Такое не у всех было - Я был знаком с Оскаром

          Мне повезло - я был знаком с Оскаром.   

          С Оскаром Качаровым я познакомился через своего школьного товарища Александра Косицына. Произошло это как раз когда заканчивалось одно тысячелетие и наступало следующее. Саша, зная мою расположенность к символизму, предложил мне заехать к его хорошо знакомому художнику в его мастерскую. Побывать в мастерской художника - это всегда интересно, а когда художник – символист, интересно вдвойне. Так получилось, что хотя я технарь по образованию, но по жизни у меня достаточно много друзей, связанных с искусством, и мне, естественно, приходилось бывать в различных мастерских, как художников, так и архитекторов, и поэтому какую-то возможность сравнения я мог себе позволить. Как правило, мастерские творческих людей в целом имеют много общего, но отдельные детали говорят как о хозяине, так и о его творчестве. В основном мастерские располагаются в крайне непригодных помещениях: подвалах, чердаках, и часто в таких неожиданных местах, где и трудно представить.

           Мы договорились с Сашей встретиться у метро «Охотный ряд», с его слов я понял, что мастерская Оскара в самом центре, на Тверской, во дворе жилых домов. Так как я был на машине, я решил воспользоваться часто используемой мною хитростью парковки в столь трудном месте, то есть поставить машину во дворе у моего хорошего друга, с которым мы вместе двадцать лет отработали на заводе «ЗиЛ». Он же, благодаря своим родителям родился, вырос и до сих пор живёт на Тверской, теперь, к сожалению, правда, уже один. Поставив как бы по блату свою машину в его дворе, я пошёл к выходу метро, где мы и договорились встретиться с Сашей.

           Встреча состоялась, и мы пошли, Саша с ходу начал говорить, какой замечательный художник и человек Оскар. Хотя он и старше нас и даже участник, а теперь ветеран Отечественной войны, но он совершенно свойский и очень компанейский в общении человек. Постепенно продвигаясь к цели, я почувствовал, что мы неуклонно движемся в направлении поставленной мною машины, а когда мы подошли к ней вплотную, то оказалось, она стояла в трёх метрах от подъезда в мастерскую Оскара и в десяти метрах от подъезда моего друга Вовки с «Зила». Конечно, я поделился с Сашей таким совпадением, что и явилось вполне приятной неожиданностью для нас двоих. Надо заметить, хотя подъезды были и рядом, но дома были разные. Вовкин - тот, что фасадом выходит на Тверскую, а Оскаров - совсем старый, наверное, дореволюционный, хотя и пятиэтажный, отдельно стоящий во дворе. Оказалось, что мастерская располагалась на последнем этаже, естественно, без лифта, и я подумал, что Оскару с его возрастом ветерана войны такая физзарядка хотя и полезна, но, наверное, не всегда кстати.

           Дверь в мастерскую была открыта, и мы вошли свободно, без участия хозяина. Оскара мы застали возлегающим на диване, он не спал, и, извиняясь, хотел подняться, но мы его уговорили продолжать лежать, а мы пока пройдёмся по мастерской. Я думаю, этот диван и является олицетворением мастерской Оскара. Мастерская состояла из какого-то кривого, довольно тёмного коридора с каким-то металлическим электроящиком огромных размеров, совершенно непотребной, как и положено, сантехникой в душе и туалете. А так же двух светлых (большой и малой) совмещённых комнат, выходящих окнами во двор, как раз напротив подъезда моего друга Владимира. Жалко, что окна Вовки выходят на Тверскую, а то можно было бы просто переговариваться, не выходя из квартир.

            Как и положено, в мастерской присутствовали вещи, которые постепенно перекочевывают из дома в мастерскую по мере прихода в негодность. Конечно, наверное, бывают мастерские, где всё с иголочки, но лично я в таких не бывал. Как правило, бытовые условия у всех хозяев мастерских ниже среднего, если не сказать плохие, но зато присутствует определённый шарм нагромождения совершенно ненужных вещей, у всех хозяев вещи разные, но практически всегда не нужные в отдельности, они почему-то совершенно необходимы в общем контексте. Конечно, везде расставлены подрамники с начатыми и законченными работами, и вот тут-то схожесть хозяев в смысле самих работ уже отсутствует. Работы Оскара довольно большие, и для них требуется немало места, развесить по стенам их не удастся. Работы очень яркие, и, в основном, жизнеутверждающие, светлые и радостные.

            Кажется, мы были весной, было тепло, окна открыты, солнечно, светло, да ещё яркость чистых цветов красок, всё это произвело неизгладимое впечатление. К этому времени Оскар поднялся с дивана и сказал, что лежание на диване очень способствует творчеству, именно лёжа и приходят правильные мысли и сюжеты для новых работ, но пора ставить чайник, а у Саши была припасена бутылочка для закрепления знакомства.

            Оскару уже было далеко за семьдесят, но он выглядел очень бодро, а главное совершенно по-свойски, без намёков на свой возраст. В мужской беседе он любил ввернуть крепкие словечки, но делал это легко, как бы само собой, и поэтому, подчёркиваю, для мужской компании это не выглядело непристойно, а скорее стирало грани, хотя бы возрастные. Речь заходила на разные темы, но больше, как и положено, с намёками на женский пол, и этот вопрос его волновал не меньше нас, тогда ещё молодых относительно его возраста. Уже частично ознакомившись с его работами, я поинтересовался, почему он предпочитает практически чистые яркие цвета? И тут я понял, что мой вполне риторический вопрос затронул самое сокровенное его жизненное наблюдение, впоследствии переросшее в целую теорию распределения цветов в зависимости от их сочетания. Не вдаваясь в подробности на тот момент, в дальнейшем я узнал, что Оскар создал вращающуюся мнемопиктограмму, позволяющую осуществлять подбор цветовой гаммы для различных трудно совместимых цветовых палитр.
 
            В дальнейшем я очень подружился с Оскаром и в силу своих возможностей помогал ему с выставками, и в получении новой мастерской, более доступной для посещений и работы. Во время этих поездок по бюрократическим инстанциям, я видел, как совершенно доброжелательно его принимали в этих конторах, где, естественно, среди сотрудников преобладал женский пол. Работа просто прекращалась, и всё это выливалось в дружеские посиделки с человеком, которого любят и которому искренне хотят помочь.

           Организовать выставку, собрать друзей, всё это невероятно сложно, и у Оскара хватало сил это делать. А экспозиция в Третьяковке – это ли не достойное признание его творчества. Остаться всю жизнь верным своему выбранному направлению в искусстве, когда всё запрещалось, даже намёки на абстракцию, это воистину творческий героизм, достойный ветерана войны ОСКАРА КАЧАРОВА.

            Несколько эпизодов творческого пути Оскара Качарова. (1924-2007)

            Первое творческое десятилетие начинается с его дипломной работы - картины «В госпитале» (1953). Это лирический период без намёков на символизм. Наиболее полно его лирико-поэтическое дарование раскрылось в картинах «Ломоносов в детские годы» (1954), «К вечеру» (1957), в портретах. В конце пятидесятых - в начале шестидесятых, в период Хрущёвской оттепели, когда все почувствовали относительную свободу, происходит становление авторской индивидуальности художника. Качаров использует контрастные цвета, возможности смелого живописного мазка. Важным событием в его жизни стали встречи в 1965 г. с А.А. Дейнекой, который поддержал его в живописном поиске своего пути.

            В 1970-е и 1980-е годы Качаров продолжает работать над картинами на военную тему. Будучи участником войны, обладая живой памятью того времени, он создаёт картины, используя возможности своего абстрактного мышления. Работы Качарова на военную тему созвучны с работами Пикассо, в частности, с его знаменитой «Герникой». Наиболее характерная среди этих работ Качарова - картина «Декабрь 1941 г.» (1985), именно репродукцию этой работы я разместил в начале своего рассказа.

            Каждый может составить своё понимание этой работы, но я хотел бы высказать свою версию, с которой можно соглашаться или нет.

            Наиболее сильным моментом восприятия темы ужаса войны послужила идея художника наложить на участников лыжной гонки прозрачный квадрат. В отличие от «Чёрного квадрата» Малевича, через этот квадрат высвечивается олицетворение ужаса войны. Снежно-белые надгробные кресты переплетаются с фашистским символом - свастикой, лишь одна эта идея полностью олицетворяет именно вторую мировую войну. Но наибольшую законченность работе придаёт вторая идея художника - наложить облик войны на бегущих лыжников. Квадрат войны - лишь эпизод пятилетней истории человечества, лыжники продолжают бежать, и кровь с их красных тел постепенно смоется, но безрукие и обезглавленные уцелевшие лыжники - это предупреждение художника о последствиях бессмысленной бойни в любой войне.

             Именно символический подход к отображению ужаа войны позволяет зрителю наиболее полно представить недосказанный изобразительный ряд. По такой же причине художественные фильмы, снятые даже очень талантливо, практически всегда хуже прочитанной вами книги. Ваша личная фантазия всегда превосходит отснятую кем-то реальность фильма. Также и реальная живопись не позволяет включить вашу фантазию. Когда всё предельно понятно, то лишь можно оценить, насколько это качественно выполнено. Пересказывать реальное изображение не имеет смысла, так как любой зритель увидит только то, что есть, все увидят одинаковое. Все работы Оскара требуют размышления, а это гораздо трудней, чем просто смотреть и видеть отображенный реализм.
 
           Оскар Качаров - художник, который говорил: «Когда я пишу красками, у меня перестаёт болеть сердце».
 Продолжение темы "Квадрат МАЛЕВИЧА" http://www.proza.ru/2010/06/29/1206


Рецензии
Здравствуйте, Эдуард.
Интересная работа о своеобразном
и интересном художнике: Оскаре
Качарове...
С Вашей трактовкой картины готова
согласиться на все 100 процентов:
кричащий квадрат войны тут как нигде -
кстати. Предупреждение яркое - наглядное.
Не вредно было бы посмотреть
такую работу любителям "воевать"...
Спасибо за знакомство:

Тамара Злобина   17.03.2011 08:56     Заявить о нарушении
Добрый день, дорогая Тамара. Практически неожиданно вы порадовали меня своей рецензией. Моя трактовка сюжета картины - действительно мой личный взгляд на это произведение, существуют и другие трактовки, я же увидел именно так, хотя слышал, что есть варианты, когда в квадрате изображена как раз мирная жизнь, а снаружи наоборот война. В том то и величие такого произведения, что при любом раскладе в нем отображен ужас войны. Моя трактовка мне кажется более логичной, но в том то и дело, что каждый волен понимать так, как он это видит лично для себя.

К сожалению, работы Оскара хотя и известны широкой аудитории, но, на мой взгляд, они должны популяризироваться гораздо больше. Он практически единственный, кто официально, открыто продолжал то, что было запрещено более полувека в нашей стране.

Ваш почитатель Эдуард.

Эдуард Ратников   17.03.2011 12:45   Заявить о нарушении
Благодарю, Эдуард!
Люблю радовать...
Гораздо проще человека огорчить.
Но стоит ли это умственных и
"душевных" затрат?
С уважением:

Тамара Злобина   17.03.2011 13:08   Заявить о нарушении