейские тексты, которые каждый раз открываются по-новому. Но о них -рассказ со временем. А пока вернемся к тем, что якобы исчезли бесследно.
Как известно, общеизраильское царство разделилось на два после смерти царя Соломона. К этому времени границы первоначальных наделов, занятых потомками праотца Иакова, давно изменились. Они, впрочем, и с самого начала были, скорее всего, далеко не такими, какие изображены на картах, прилагаемых к Библии. Начерчены они по схеме тех городов и сел, которые были определены каждому колену во времена Иисуса Навина. Но известно, что многие из них были завоеваны не сразу, а многие - и никогда.
Самый большой надел был завоеван коленом Иуды, настолько большой, что ряд городов и сел из него были отданы другим коленам, в частности, колену Вениямина, а также Симеона, тем более, что именно его Иуда позвал в помощники при завоевании земель.
"Столицей" колена Симеона была Беер-Шева, на крайнем юго-западе Эрец-Исраель. Другие его города находились среди городов колена Иуды, и непонятно, почему он традиционно числится в Северном царстве? Можно с полным основанием утверждать, что он всегда принадлежал именно к Иудейскому царству, а древний летописец совершил ошибку, утверждая, что от дома Давида отделилось десять колен.
Вернемся в другую эпоху, во времена Второго Храма. Когда младенца Христа принесли в Храм, чтобы "посвятить Господу", там его взял на руки некий Симеон, "муж праведный и благочестивый", благословляя Творца за рождение Христа, после чего он мог, наконец, спокойно умереть. Тут же была и пророчица Анна из колена Асира, достигшая преклонных лет. И она славила Господа за рождение Христа.
О чем это свидетельствует? О том, что даже во времена Римской империи в Иудее жили представители разных колен. А ведь позади были Ассирийский и Вавилонский плен.
Самым драматическим событием для Израильского (Северного) царства было вторжение вначале сирийского царя Азаила, а затем - Ассирийского Титлатпаласара. Сирийский вторгся при царе Ииуе, царствовавшем в 845 - 818 годах до н.э. (даты царствования израильских царей привожу по данным британского историка Майкла Гранта, автора книги "История древнего Израиля", который оговаривается, что они весьма приблизительны. Но наверняка таковой можно считать и подобную хронику в других источниках, ибо, спустя тысячелетия, затруднительно высчитать все с аптекарской точностью). Он "отнял" всю землю у колен Реувена, Гада и полуколена Манассии, и угнал их в Сирию.
Во дни Факея, который взошел на престол в 837 году (все даты до н.э.), в Израильское царство вторгся царь Ассирийский. Этот в своих захватах был еще более масштабен:еще раз "подчистил" владения двух с половиной вышеупомянутых колен, а также захватил Галилею ( здесь были уделы Иссахара, Звулуна, Асира) и "всю землю Нафтали". Их он переселил в Ассирию.
И, наконец, при Осии (вступил на престол в 731 году_ Ассирийский царь взял Самарию ( а здесь в основном жило колено Ефрема и второе полуколено Манассии), переселив здешних жителей в Ассирию и Мидийские города.
История Израильского царства завершилась, но Иудейское пережило его лет на сто тридцать. Оба царства воевали как с соседями, близкими и дальними, так и постоянно и весьма жестоко, друг с другом. Поэтому ко времени исчезновения Израильского царства многие его жители давно уже жили в Иудейском, привнеся сюда и свои привычки, в частности, поклонение "чужим богам". Поэтому многие иудейские цари, кстати сказать, сами далеко не безгрешные, время от времени начинали проводить среди своих подданных "чистки".
Одним из таких "чистильщиков" был царь Аса (908 - 868 годы). Он "изверг мерзости языческие" не только из всей земли Иудиной и Беньяминовой, но и в среде переселенцев -от Ефрема, Манассии и Симеона.
Далее правил сын Асы Иосафат (868 - 847 годы). Он расставил "оъранное войско" не только в Иудее, но и по городам ЕфремаЮ которые завоевал его отец Аса.
Царь Езекия (а это уже 725 - 697 годы) "обратился к остатку, уцелевшему от руки царей ассирийских", чтобы пришли в Иерусалим совместно лтметить Пасху. Он даже письма написал представителям колен Ефрема и Манассии.
В своих родовых уделахеще оставались и представители колен Асира, Иссахара и Завулона. Царские гонцы ходили к ним, приглашая в Иерусалим на праздник. Встречали их не всегда радушно, нередко насмехались над гонцами а то и издевались, хотя некоторые все же пришли в Иерусалим
Последнюю попытку - вернуть израильтян к вере отцов - предпринял Иудейский царь Иосия )639 - 609 годы). Он очистил не только Иудею и Иерусалим "от высот и посвященных деревьев, и от резных и литых кумиров", но и города Ефрема, Манассии, Симеона, "даже до колена Неффалима, и в опустошенных окрестностях их".
Многие потом окажутся в Вавилонском плену, кто-то там останется, а кто-то вернется назад. Да и угоняли в плен главным образом элитную верхушку израильтян. Простых же тружеников оставляли, чтобы они по-прежнему занимались скотоводством, земледелием и ремеслами.
Здесь уместно будет сказать, что и сами израильские цари очень уж церемонились со своими поддаными, учитывали их желание. Царь Соломон отдал Тирскому царю Хираму двадцать городов Асира в уплату долга за строительство Храма. А если учесть, что наделы Завулона доходили до Сидона, то можно вполне обоснованно утверждать, что среди жителей Ливана наверняка есть потомки этих двух колен.
В сущности, никто никуда бесследно не исчез. Просто у потомков израильтян началась другая история и другая родословная. Выделилось и сохранилось лишь колено Иуды, поэтому и религия евреев стала называться иудейской. Иуда был четвертым сыном праотца Иакова и его первой жены Лии, а по сути стал первым. По своей силе и значимости. Хотя сам праотец особые надежды возлагал на своего любимца Иосифа и его сына Ефрема. Но у судьбы свои "правила"...
Свидетельство о публикации №211030601177
Вот краткие выжимки из неё:
У арабов, прямых потомков Измаила, и у евреев, прямых потомков 12 колен, включая коэнов, прямых потомков Аарона, правнука Левия, должны быть идентичные гаплотипы и в наше время. Этот гаплотип называют "гаплотипом двенадцати колен" (ГДК).
Как свидетельствуют источники, продолжили существование колена Иуды и Вениамина, а также «священники» потомки Левия. Остальные колена исчезли.
В настоящее время с этой проблемой разбираются с помощью ДНК-генеалогии. Она уже оперирует не легендами, а экспериментальными фактами, составом и строением маркеров ДНК, которые передаются тысячелетиями от отца к сыну почти без изменения
Есть люди, про которых с определенной степенью достоверности известно, что они потомки Иакова. Это, в первую очередь, – потомственные священники. (Коэны, Коганы) Они потомки Аарона, правнука Левия.( Леви, Левины, Левиевы)
Поскольку они потомственные священники, вся основная деятельность которых жестко регламентировалась Торой на протяжении примерно 3300 лет, со времени назначения Аарона первосвященником после выхода из Египта, и потомственные именно по мужской линии, то неудивительно, что именно они держат стабильную генеалогическую линию, значительно лучше, чем евреи с другими фамилиями. Базовый гаплотип потомков 12 колен израилевых 14-16-23-10-11-12. Часть гаплотипов, за тысячилети,я естественно, претерпят мутацию, но часть древних гаплотипов Коганов останется без изменения, чисто статистически, с вероятностью примерно 40-50%. Гаплотип 14-16-23-10-11-12, называют гаплотипом двенадцати колен (ГДК).
Из выборки в 35 линий коэнов в 15 сохранился ГДК. У остальных двадцати линий гаплотипы западноевропейские, славянские , и тюркские.
В группе ашкенази-коэнов из 76 человек 36 (47% от их общего числа) показали точное соответствие гаплотипу двенадцати колен. С учетом вероятных мутаций, из 76 тестированных, 69 представляют гаплотип 12 колен.
У ашкенази
В группе ашкенази-левитов из 60 человек гаплотип двенадцати колен
имел один человек, с учетом мутаций, 15 человек имеют ГДК.
У остальных 54 ашкенази-левитов гаплотип не был и близко к «двенадцатиколенным»
У ашкенази-израэлитов, не имеющих формального отношения к священникам, в группе из 100 человек гаплотип двенадцати колен имели одиннадцать человек.
У сефардов
52 человека из 69 (75%) сефардов-коэнов имели ГДК.
12 человек из 31 (39%) сефардов-левитов имеют ГДК.
24 человека из 63 (38%) сефардов-израэлитов имеют гаплотип 12 колен Израилевых.
Таким образом, из 399 ашкеназийских и сефардских евреев (коэнов, левитов и израэлитов) 200 человек, то есть половина, имеют гаплотипы двенадцати колен израилевых.
В целом можно сделать вывод, что с хорошей вероятностью многие евреи, также как и коэны и левиты, являются потомками двенадцати колен, и данный принцип может быть приложен к поиску пропавших колен израилевых, но используя большее число маркеров.
Таким способом, например, среди восточных славян отчетливо идентифицируется их прежнее племенное деление: полян, древлян, кривичей и т.д.
.
Юрий Бахарев 18.07.2012 16:20 Заявить о нарушении
Галина Айзенштадт 18.07.2012 16:36 Заявить о нарушении