Об одной книге
– Привет, Иван Михайлович! Давненько, давненько. Как жизнь?
– Какая на хер жизнь! К 2010 году обещают увеличить пенсию до шести тысяч рублей. А насколько цены на всё за три года возрастут – об этом молчат! Это пока – государственная тайна! А до раскрытия тайны как дожить? Но вчера повезло!
– Позвонили, что ты выиграл миллион?
– Нет! Никакой мудак об этом пока не сообщил.
– А что же стряслось?
– Кое-что случилось. Вот послушай! Позавчера в электричке ко сну потянуло. А проснулся – в вагоне никого! Когда приехали на Курский, не знаю. Но двери ещё были открыты – поспешил выйти. В последнем купе на одном из сидений книжку увидел. Взял грех на душу и книжку с собой прихватил.
– И что дальше было?
– Книжка интересной оказалась! Два дня читал.
– И что вычитал, Михалыч?
– Многое, Никанорыч! Прочитал об этой долбаной монетизации, пенсионерах, домашних отходах. О том, что какой-то профессор придумал какой-то отсос делать из контейнеров с отходами.
– Отсоc? Из контейнеров? Это интересно!
– По ходу и другие вопросы затронул автор. Ну, об евреях и неевреях тоже. Автор, конечно, еврей. Такую книгу мог написать только еврей!
– Ну, они писучие!
– Да, обида местами чувствуется. А что скрывать – придавливали! Что было, то было! Да и сейчас всякое бывает! Заходи вечером, дам почитать! Потом обсудим. Правда, ты ведь юмористов не терпишь, а в книге полно юмора и сатиры.Чего стоит ПОПУТКАЧПЕНС! Ну, если бардак, то как без юмора? Всухую можно задохнуться!
– Я что старых, что современных юмористов и сатириков, особенно ихних, на дух не переношу! Фельетоны вообще надо запретить! Но если книга интересная, почитаю.
Прошло несколько дней. Филипп Никанорович осилил книгу. Соседи вновь встречаются.
– Ну, как тебе этот опус, Никанорыч? Евреи и неевреи? Тебя ведь в основном эти вопросики волнуют?
– Да у меня сколько среди них знакомых было! Причём в «ящиках» работали! Ничего от них такого никогда не слыхал! Какие притеснения? Какие погромы? Ещё о каком-то «деле врачей» болтали! Ну, холокост этот вроде был. Да, иногда и сейчас им достаётся. Не надо лезть, куда не просят! Ну, это жизнь!
Ну, в книге и говорится о всякой жизни. С чем ты не согласен? А что даже в «ящиках» работали, так простым смертным, которых никуда на работу не брали, какое было дело до «ящиков», до привилегированных евреев?! Тех, кто выбился наверх, старались использовать на полную катушку, и в тех же «ящиках», а многих новых, кто хотел выбиться, прижимали. Процент регулировали! И для поступающих в институты процент устанавливали! Ты не знаешь, а я знаю! Да в этом никакого секрета и не было.
– Нет таких аспиранток наглых, и такого профессора авантюриста тоже нет!
– А опыты профессора? Тебе о таких экспериментах ничего не известно? Или об этом тоже ничего не хочешь знать? А Тягомутиных тоже не встречал?
– Не хочу! Не встречал!
– Не меняешься ты, Никанорыч! Не меняешься!
– Не меняюсь! Я ухожу от таких подонков. Я отвергаю их!
– Но они ведь от этого не перестают существовать! И среди евреев хватает подонков. Автор об этом и говорит. Евреи такие же люди, как и другие. Но со своими особенностями, хорошими и плохими.
– В книге много придумано. Многосюжетная сумбурная книга. Но читал с интересом – честно говорю. Язык, слог, стиль – нравится. Не нравится идеология! Нет положительного героя. Нет Матросова!
– По твоему мнению, обязательно кто-то должен бросаться на амбразуру? А сам бы бросился?
– Может быть.
– Вот в этом ты весь! Бросаться кто-то должен! А ты ещё подумаешь! И правильно, что хочешь подумать. Почему у другого отбираешь такое же право? ¬– сказать то, что он думает. Автор написал о том, что было у него, с чем он сталкивался. Я ему верю. А многое могу подтвердить, у меня тоже разные знакомые были. Такая жизнь! Что же ты везде лезешь со своей амбразурой? Да сегодня и время другое. Честно тебе скажу, во многом согласен с автором. Не он ли сам оставил эту книгу в вагоне – вот это самое интересное, а не твоя категоричность. Нет, имей своё мнение! Сегодня можно. Но будь объективен! Да я тебя не первый день знаю. Ты и сам со многим согласен. Но дух противоречия, с которым ты, видно, родился, не даёт тебе покоя.
А что касается положительного героя, то почему для тебя главный герой повествования – отрицательный? Потому что у него много злой иронии? А шеф почему отрицательный? А старая учительница и два пенсионера-ветерана почему отрицательные? Потому что тебе не нравятся? А тесть главного героя – инвалид ВОВ, который ступни обеих ног не в Ташкенте потерял, как кому-то хотелось бы, а в Сталинградской битве! Он тоже отрицательный? Ты всех их тоже отвергаешь? Что молчишь? Нечего возразить?
– Я вообще юмористов не терплю. Вот Райкин – другое дело!
– Уходишь от вопроса! Артист только хорошо озвучивал, а кто ему писал тексты? Те, которых ты не терпишь, которых тоже отвергаешь.
– Автор всё сочинил, вообще какой-то гротеск! Не моя эта книга!
– Сочинил! Ну, неужели тебе ПОПУТКАЧПЕНС не понравился? А стишки? Художественная ценность – это другой вопрос! Автор – по профессии не писатель, не поэт. Совсем огорчаешь меня, Филипп Никанорович! Творчество – это же не метеосводка, которую иногда тоже сочиняют! Согласен, не твоя это книга! Книга пронизана юмором, сатирой. А сколько смеха и над евреями, над главным героем – самим автором! Тебе это не дано. Если Салтыков-Щедрин и Гоголь, Шолом-Алейхем и Бабель, Зощенко и Аверченко – не твои писатели, то есть другие читатели. Тебе не нравится рассказ о том, как человек намыливает руки? Вещь отличная, но не твоя! Вот если бы этот человек с чистыми руками бросился на амбразуру, тогда, возможно, ты бы принял эту книгу. После беседы с тобой этот автор, уверен, написал бы хороший рассказик.
– Книга, скажу тебе честно, не захватывает так, что сразу хочется всю прочитать. И нет идеи! Что делать конкретно, тоже не сказано.
– Ну, относительно конкретности ты однажды высказался. Может, забыл, так я напомню. Ты сказал, что всё чётко указано в одной книге – «Майн кампф». Я не читал эту книгу, но верю тебе.
– Я так сказал? Не помню!
– Хорошо, что не отказываешься. Значит, можешь вспомнить.
– Но эта книга не моя! Нет, написана хорошо, читается с интересом. Но не захватывает.
– Ну подумай, что говоришь. Не хватает тебя ни за что, отвергаешь всё, что написано, а читаешь с интересом! Ну, не читай, отдай другому, пусть другой мучается!
– Скажу тебе больше – националистическая книга!
– Ну ты даёшь, Никанорыч! Да, есть еврейские мотивы! И еврейский вопрос тоже ещё существует. Ну, если автор – еврей, этот вопрос он не может не затронуть! А монетизация, отходы, бардак, который ещё есть?! Или это ты тоже отвергаешь? Когда тебя викинут с работы, ты станешь жить на одну пенсию, какую песню тогда будешь петь? Вот что будет интересно! Грустно с тобой совсем, Никанорыч! Похоже, у тебя оскомина тоже не прошла. Ты почитай о ней, в этой книге есть и на эту тему рассказик. А ты помнишь, что автор в «Эпилоге» сказал?
– Называется не «Эпилог», а «Вместо эпилога».
– Помнишь! Это хорошо. Когда будешь второй раз читать и перечитывать, многое тебе станет яснее.
– Не буду перечитывать!
– А может, свою «сонату» напишешь? Интересно было бы почитать её и стишки твои тоже, возможно, профессиональные. Книга, которую мы разбираем, легко читается, но не для быстрого чтения. А сколько в ней смеха сквозь слёзы! Плохо, когда люди не понимают друг друга. Но ни стреляться самому, ни расстреливать кого-то за недопонимание не надо. Ну, и завидовать не надо. Этот червь часто не даёт покоя многим. Таким могу лишь выразить своё соболезнование. После поэтических зарисовок автора у меня даже свой стишок созрел:
Зависть червем мозг весь гложет,
В нём вихри чёрные крутя,
И уж хочет, но не может
С собой поделать ни х-- !
– Ну, ты, Михалыч, даёшь! Ты ведь русский человек! А защищаешь их крепко! Ведь среди них и пакостные люди есть!
– Есть! И националисты есть! А разве среди русских нет таких? А антисемитов мало среди русских? Они даже среди евреев попадаются. Ну, в семье не без урода – давно известно! А ты сам чуть-чуть этой болезнью не страдаешь, а?
– Антисемитизмом? Я?
– Ты!
– Не знаю! Вообще они хитроваты, думают только о свой выгоде.
– И те, которые воевали? И те, которые в закрытых шарашках щит Родины ковали? И те, кто в тылу на заводах вкалывали? Не нравишься ты мне, Никанорыч! Столько лет тебя знаю, а оказывается, ни хера не знаю!
– Ты не понял меня! И чего ты их так защищаешь?
– Вот в этом и есть твоя головная боль, Никанорыч! Тут, как часто говорит автор, что есть, то есть. И никакие таблетки, похоже, не помогут – это уже я говорю! Правда, редактор, которому рассказики автора тоже не понравились, для тебя – «твой человек»! Не сомневаюсь, среди редакторов были и евреи. Среди них тоже разные люди.
– Может быть. Устал я что-то после нашей беседы.
–Да, не из лёгких беседа наша оказалась. Так и книга только легко читается. А вопросы-то вечные.
Стишок не выходил из головы Филиппа Никаноровича. Он размышлял:
– Неужели зависть? Неужели чего-то не понял я, а не он? Да, автор акцентирует внимание на негативе. Но и положительное есть, конечно. Я не хочу это видеть? «Майн кампф»? Да, кажется, я ему когда-то так сказал. Запомнил! Надо же! Нехороший осадок! Нехороший!
Филипп Никанорович чувствовал, что должен разрядиться, должен снять то напряжение, которое появилось после беседы с Иваном Михайловичем. Книга была ещё у него. И он решил поступить так, как советовал автор, – дать почитать книгу другому.
Филипп Никанорович вдруг вспомнил, что на втором этаже живёт человек, который очень не любит евреев. В чём-то Никанорыч был согласен с этим соседом. Может, поэтому и вспомнил о нём.
Дверь отворилась, и на пороге показался сам хозяин, Николай Иванович.
- Какими судьбами, Филипп Никанорович ?! Давно мы не вели с вами задушевные беды.
Есть темка! Для вас особенно интересная!
– Я вас понял! Кто это вас завёл на этот раз, Филипп Никанорович? Кому это удалось сделать?
– Не это главное!
– Вот книга! Надо прочитать! Комментировать не буду. Сразу скажу – книга не моя! Написана хорошо, но не моя! Я с Михалычем уже наспорился, осадок нехороший!
– Слушай, мне вчера этот Михалыч, этот праведник, говорил о какой-то книжке, обещал дать почитать. Не об этой ли книге речь?
– Возможно, об этой. Этот Михалыч и меня уже перевоспитывал, теперь за тебя хочет взяться. Но у меня мысль другая!
– Какая?
– Нельзя позволить ни таким, как Михалыч, ни автору распространять эту книгу!
– Ну, ты даёшь, Никанорыч! А « Майн кампф» и подобные книжечки можно?
– И ты за «Майн кампф» зацепился! Ты ведь их не любишь? Почему защищаешь?
– Я не защищаю. Я за справедливость! Как говорят китайцы, пусть цветут сто цветов! Я не терплю доносительства!
– Я доносчик?! Я хотел, как лучше.
– Вот-вот! А получилось, как всегда! Молодец Виктор Степанович! Крепко сказал! Эту фразу, я считаю, нужно занести в первую десятку афоризмов ХХI века. С доносчиками я никогда не имел никаких дел и иметь не буду.
– Я никогда ни на кого не доносил!
– А как же это называется? Говоришь, Михалыч – такой-сякой, автор – ещё хуже, давай что-то делать. А что делать? Ясно, что! Доносить дальше, выше! И меня приглашаешь к этому танцу. К такому мерзкому делу! Нет, братец, я таким говном никогда не был и не буду! Ты уж без меня воняй дальше! А книгу ты отдай тому, у кого брал. Я получу, без тебя разберусь. Но доносить?! Это мерзкое дело не для меня!
– Но ты ж их не любишь!
– Какая связь между моей нелюбовью и доносительством? Человек свободен выражать свои мысли. Если призывает к насилию, это другое дело. Есть в этой книге такие призывы?
– Нет. Таких призывов нет. Но думать можно разное. А потом, зачем всё видеть в чёрном цвете?
– И пусть человек разное думает. Может, что-нибудь хорошее придумает. Сам напиши, покритикуй автора!
– Я не могу так написать! Хорошо написано.
– Голоса нет, а петь хочется. Таких много. Из-за таких певцов и сидим в говне. Поэтому и донести хочется! Зависть проклятая гложет! Вот над чем поразмысли, Никанорыч!
– И он так сказал.
– Кто?
– Михалыч.
– Как там у Фрейда, кстати, тоже еврей, – все неврозы имеют сексуальную природу! А что такое зависть? Она какую природу имеет? Похоже, зависть лежит в основе всех недовольств человека! Как думаешь?
– Я этот тезис отвергаю!
– Ты можешь отвергать. Важно другое – насколько этот тезис верен. Улыбка Моны Лизы тоже многим не нравится, но на протяжении веков она чихала на недовольных и продолжает улыбаться. Не нравится – не читай! Но читаешь! И с интересом! Понять это я не могу! Это, ты уж прости меня, для меня непостижимое мудачество! А ещё и донос! Хочешь сделать и из меня мудака с доносом?! Сам прочитаю, тогда вернёмся к сегодняшнему разговору. Может, тебе надо с автором встретиться? Тогда, может, в себе разберёшься. Не обманываешь ли ты себя сам?
Распрощавшись с соседом, Филипп Никанорович почувствовал себя ещё хуже и направился в собственную квартиру. Но родные стены тоже не помогали. Стишок Михалыча и сосед со второго этажа давили на одну и ту же мозоль.
– Так, может, всё дело действительно во мне? – уж который раз задавал себе вопрос Филипп Никанорович и продолжал размышлять.
– Откуда зависть? Откуда злость? Откуда постоянное неприятие другого мнения? То не понравилось, что автор выпячивает евреев и унижает, как показалось, других. Потом зацепился за аспиранток и профессора, будто автор воспевает их. После этого – за рабочего, учительницу, которые прямо высказались против безобразий. Да и почему эти разговоры – кухонные, не ведущие ни к чему? Если сильно заискрит, то и пламя может появиться. Откуда это вечное желание в споре хвататься за любые доводы, лишь бы настоять на своём, а может, не столько это, сколько сделать пакость собеседнику. И почти никогда не признавать своих ошибок. Откуда всё это говно у меня?
И не мог Филипп Никанорович ответить на собственный вопрос. В принципе он не должен был быть таким глупым упрямцем. Голодное детство, тяжёлая юность, вся последующая жизнь – в борьбе. Но с кем, с чем? Его рассуждения о собственной честности, порядочности, неподкупности не вязались с практически пассивной позицией, когда надо было, как говорится, до конца отстоять своё мнение.
У Филиппа Никаноровича было всякое, как и у других людей. Но сволочью он не был. Что же случилось сейчас? И Филипп Никанорович продолжал размышлять.
– Зачем пошёл к соседу со второго этажа? Чтобы разрядиться? А ведь совершил пакость! Другого названия этому поступку нет! Да, об этой книге соседу мог сказать другой человек. Но с какой целью? Вот в чём главный вопрос! Так что это? По-своему скрываемая нелюбовь к хитрым евреям, вечное недовольство самим собой, тупая вера в идеалы или всё-таки примитивная зависть – неприятие того факта, что кто-то в чём-то обошёл!
Напрасно Филипп Никанорович сказал, что не будет перечитывать книгу. Будет! И даже с автором постарается встретиться. Но не сейчас.
Сейчас он ещё должен разобраться в себе. Что всё-таки в нём главное – нехороший душок или просто противный характер, а попросту – говнистость, в основе которой желание постоянно противоречить каждому собеседнику, независимо от его происхождения.
Терзаемый размышлениями, Филипп Никанорович вспоминал, что евреев не любили великий Достоевский, знаменитый Вагнер, известные математики. Не жаловал евреев и Солженицын, посвятив им целых два увесистых тома. Правда, Филипп Никанорович эти книги не читал. Может, потому что писатель однозначно не говорил, что надо делать.
Рядом с этими маститыми он себя не ставил, но какое-то оправдание для себя всё-таки находил. Хотя где-то глубоко внутри позиции даже этих великих понять до конца не мог, потому что открытым сторонником антисемитизма не был. И тем не менее перечитывал «Майн кампф», надеясь понять природу этого нечеловеческого явления. Может, и в этом проявлялся его противоречивый характер.
А может, элементарное недовольство собой было самым простым объяснением его занудства. Конечно, он не входил в десятку специалистов, не входил и в сотню, и даже в тысячу. Таких кандидатов наук много. Если уж быть объективным, он не принадлежал к генераторам, он был потребителем, каких было много. Может, в этом причина всех его терзаний? Может, отсюда зависть. По отношению к каждому, кто хоть в чём-то его обошёл. И никак он не мог свыкнуться с простой мыслью: что дано одному, не дано каждому.
Свидетельство о публикации №211030701078