Глава 9. Дороги

     Дороги являются жизненно важными артериями для  обеспечения нормальной жизни отдельного поселения, района и всего края.

     Железная дорога Тверь-Осташков-Бологое, связывающая наш район с центром страны, построенная в девятнадцатом  веке, проходит от деревни сравнительно далеко. Расстояние до ближайшей станции 18 км. Ее роль для повседневной жизни селян невелика. Люди пользовались железной дорогой, в основном, для поездки в другие регионы и в города. Основными путями сообщения между селами и районными (уездными) центрами, были раньше и остаются до настоящего времени, местные дороги. Все села между собой были соединены дорогами и люди могли между собой общаться.

     В прежние времена, когда основным видом транспорта был гужевой, местные грунтовые дороги отвечали требованиям времени. Дороги были узкие, проходили по лесным массивам, где земля более твердая, поверхность дороги не требовала более прочных покрытий. Основным транспортным средством летом была телега, зимой – сани. Нагрузку на дорожное полотно эти транспортные средства оказывали небольшое, дороги не разрушались, т.к. движение было мало интенсивным. В заболоченных местах дороги отсыпали песком или устраивали гати (деревянные настилы из поперечных бревен). В зимнее время селяне часто ездили по временным дорогам «зимникам», по более короткому пути через замерзшие озера и болота, что значительно сокращало время в пути и экономило силы лошадей и людей.

     Когда был только гужевой транспорт, люди передвигались сравнительно на малые расстояния до 20-30 км в пределах необходимой трудовой деятельности. Этого было вполне достаточно, т.к. люди вели в то время  натуральное хозяйство, при котором всем необходимым обеспечивали себя сами. Дороги строили и содержали  жители, с использованием местных материалов. В то время  в селах проживало достаточное количество людей, имелись лошади, телеги, поэтому содержание дорог не вызывало особых трудностей.

     С появлением автомобилей и других тяжелых средств передвижения, старые грунтовые дороги уже не удовлетворяли возросшим требованиям, дороги должны быть намного шире, а главное, иметь более твердое и ровное покрытие. Но отношение к дорогам не изменилось, ни местная, ни центральная власти дороги не строили и не ремонтировали. На дороги, как и на все сельское хозяйство, средств не хватало.

     С началом войны местные дороги не обеспечивали проезд  многочисленных грузовиков и другой техники, что осложняло действие наших войск, а с другой стороны, плохие дороги сдерживали  наступление немцев, имевших  больше транспортной техники. Дороги  превратились в сплошное месиво жидкой грязи, имели многочисленные ямы, заполненные водой, особенно в весенний и осенний периоды. Строительные военные подразделения ремонтировали местные дороги. В труднопроходимых местах устраивали гати или так называемые лежневки, т.е., прокладывали над дорожной колеей помосты из нескольких продольных бревен по поперечным лагам шириной не более одного метра. Такая дорога обеспечивала движение в одном направлении. Разъехаться со встречным транспортом можно было только на участке дороги  без лежни. Эти дороги были временными и к концу войны  они оказались полностью разбитыми.

     Для местных жителей разбитые дороги оказались большой проблемой, т.к. проехать  по таким дорогам даже на телеге было трудно. У местных властей средств на строительство новых дорог, и даже на ремонт старых, не было. Центральные власти на восстановление села мало обращали  внимания и, конечно, строительство и ремонт дорог не финансировались. Основные средства направлялись на восстановление промышленности и обеспечение обороны.

     В 1948 году работала геодезическая экспедиция, намечала трассу будущей дороги, прорубала просеку. Предполагалось строительство большой дороги в сторону Ленинграда. Но дальше просеки дело не продвинулось. Средства потребовались для более важных целей.

     Дороги (большаки) в приемлемом состоянии проходили от райцентров через наиболее населенные людьми пункты.  Дороги к отдельным деревням, стоящим в стороне от большака и особенно к  удаленным от райцентра, не восстанавливались совсем. От нашей деревни до большаков можно было добраться двумя путями: в сторону Калининской области и в сторону своего райцентра в Новгородской области. До большака, соединяющего город Осташков с восточной частью озера Селигер, всего 5 км, дорога проходит частично по болотистой местности и  требует постоянного ухода. А до большака, идущего на    наш райцентр  поселок  Демянск, около 20 км. Этот участок   дороги в 20 км совершенно не приспособлен для проезда автотранспорта. В послевоенное время, вплоть до расформирования колхозов и совхозов,  люди с большим трудом по бездорожью возили выращенную продукцию в райцентр, ломая машины.

     Местные жители дорогу до Осташковского  большака поддерживали своими силами за счет собственных средств, т.к. этот путь был ближайшим выходом к городу, где были магазины и железнодорожная  станция.

     Когда бензин был дешев (литр бензина стоил дешевле литра газированной воды без сиропа), местные жители ежегодно нанимали трактористов и шоферов из соседней деревни, которые возили песок на разрушенные участки дороги и засыпали им рытвины и ямки.

     В 70-е годы вблизи деревни началась грандиозная стройка по установке ракетной точки шахтного базирования. Через нашу деревню и по упомянутой дороге большое количество военных большегрузных автомашин возили на стройку песок. В результате дорога была опять разрушена. После окончания строительства точки военные и не подумали восстановить разрушенную дорогу, а районные власти не смогли их обязать.

     От ракетной точки до центральной базы была построена хорошая дорога и она поддерживалась в нормальном состоянии до того времени, пока точка функционировала. В 1973 году в соответствии с договором по ограничению СНВ точка была ликвидирована (а таких точек по стране было уничтожено очень много !!!). Все сооружения на территории точки были разрушены, а кабели, провода, ограждающие оцинкованные сетки, колючая проволока длиной в несколько километров и многое другое, разграблены. Сотни миллионов рублей оказались потраченными напрасно. И та военная дорога стала не нужной, без ухода и ремонта пришла в негодное состояние.

     А сегодня эти дороги ремонтировать некому, местных жителей в деревнях осталось совсем мало. Топливо стало чрезмерно дорого, его цена приближается к Европейской и уже дороже, чем в Америке, и это при том, что наша страна имеет свою нефть, снабжает ею часть Европы, а своим друзьям продает с большими ценовыми скидками.

     И вот такой чудесный край в центре России, совсем недалеко от Москвы оказался заложником бездорожья, обойден вниманием властей. Отсутствие нормальных дорог во многом повлияло на отток населения, в основном молодежи, из деревни. Кроме плохих дорог в крае слабая инфраструктура, мало школ, магазинов, культурных заведений. А ведь в крае хороший климат, достаточно влаги, много лесов, пустующих земель, прекрасных сенокосных угодий. Не хватает одного – политической воли для освоения старых земель, как когда-то осваивали целину.


Рецензии
Ох, Россия - матушка!
Успехов тебе, дорогой Саша!

Лада Пихта   07.03.2011 10:29     Заявить о нарушении
Да, Лада, в России всегда были две особо острые проблемы - дураки и дороги. Дураки - это мы, которые всегда делаем не то, что надо в нужное время. А дороги... это вечная беда. Спасибо, Лада!

Иванов Александр Яковлевич   19.03.2011 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.