Лужица - Лужицкая марка - Славянский Люксембург

Лужица - Лужицкая марка - Славянский "Люксембург"-Лаузиц

Эту карту Лужицы от лужичан получил Михаил Иванович Семиряга, когда делегация лужичан собралась на Парижскую конференцию, где они надеялись получить право на автономию и административную целостность славянской Лужицы.


***1945г. - “Народный Совет Лужицких сербов” первоначально находился в Праге. В своих меморандумах он пытался обратить внимание на национальные чаянья самого малочисленного славянского народа - лужичан.

12.05.1945г. – № 1 Меморандум лужицких сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В. Сталину. Прага, 1945г. В меморандуме от 12 мая 1945г.  Лужицкий Народный Совет просил освободить в первую очередь военнопленных лужичан, оказать содействие в возвращении Лужицкого Народного Совета  в Баутцен – Будышин.  Предлагается тесное сотрудничество с соседней Чехословакией под защитой победоносного Советского Союза.

1. 06.1945г. – № 2 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж, Ян Смоляр) – Славянского народа в Германии, который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается воссоздать уже не Лужицкую марку, а “Единую административную область ЛУЖИЦА”, величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900 тысячным населением, из которого 500.000 человек лужичане, и чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР. Провести аграрную реформу, национализацию промышленности и открытие лужицких школ.


 К 1946г. –“Народный совет лужицких сербов” переименован в – “Лужицкий Национальный Совет” и расположился в Будышине.


7.01.1946г. – № 3 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж) – Последнего порабощенного народа  Европы: -принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет, как правительство самостоятельной Лужицы и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии.


Март.1946г. – № 4 Меморандум лужицких сербов, предложенный Конференции четырёх министров  иностранных дел в Москве. Необходимо включить соответствующий пункт в мирный договор: отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств, а также обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении. В западной печати появились сообщения, что по решению саксонского ландтага г.Герлиц переименован в “Мески”, что вскоре будет создано “Эльбско - славянское государство”, западной границей которого станет бассейн реки Заале (Сала), а восточной река Ныса Лужицкая (Нейс), что в принципе соответствует ядру Древней Полабской Сербии - (БЕЛАЯ СЕРБИЯ?).

Февраль. 1948г. – “Национальный Совет Лужичан” самораспустился в феврале 1948г., единственной массовой культурной организацией лужичан стала Домовина. В невероятно трудных условиях Домовина добивалась введения серболужицкого языка в лужицких школах, совместно с Матицей Сербской издавала книги для чтения на родном лужицком языке, песенники, устраивала народные праздники, встречи учащейся молодёжи. Домовина подразделяется на районные организации, так называемые ЖУПЫ (zupy) с центрами в Будышине, Кроствице, Гохкирхе, Воёрице (Гойерсверде), Шлейфе и Котбусе, и на 150 местных групп - СКУПИНЫ (skupiny), которые могут объединять несколько мелких общин во главе с доверенным лицом -

ДОВЕРНИК (dowernik). Самостоятельная местная скупина существует также в Дрездене. Председателем Домовины на первом общем собрании в 1951г. был избран Курт Кренц. Знаменем Домовины, как и всего лужицкого народа, является трехцветный флаг: верхняя полоса голубая- голубая, средняя красная- красная, а нижняя белая- белая, символом Домовины является дерево ЛИПА с корнями.


*** – Меморандумы лужичан остались без внимания руководства СССР в связи с тем, что не ясно было в чьей сфере влияния окажутся Западнославянские страны. А территория Полабской Германии точно оставалась в Советской Зоне Влияния, и было решено оставить лужицких сербов в составе немецкого государства.

Так рухнули надежды славян – вендов  по созданию:
 “Славянского Люксембурга” – Лужицы – “Славянского - Лаузица”.

***************************************************

Предшествовавшие события:

В 1848г. вспыхнула революция в Германии. По решению Матицы Сербской в мае 1848г. была составлена петиция королю, под которой было собрано 5.000 подписей лужичан (“Великая Петиция Лужицких сербов” (“Velka petice Luzickych Srbu”) - с подписями (s podpisy) 5.000 хозяев лужицких подворий (hospodaru)). 1848/1849 - Возникшие (Vznik) общества (spolku) Лужицких крестьян (rolniku) в Горной Лужице (Horni Luzici) потребовали (zadaji) социальные и национальные (a narodni prava) права (“Петиция Лужицких Крестьян” “Luzickosrbska rolnicka petice”); интеллигенция потребовала (zada) равноправия (rovnopravnost) для серболужицкого языка и лужицкой культуры: в школах (ve skole) ввести его преподавание в баутценской гимназии, в церквях (v cirkvi) в воскресные и праздничные дни и в суде (a pred soudem), все законы и правительственные распоряжения издавать и на лужицком языке. Бежавший из Дрездена король и правительство пообещали удовлетворить эти просьбы лужичан.


7 мая 1849г. в Будышин приехал Бакунин и обратился к Я.А.Смоляру, чтобы лужичане  поддержали восстание в Дрездене и выступили против немецких юнкеров, на что Я.А.Смоляр ответил: “Нам нужно строить, а не разрушать”. На протяжении истории наблюдается поведение полабских сербов как более патриотичных граждан своего государства, чем немецкоязычное населения края, по-видимому, это связано с тем, что сербский люд сохранялся в Полабской Сербии, как  сельские жители - крестьянство, а в городах они быстро ассимилировались. Горожане объединялись и противостояли местным сюзеренам - владыкам, защищая свои права, а славянско - сербское крестьянство оставалось верным подданным своего по-немецки говорящего сюзерена, являясь его экономической опорой, в противостоянии с городским правом и обществом.


В 1915г. немецкие власти конфисковали лужицкий “Сборник песен” за напечатанный гимн Зелера “Ещё Лужица не погибла”, запрещены скадованки и печатные издания лужичан. Во многих общинах Лужицы создавались песенные кружки, которые в 1920г. композитор Б.Кравц объединил в “Союз песенных кружков лужичан”. Б.Кравц изучал и народно-песенную культуру полабских славян - ободритов, для чего он совершил поездку в Люнебургскую пустошь - южнее Гамбурга и западней Вендланда по левому берегу реки Лабы - Эльбы, где среди уже немецкоязычного населения сохранилось несколько песен, берущих своё начало от древнего местного славяноязычного населения, которое утратило славянскую речь и нашли только одного старика, помнившего по-славянски только молитву “Отче Наш”.

В ноябре 1918г. В Германии произошла Советская революция, Вильгельм-2 сбежал. 6 ноября лужицкие депутаты в саксонском ландтаге А.Барт и М.Кокля потребовали обеспечить права лужичан пользоваться сербским языком, иметь лужицкие школы и культурные учреждения.

13 ноября 1918г. множество лужицких сербов из всех краёв Лужицы прибыли к “Сербскому Дому” в Будышине, где избрали “Народный Совет Лужицких Сербов”. В Совете выступил А.Барт: “Вставайте, СЕРБЫ Лужицкие. Заявляйте, что МЫ сами можем хранить “Божье Королевство” в Лужице, хранить свои дворы и поля, хранить нашу серболужицкую “сербстину” - речь. Все мы здесь едины - католики и евангелисты, лужичане Долинной Лужицы и мильчане Горной Лужицы”. Лужицкие поэты писали стихи с призывом к народу быть наготове для защиты своих прав. Повсеместно проходили собрания, на которых лужичане избирали местные “Национальные комитеты лужицких сербов” и принимали резолюции с требованием о самоопределении Лужицы. Во главе лужицкого движения шла национальная интеллигенция, которая хотела добиться реализации национальных чаяний лужицких сербов по созданию своего государства - Лужица - Лаузиц.

20.11.1918г.  - В результате передела Европейского Мира после баталий Первой Мировой Войны получили независимость славяне: на Балканах образовалась Югославия, на Дунае возродилось чешское государство Чехословакия, снова возродилась Польша. Эти события дали надежду лужичанам на получение независимости. На состоявшемся 20 ноября 1918г. собрании  лужицких сербов в деревне Кростовице был избран “Сербский Союз” и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: “Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов (Лужичане ссылались на известные “14 пунктов” Вильсона о “защите малых народов”.) требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в “Объединённой Горной и Долинной Лужице”. Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции” и направили на неё секретаря народного совета Бриля. Собрания лужицких сербов, проходивших в дальнейшем в разных общинах Лужицы, одобрили кростовицкую резолюцию
от 20.11.1918г. “О Самоопределении Лужицы”.


В январе 1919г. В Париже министр иностранных дел Чехословакии Э.Бенеш потребовал согласия лужичан на воссоединение Лужицы с Чехословакией. Председатель “Народного Совета Лужицких Сербов” А.Барт в Париже подтвердил согласие лужичан на воссоединение с чехами. В марте 1919г. был выработан ещё один вариант решения судьбы лужичан создать “Объединённое Лужицкое Государство” в составе Германии, но под покровительством Лиги Наций. В июне 1919г. в Будышине были арестованы лужицкие активисты, а 2 октября арестован А.Барт и 21 января 1920г. приговорён к трём годам тюремного заключения.
В Версальском мирном договоре Германия обязалась под гарантию Лиги Наций предоставить права нацменьшинствам по аналогии с теми правами нацменьшинств, которые получили немцы в Чехословакии и Польше. По школьному закону от 22 июля 1919г. разрешалось преподавание в школах вместе с немецким языком и на серболужицком. Но немецкие власти не признавали за лужичанами даже прав национального меньшинства, мотивируя это тем, что в отличие от поляков, датчан, литовцев, лужицкие сербы не имеют своего государственного образования.


В мае 1922г. крупные учёные-слависты Европы направили в Лигу Наций обращение: “...Речь здесь идёт о существовании или исчезновении последних остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200.000 человек, который сам себя называет “лужицкими сербами”, а немцы - “вендами” и который живёт на компактной территории Лужице в Саксонии и Пруссии. Несомненно, что исчезновение старого языка и остатков старой культуры, которые, однако, продолжают развиваться оригинальным образом, было бы потерей для научных исследований. Необходимо им иметь свои национальные школы, преподавательский состав должен быть по происхождению лужицкими сербами, и священники в приходах лужичан тоже должны быть лужичанами”. Под Обращением поставили свои подписи 99 учёных, среди них И.А.Бодуэн де Куртенэ, Т.Грабовский, Т.Лер-Сплавинский, Л.Нидерле, И.Пата. В некоторых странах были созданы Общества Друзей Лужичан. В 1923г. бельгийский историк А.Вирсе издал книгу о положении лужичан “Народ - мученик”. За период с 1929 по 1936г. в “Лигу Наций” поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах. По требованию немецких властей в Праге в 1922г. была закрыта лужицкая семинария, в которой два столетия выращивалась лужицкая интеллигенция. Лужичанам было запрещено даже приближаться к чехословацкой границе. Лужицким сербам нельзя было занимать никаких административных постов, особенно в органах юстиции.


Рецензии