Коля Большой и Володя Маленький

 Давно прошли те времена, когда в степи вырастала новая шахта: не так, как дома - ввысь, а сначала вглубь, и лишь потом рядом начинал расти террикон, и за жизнь шахтёрскую недолгую вырастал порою повыше многих теперешних небоскрёбов. Как дерево, сначала пускала корни, а потом набирала мощь и силу. Позже шахта обрастала убогими домишками шахтёров, которые старались поселиться поближе к своей каторжной работе, чтобы не тратить лишние силы на дорогу; домишки сливались в посёлок, и в конце-концов несколько таких посёлков образовали Юзовку, нынешний Донецк.


Тогда на шахте работали только жители посёлка, и лишь иностранных инженеров и мастеров привозили на работу извозчики из мест, более подходящих для человеческого обитания. Сейчас времена изменились, теперь уже наши инженеры и мастера приезжают на работу на иностранных машинах, а рабочих привозят на автобусах - если встать по гудку, то аккурат к концу смены с другого конца города пешком и доберёшься. Естественно, домой отвозили тоже - в три часа ночи при всём желании по-иному с шахты не выбраться.


...Старенький "ПАЗик" уже урчал мотором, чтобы согреть салон этой зимней ночью. Пустых мест было много, но я уселся на кондукторскую одиночку - здесь можно было облокотиться на поручень и уютно подремать , пока за окном будут мелькать огни ночного города. В автобус вслед за мной вошёл Володя, по прозвищу Маленький, и почему-то недобро глянув на меня, примостился к ребятам на длинное заднее сиденье. Маленьким Володю прозвали не зря: росту в нём было едва ли полтора метра, ботиночки детские... Я всё удивлялся, как же он может таскать с мужиками тяжеленные пятиметровые железные трубы, которые их бригада дегазации прокладывала в шахте. Володя сопел, вздыхал, иногда шёпотом матерился... Наконец, кто-то из сидящих рядом не выдержал:
- " Володя, что случилось, кто тебя обидел?"
Маленький ещё раз глянул волком, ткнул пальцем в меня, и с обидой выдал:
-" Этот длинный сел на моё место, а у меня здесь ноги до пола не достают!"
Давно мы так не смеялись... Сон пропал, и вспомнилась история, приключившаяся с Володей.


В шахте есть места, где без телогрейки можно замёрзнуть, но больше таких, в которых и голышом было бы невмоготу, а если ещё и вентиляция так себе... Поэтому даже у жён шахтёрских не считалось грехом, если шахтёр после смены, особенно жарким летом, выпьет пару кружек пива. Спрос рождает предложение, и поэтому только рядом с  нашей шахтой было три пивные. Не знаю, как там они назывались официально, но в народе - "Ветерок", "Три пескаря" и "Мутный глаз"...


...Как это сейчас непривычно не звучит, но в тот злополучный день ни в одно из трёх наших злачных мест не завезли пива! Поэтому пришлось пройти чуть подальше, в заведение, которое мы не очень любили: там вовсе не было стульев, а столы даже мне, с моим ростом под сто девяносто, доставали по грудь. Я, конечно, понимаю - так в клиента больше влезет,
но надо же и совесть иметь... а не только клиента. Но никуда не денешься - времена тотального дефицита. Примостились, смотрю, за соседним столиком в одиночестве Коля Большой с участка дегазации. На столе недопитая бутылка водки и две кружки пива... И так дико показалось - вроде бы кого-то или чего-то не хватает. Понял - Володи Маленького.

Коля-то росточком пониже меня будет...не намного...но в остальном... Будь Коля партизаном и поймай его фашисты - хрен бы они его повесили, шея-то у Коли головы в два раза толще, петлю не приладишь... И другое всё при нём... кроме Володи. Я их врозь никогда не видел. Странная дружба. И что самое интересное - заводилой там Маленький. Коля всегда молчит, а у Володи рот не закрывается...


  ...Ан нет. Только что стояли две кружки пива, а сейчас одна. Поворачиваюсь - снова две, и ручка маленькая шаловливая из-под стола высовывается. Жив курилка! Отвернулся, включился в общий разговор. Увлёкся. У шахтёров ведь как: на работе о бабах, на ****ках о пьянке, на пьянке о работе... Пока мы на свежую голову производственные вопросы решали, за соседним столиком спор разгорелся. Вижу, Маленький из-под стола вылез, и что-то Большому доказывает. Ну, с остолопом разговаривать бесполезно. Подпрыгнул Вовочка, и Большому-то в торец и зарядил с правой, только слёзы у Коли покатились. Коля плачет, Володя с платочком вокруг него бегает и причитает, не плачь, мол Коленька, я тебя никогда в жизни больше не ударю... Плакал-плакал Коля, а потом говорит - не над собой я, Вова, плачу, мне тебя жалко... И оплеуху-то нехотя и отвесил. Хорошо, что стульев там не было, иначе бы Маленький по дороге к тому углу, где приземлился, их бы все в кучу собрал...  Вздохнул Большой, одним глотком пиво допил, водку нам на стол молча поставил, Вовочку из угла подмышку выгреб и унёс...


А наутро на шахте я глазам не поверил. Идут оба с фингалами, и опять Маленький на Большого орёт...


© Copyright: Александр Рак, 2010


Рецензии