Подростки

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА, А ТАКЖЕ ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ ПОДРОСТКА-СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
               
Введение
 Человек хорошо себя чувствует, когда вокруг него всё благополучно, когда он согласован с окружающим его миром. Тогда кажется, что всё его оберегает и ему по силам воплотить в жизнь все свои мечты. Многие на своём опыте знают, что такое состояние бывает временным, а бывает и достаточно стабильным. Есть места - природные или социальные, среди людей, где человек чувствует себя очень комфортно и защищёно, а в других - тревожно и беспокойно. И это не только качество этих мест. Здесь появляется и способность самого человека настроиться на обстоятельства и понять их. Очень часто это зависит от самого человека и от его способности гибко наладить отношения, согласовать взаимодействия. В этом случае можно сказать, что у него очень гибкая способность общения, склонность к интерактивной коммуникации - быстрому отклику на воздействие из внешнего мира, поиск ответа на поставленный вопрос. И всегда были такие люди, которые с лёгкостью понимали ситуацию и находили адекватное решение.
 В современном активном мире эта индивидуальная интерактивность становится всё более важной. Если раньше можно было неспеша присмотреться к окружающей обстановке, то теперь практически нет времени на длительные размышления. Нужно успевать "схватывать на лету" уже всем. А это значит, что теперь осознанно нужно развивать своё интерактивное поле, своеобразное коммукативное пространство, которое человек всегда "носит с собой". Это его "подушка безопасности", препятствующая агрессивным наскокам, которая не даст втянуться в ненужный спор и станет пространством установления взаимопонимания, а также реализации собственных творческих сил.
 Но кто будет настраивать человека, каждый раз давать ему подсказки, создавать психологическую устойчивость и обеспечивать физический комфорт? При больших проблемах это, безусловно, должен делать специалист. Человек может помочь себе сам, научившись работать в своём интерактивном режиме и применяя комплекс определённых физических и психологических упражнений.
 Работа в интерактивном режиме - это деятельность по балансу организма, оптимизации коммуникаций как с внешними, так и с внутренними факторами. Эту помощь можно оказывать как самому себе (при помощи телесных - кинезиологических упражнений - упражнений, направленных на работу с мышечным движением, позволяющих остигать необходимого баланса организма, важного психологического состояния устойчивости). Упражнения одновременно являются как лёгкой разминкой, так и развлечением, которое интересно всем - взрослым, а особенно - детям.
 Если исходить из того, что человек - существо, развившее своё рефлексивное, самоосознающее начало и расширившее своё интерактивное поле, то можно считать, что такие способности можно развивать и дальше, совершенствуя их до необходимого уровня. По существу, человек всегда должен находиться в процессе повышения своей согласованности с внешним миром, природой и людьми. При этом, каждый человек создаёт свой личностный мир, в котором и воплощается его индивидуальная реальность.
 Ниже приведён комплекс упражнений, в цели которого входит:
1) Повышение уровня коммуникации между подростками (старшеклассниками) в классе
2) Развитие и/или повышение сплочённости между подростками (старшеклассниками) в классе
3) Помощь подростками (старшеклассниками) в личностном росте и развитии за счёт снятия ограничений, запретов и комплексов
4) Освобождение (творческого потенциала) подростками (старшеклассниками)
Содержание комплекса:
                I) Разогрев (Разминка) (7 упражнений)
1) Упражнение "Вдох-выдох"
Инструкция: "Ребята! Плавно поднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох носом и на медленном выдохе ртом, опустите руки" (Повторить: 8 раз)
2) Самомассаж всего тела (выполняется стоя в кругу)
Инструкция: "А сейчас давайте станем в круг. Теперь помассируйте всё своё тело. Сверху-вниз. Голова. Лицо. Шея. Плечи. Руки.Грудная клетка. Живот. Бёдра. Ягодицы. Колени. Голени."
3) Упражнение "Электрический ток"
Инструкция: "Теперь представьте, будто бы вас ударило током. По всему вашему телу  начинает пробегать дрожь. Постепенно энергично потрясите каждой частью своего тела. Сверху - вниз. Голова. Лицо. Шея. Плечи. Руки. Грудная клетка. Живот. Бёдра. Ягодицы. Колени. Голени. Теперь дрожит уже всё ваше тело. Хорошо. А сейчас дрожь замедляется. Становится меньше. Ещё меньше. Вот она уже совсем слабая. А сейчас проходит вовсе".
4) Массаж спины соседа (выполняется стоя в кругу)
(Суть: массировать спину соседа стоящего по часовой стрелке, а после - против часовой стрелки)
Инструкция: "Сейчас я хочу предложить Вам выполнить ещё одно упражнение, которое позволит и согреться и улучшить настроение. Вам предстоит повернуться лицом к спине человека, который стоит справа от вас и энергично в течении нескольких секунд помассировать его спину. При этом вы должны продолжать стоять в кругу. И ещё одно условие: крепко стойте на ногах - круг не должен перемещаться. А теперь, давайте выполним то же самое упражнение, но в обратную сторону. То есть теперь Вам предстоит массировать спину соседа, который стоит слева от Вас. Соблюдаем те же условия, что и в первой части упражнения".
5) Упражнение "Вертолётик"
Инструкция: "А теперь я хочу предложить Вам стать вертолётами. Размахивайте руками, попеременно занося их на противоположную сторону тела спереди и сзади. Считаем "взлёты" и "падения"".
6) Упражнение "Тараканское"
Инструкция: "Бросайтесь на спину и иображайте "обезумевшего таракана": приподнятая голова, руки, ноги активно двигаются, образуя ветер. Можно начать с "печального" таракана. Главное - пересечение траектории движений".
7) Упражнение "Цыганское"
Инструкция: "Это упражнение можно выполнять как с шалью, так и без неё. Итак, энергично потрясите своими плечами. Если Вам кажется это сложным, сначала томно поводите плечами, постепенно набирайте темп, останавливаясь лишь только на фазе удовольствия".
                II) Рабочая часть (8 упражнений)
1) Упражнение "Групповая сказка"
Инструкция: "Возьмите в руки по 1 листу белой бумаги и по ручке. Теперь 1 человек пишет на листке 1 фразу, которая будет являться началом сказки. Например: "Жил-был на свете один мальчик,....". Следующий в круге человек может либо продолжить предыдущую фразу: "....у которого было много друзей", либо может написать свою. Например: "У него были красивые игрушечные машинки, с которыми он любил играть.
Послелний человек, написавший фразу, зачитывает получившуюся сказку вслух".
2) Упражнение "Печатная машинка"
Инструкция: "Сейчас я по одной буду называть различные буквы русского алфавита. Люди (человек), чьё (чьи) реальное (реальные) имя (имена) начинается (начинаются) на букву, названную мной, должен (должны) встать и назвать 1 любую эмоцию, которую он (они) испытывает (испытывают) на данный момент".
После проведения упражнения обязательно необходимо провести его обсуждение
3) Упражнение "Чувства животных"
Инструкция: " Разбейтесь на команды по 3 человека. В тройках договоритесь, кто станет первым игроком, кто - вторым, кто - третьим. Первый игрок должен задумать любое животное, третий - любую эмоцию. После этого они "на ушко" второму игроку сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает. В этом конкурсе оценивается качество исполнения".
4) Упражнение "Рекламный ролик"
Инструкция: " Всем нам хорошо ивестно, что такое реклама. Ежедневно мы во множестве видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление о том, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы собрались здесь для того, чтобы создать наш собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Всё это - как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький ньюанс: объектом нашей рекламы будут являться... конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит вам придётся рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать ещё одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, Вам предлагается представить человека в качестве какого - либо товара или услуги. Подумайте, чем мог бы оказаться ваш прортеже, если бы его не угороздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама.
Разумеется , в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта.Длительность рекламного ролика - не более 1 минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из её членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, которые находятся в комнате, и просить других игроков вам помочь. Время на подготовку - 10 минут".
После упражнения: Необходимо провести обсуждение и рефлексию собственных переживаний каждого из игроков по поводу представления его в рекламном ролике
5) Упражнение "Слоник"
Инструкция: "Станьте, заняв устойчивую позицию, поставив ноги на удобное расстояние. Заложите руки за спину, сомкнув их в замок. Представьте, что вы - слоники и у вас вместо носа длинный хобот. Им вы и должны выполнять разные фигуры, писать буквы и цифры. Эти надписи нужно делать с разным размахом (амплитудой движения). Постепенно наращивайте амплитуду - наклоняйтесь максимально низко, продолжая держать руки за спиной. Выполняйте упражнение плавно и неторопливо".
6) Упражнение "Знатоки чувств"
Команды располагаются по кругу. Задача, поставленная ведущим, такова: называть по одной эмоции, которую может переживать человек от каждой команды.
Для ведущего главное:
а) Следить за тем, чтобы названия чувств и эмоций не повторялись
б) Следить за тем, чтобы вместо переживаний не назывлись качества характера
в) Фиксировать все названные эмоции на доске/планшете
7) Упражнение "Передача чувств"
Команды выстраиваются в колонны (необходимо, чтобы количество игроков в каждой из них обязательно было равным. Если есть лишний участник, ведущий просит его быть своим ассистентом, в обязанности которого входит следить за соблюдением правил конкурса). Необходимо заранее подготовить карточки с названиями эмоций:
- радость
- вина
- обида
- грусть
- удивление
- интерес
- гнев
- спокойствие
- отвращение
- страх
- презрение
- стыд
- горе
Указанный список может быть дополнен.
Процедура "Передачи чувств" состоит в следующем: участники, которые оказались в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки карточек с названиями эмоций по одной карточке. Поразмышляв требуемое время над тем, как можно невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника; он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока; далее эмоция невербально передаётся по цепочке. Когда эта "эмоциональная информация" достигнет впереди стоящего игрока, он быстро возващается в хвост колонны. После того, как все "правофланговые" окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них (в соответствии со временем "финиширования") изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать её. Ответ сопоставляется с надписью на карточке. В случае очевидной синонимичности (скажем на карточке "грусть", а называется "печаль") не следует снижать оценку. Процедура повторяется ещё дважды; при этом тот игрок, котрый в первой серии был первым, оказывается замыкающим в колонне, и именно ему предстоит теперь вытягивать карточку.
При подведении итогов конкурса учитывается и скорость "передачи" эмоции по цепочке и правильность её определения
8) Упражнение "Ищу друга"
Инструкция 1: "Любой человек, пожалуй мечтает иметь настоящего друга. Кому-то из вас уже, наверное, повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то - множехство знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с гореью признаётся себе, что друзей у него нет. Но настоящий друг никому не помешает.
С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется "Ищу друга". Каждый может поместить в газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Словом, делайте объявление, каким пожелаете. Помните только, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться о том, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги, фломастеры - творите. Время на подготовку - 10 минут".
Спустя отведённое время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, котрое привлекло его внимание и он готов связаться с его создателем. Можно ограничить выбор таких объявлений, например, тремя.
Инструкция 2: "Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовёт одну цифру - количество доставшихся вам выборов".
После упражнения: Обсуждение
а) Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее количество ответов?
б) Что помешало вам откликнуться на другие объявления?
(Речь идёт об объявлениях, которые не получили ни одного выбора, - если такие окажутся)
                III) Завершение (1 упражнение)
1) Упражнение - визуализация "Страна Гармоника"
Инструкция: "Устройтесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь... Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, которая называется Гармоника. Этой страны нет ни на одной карте мира, но в том-то и суть, что у каждого из нас эта страна своя, индивидуальная, неповторимая.
Страна Гармоника - это внутренний мир каждого из нас, который многогранен. Здесь есть место и ощущениям нашего тела, и мыслям, и чувствам, и отношениям, духовности. Всё это - части единого целого - определённого пространства, в котором мы существуем. Каждая частица страны Гармоники играет свою роль, но они взаимодействуют друг с другом, создавая все вместе особый мир. Окиньте его внутренним взором, рассмотрите просторы, палитру красок...
Возможно, какой-то участок привлечёт ваше внимание больше остальных. Рассмотрите его...Прислушайтесь, чем живёт эта частица вашего "Я"? Живёт ли она полноценной жизнью?...Гармонично ли она вписывается в ландшафт сказочной страны?...Довольны ли вы отношениями, которые складываются у этой частицы с другими частями страны Гармоники?...Какие ощущения вызывает у вас то, что вы видите?...Запомните, пожалуйста, эти ощущения.
Теперь нам пора возвращаться. Наше путешествие подходит к концу, и вы снова в этой комнате, здесь и сейчас...Откройте глаза, потянитесь, почувствуйте своё тело....
В сказочной стране Гармонике, как и в любой сказочной стране, есть место волшебству. И сейчас вы - самый могущественный волшебник, который после путешествия, испытав некую палитру ощущений и чувств, решил их запечатлеть. У каждого из вас в руках кусочек пластилина - это то волшебное средство, с помощью которого вы придадите своим ощущениям и чувствам видимый образ. Всё в ваших руках, смелее за дело. Руки помогут вам сами, доверьтесь им...  "
Пока группа работает над своими образами, ведущий отслеживает эмоциональное состояние участников.
Время на работу с пластилином - 10 минут.
Инструкция 2: "Посмотрите на творение своих рук. Дайте имя образу, который у вас появился. Познакомьте нас с вашими чудесными образами (каждый участник занятия представляет то, что у него получилось). Если у вас есть желание поделиться своими ошущениями и переживаниями, то мы будем вам благодарны".
Заключение
 Очень важно, что эти упражнения могут приобретать новые эффекты при использовании в условиях тренинга личностного роста. Они предназначены для психологической и физической (соматической) поддержки подростка и обретения психологического баланса.
Литература:
1. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика
проведения .-Эксмо,2010
2. Ярославцева Е.И. Мышцы тоже хотят радоваться/Школьные ведомости №3,2010 г.


Рецензии