Раки и уроки

       Это было очень давно. Мне –  лет 12, а другу детства и того меньше.
Харьков. Знаменитый Благовещенский  базар. Утро. Но раков  уже много. Продавали по девять раков.Такой комплект. В «девятке»  были разные: маленькие, средние, побольше, а самый  крупный рак  был  в одиночестве.
Для одного - нормально. А нас  было двое. Но на две «девятки»  денег не было. Радостей на двоих хватило бы и от одной «девятки». Если  бы  не одно обстоятельство. Если бы  ……, но  лучше по порядку.
Начали мы с маленьких. Один  мне, один  другу. Потом чуть больше: один мне, один другу. Последним  должен  был  быть самый  большой, его надо было разделить  на двоих.
       Пиво мы  в  то время  ещё не пили. Но процедурой  разделки  раков овладели  в  совершенстве. Получая удовольствие  как  от  самого  процесса  разделки, так и медленного поглощения  съедобной  части. Которая  количеством  не  отличалась. Кто ел  раков, тот  знает.
       Важно не количество,  а  ощущение  вкуса, который  передать  невозможно. Вкус  правильно  приготовленных  раков – это  что-то!  Торговки, предлагая свой  товар, выдавали  все  секреты  раковарения:  какие  только приправы  и  специи они  не называли, чтобы привлечь  покупателей.
       Это  было  давно.  Когда  раков   было много. Мы  специально  ходили  за  ними  утром, когда  взрослые  были  на  работе.  Вечером  раки  были  дорогие  и  покупателей  становилось  больше, чем  раков. А  утром  любителей  раков  было  мало. Но появлялись. И не только мы. Были и другие. Нет, бомжей, которых сегодня  полно, не было. Но взрослые бездельники   попадались. Эти  всегда  были!
       Когда прохожие с интересом бросали взгляды в нашу сторону, мы ещё  больше старались, расправляясь с этими животными  на большом   незанятом  торговом  столе. Раки были  тёпленькие, только  что  после  варки.  Было  одно желание: тут же  их  съесть. Самый крупный рак  находился  пока  в отдалении от основной  кучки, ожидая своей участи. К главному  действу мы, не сговариваясь, постепенно  подготавливали  себя, разделывая  с толком  и  расстановкой  непримечательные  экземпляры. Сколько  бы ни длилась  подготовка, когда-нибудь  она  должна  была закончиться. Как  всё  в  этой жизни.
      И  вот  остаётся  самый  большой  рак. Честно  говоря, нужна  была передышка. Несмотря на  незначительное  количество уже  съеденного, ощущение сытости  уже  имело  место  быть. Сытости не столько от  вкусного мяса, сколько  от  специй. Всё  вместе создавало  иллюзию  переполненности   всем!
Вам уже  не  терпится узнать, что же  случилось. Кто  посмел нарушить почти счастливое детство мальчиков! Ещё  тогда, когда  не  родилось  ставшее знаменитым: «большие,  но по  пять, а  вчера  маленькие, но ….».
И нашёлся  такой! Даже  прилично  одетый. Но жлоб!
      С  раком, как с  большинством  женщин!  Редко какая женщина любит, чтобы  с  неё  срывали  одежды и   –   в сторону!  Или  –   в  клочья!  Этот процесс, возможно,  интереснее, чем основной. Больше того. Возможно, и этот, основной,  не принесёт  такого удовольствия, как  подготовительный. 
     А этот жлоб, с лицом красным, как  рак, тихо подкравшись, одной своей  лапой схватил нашего рака-великана, а другой рукой со злостью  вырвал  из него  самую вкуснятину – то, что обычно называют раковой шейкой. Поспешно содрав  с шейки панцырь, этот верзила  отправил  извлечённое мясо целиком в рот. Всё остальное ворюга бросил себе под ноги. В том числе  и  две  огромные клешни. А ведь в них  был деликатес  не хуже, чем в шейке.  Но кто  это будет поднимать! И есть  после его лап! Мы  казались себе  такими  же беспомощными, как  рак  на  мели.
     Этот  нахал, как  оказалось,  всё  время  следил  за нами. Это мы  никого  не видели! Разве  можно за таким  занятием, как  разделка  рака, ещё о чём-то  думать  и куда-то  смотреть!  А он  наблюдал. Более  того,  он ждал. Он угадал наш план. И ждал  момента, когда настанет  его очередь  нанести  нам  непоправимый  удар. Дождался.  Но это не всё. Выкрав и  сожрав  добычу, именно так, а  не вкусив как следует, с восхищением, он, этот  жлоб, взглянув  на нас  своими рачьими глазками, выпалил: 
     – Следующий раз, еврейчики,  не  откладывайте  на  потом  то, что следует  делать  сразу.
     Конечно, мы готовы  были    разорвать обидчика. Кто он  был: обычный  антисемит  или  даже  не  был  им?  И  то, и  другое нам  стало  хорошо  знакомо  позже. Но мысль, брошенная  этим, возможно,  от  рождения  и неплохим  человеком,  запала. Только  воспользовались  мы  этой мыслью  в  дальнейшей  жизни  не  лучшим  образом.  Почему?! Наверное, это  тоже зависит от  звёзд, под которыми  ты  родился.
     Позже  не  один кусок  выхватывали, не спрашивая  разрешения.  И даже «свои» или  «наши», если  это понятнее.  Жлобы  есть  среди  разных  народов. Жлобы  национальности  не  имеют.  Тогда  мы  этого не  знали. Но кто мы  –   уже  почувствовали. Так  что  были  не только  раки, но   уже и уроки.


Рецензии