Три поколения или воспоминания на 75 летний юбилей

Три поколения или воспоминания на 75 летний юбилей


“Дата строительства Дудинского порта установлена Приказом от 28 июля 1935 года № 1,но отчетом даты образования порта установили с назначением первого начальника порта на правах помощника начальника экспедиции Ускова Федора Вавиловича, о чем свидетельствует Приказ по Норильскстрою и ИТЛ НКВД от 3 ноября  1937 года”
“Историю Дудинского морского порта описал в своей книге П.А. Соловьев, который проработал в порту более 50 лет и был родоначальником музея, также летопись порта продолжил Н.Н. Костецкий”
“Постараюсь связать через воспоминания очевидцев несколько времен не сухими историческими фактами, лишенных человеческих противоречий и амбиций. В жизни не все так гладко и справедливо, но все же в хаосе отдельных событий, противоречий желаем найти справедливость и целостность человеческого бытия на примере 75 юбилея предприятия: в сравнениях и спорах очевидцев”


История первая

От школы всем классом ходили на экскурсию в порт. Территория низкой воды огораживалась ранее колючей проволокой, которую на период навигации устанавливали, а в паводок убирали.
На территории порта в основном был тарно-штучный груз, упакованный увязочной проволокой или сформирован на поддонах и соскладирован в два-три яруса. Данную терминологию узнал чуть позже, а пока старший мастер (в дальнейшем старший стивидор) был нашим экскурсоводом, который нас проинструктировал. Сейчас с тыла я вас сопровожу на фронтальную линию, к околовоку близко не подходить, не разбредаться. Сбитые с толку профессиональным жаргоном, последовали за ведущим. Одноклассники стали подшучивать, - Ну, все девочки форму не дали и орудие, а уже на фронт отправляют, если не вернемся, то считайте нас героями.
Как помню морского торговое судно “Полтава”. Трех этажное машинное отделение, компактные каюты, капитанский мостик, камбуз, мини-спортзал, кают-компании для моряков и комсостава, но больше всего запомнился открытый бассейн на верхней палубе. Мяч был упакован в мелкую сетку и привязан к волейбольной сетке. Это объяснили для того, чтобы мяч за борт не улетел, а то мячей не напасешься. В сентябре выпал снег, но в бассейне, отделанного белым кафелем, была морская вода, которая замерзает при более низких температурах, чем пресная, поэтому была прозрачная, без шуги. На дне бассейна был художественного нарисован Нептун с трезубцем в штормовой волне. Выяснилось, что многие из плавсостава еще закаляются, принимая водные процедуры.
После этого решил стать моряком. Направлял документы, но видно не поглянулся своей автобиографией.
В данное время порт не огорожен, не рентабельно. На его территории то и дело задерживают посторонних без временных или постоянных пропусков, за что задерживают, штрафуют. Кто не занятой и юридически грамотный, те через суд возвращают конфискованные средства, так как требования для режимного и опасного объекта должен выполнять в первую очередь собственник.


История вторая

Мороз был минус сорок семь. Смену актировали, людей распустили по домам, но дежурных всегда оставляют на всякий случай.
Борис Григорьевич Замятин – начальник АХЧ, который числился простым грузчиком  (так ранее называли докеров-механизаторов, пока порту не присвоили статус морского порта) обходил свои владения. В штате у него работали все пенсионеры, стажеры и временами направляли легкотрудников. В то время штат был в следующем составе: Михаил Иванович Иванов – бывший сосланный, еще пацаном опоздал пару раз на работу в военное время в районе на военном положении, Николай Семенович Миколуцкий с Белоруссии, сам приехал по настоянию комендатуры после Отечественной войны, зная повадки тех и этих. С четырнадцати лет был в лагерях  для малолетних, затем для взрослых в Фашисткой Германии, прошел всю Европу босиком.  Александр Петрович Самойлов с Москвы, приехал добровольно-принудительно,  когда попросили оказать содействие Родной стране. Вячеслав Николаевич Гуменный с Украины, говорит, что приехал вслед за братом. Леха (только в таком виде запомнил его имя) Цыганков, сосланный за бродяжничество на перевоспитание, где и заболел туберкулезом, Женя Ганушенко с Сочи, а родился в Австрии, бывший официант, видно не тех обсчитал и приехал для поправки финансового положения, чтобы дом достроить. В Норильске, как и в Дудинке нашли пристанище люди со всей огромной нашей страны и зарубежных стран, даже был по национальности грек, который нашел навеки свое пристанище на Таймыре.
- Застукал, выпиваем, ёфанный флот, - закартавил Замятин с еврейскими корнями, кстати, родом с города Иванова, тоже сосланный, как М.И. Иванов.
-,Да, ты чё, Григорич, ты слышал по десятый класс актировка, всех отпустили, а тут за копейки пашешь. Я бы мог не тоже ходить на работу, у меня всего шесть классов образование. Мы же только для согрева.
- О, а я подавно, у меня всего четыре класса, поддержал шутку Михаил Иванович.
- Григорич! – перевел в другое русло Леха Цыганков по прозвищу Цыган, а ты чего из мастеров в рабочие перешел при выходе пенсию, никак пенсию поднять.
- Чё-чё, подшей лучше моей жене валенки.
- Две бутылки белого.
- Ты же от бригады подшиваешь, а это вместо меня.
- У меня видишь, сколько заказов, тогда в порядке очереди недели через две. 
- Ладно, вымогатель.
- Договорились, так ты бежишь в магазин!?
- Пусть, молодой твой подсобник сбегает, надеюсь, он десять классов закончил, - предложил Борис Григорьевич Замятин.
- Так он легкотрудник.
- Ну, сходит, если ему бегать вредно, - настаивал Григорьевич.
- Григорьевич, поведай нам пока, как ты прокатился по карьерной лестнице.
Чтобы скоротать время, Григорьвич начал свое повествование.. Вначале, как я оказался на вольных поселениях, пошел в настоящие грузчики, где основная сила пуп-кран. Каждый лист под сто “КГ”, два спеца крюками взваливают тебе на спину с вагона. Затем семенящим  шагом, чуть ли не бегом от 6 до 15 метров до весов, у тебя лист снимают на весы два подающих, с весов и все через весы, уже две операции, затем до судового трюма и по лотку лист спускаешь лист в трюм. У подающих и принимающих стальные крюки, которыми они орудуют как ложками во время еды, а ты бойся, чтобы пальцы тебе не травмировали. Плечи, пальцы онемели от перегрузок. Подающим попробовал, тоже не сладко. Здесь надо навык работы с крюками и поясница качка. В трюме принимающие на полном лету ловят крюками лист и также на спину разносчику, который на полном ходу бросает лист в штабеля и ногой ловко поправляет все это в такой спешке. Понял, очень тяжелый и опасный этот заработок на металле. И везде тебя подгоняют матерками и грозятся побить за невыполнение плана. Самое главное надо хорошо питаться, а иногда кусок не лезет, только хочется пить воду, а вода вымывает последний запас полезных веществ. Перешел на тарно-штучный груз, где он весь раскладку, а еще мясные туши, особенно коровьи, где их называли мамонтами, хоть их носишь вдвоем. Если толковый напарник, считай, повезло на смену, если общего языка не находишь, то измотаешься и еще травму поучишь. А роба была, как сейчас у сварщика, на голое тело летом не наденешь, с потом ткань как хорошая терка, все волосы удаляет и до крови кожу натирает. Роба жесткая, движения сковывает. После всех попыток найти себя на поприще портовых специальностей, оказался с радикулитом в больнице, а там нашли признаки геморроя, грыжи. Вот так судьба распорядилась, поневоле пошел учиться в вечернюю школу, дальше закончил техникум, а остальное вам известно. Хороший грузчик ценился и ему многое прощалось, в том числе и прогулы. Но самое главное заметил, что многие не выглядели атлетами, но были выносливыми и жилистыми, от родителей по наследству передалось, видно. Это не как сейчас, захватом зацепил не по одному листу, а часть партии в упаковках и краном в трюм. Работать намного легче стало. Хотя в ОАО “Норильский комбинат” к деятельности Дудинского порта относятся по остаточному принципу и к специалистам, то есть не на должном уровне, хотя мы являемся соучастниками производства по организации бесперебойной работы и реализации перевалки готовой продукции.
- Молодежь, грузчики какими основными профессиональными болезнями  страдают, но им данный диагноз не ставят, знаете, старики молчат, -  продолжил допрос Григорьевич.
- Ну, слышали, грыжа, геморрой, радикулит, м-м-м, - хватит пожалуй согласились молодые.
- Грех болезнями хвастаться, так у меня насчитали тридцать два заболевания, к перечисленным: позвоночные диски и суставы не работают, желудок опущен, почечная недостаточность от переохлаждения, снижение зрения от солнечной недостаточности зимой и также активности в весеннее время, когда солнце и снег слепит от избытка Солнечной активности. Сейчас туалеты теплые, а ранее все на улице справляли, что дома и на работе в морозы такие. Туалетной бумаги не было, в основном шли органы печати со старыми генсеками на передовице. Появился прекрасный санаторий-профилакторий, где раз в год можно было кормиться и жить бесплатно, а второй раз за символическую плату, в тоже время подлечиться, а в возрасте, то это очень актуально, так как человеческих запчастей для замены еще не придумали. Начальник порта А.Г. Кизим делает постоянный пеший обход, можно к нему подойти и напроситься на прием, поддерживает спорт и общественные массовые начинания, почти на каждом районе есть агитбригады, каждое подразделение имеет футбольную команду, спартакиада проводится более тринадцати видам спорта и дисциплинам, где являемся постоянными победители или призеры Норильского комбината. Постоянно отмечают лучших среди профессий в порту, в том числе по показателям грузооборота, что стимулирует материально и духовно. Для досуга портовиков есть свой спортзал, тир, стадион, клуб. Регулярно проводятся встречи на собраниях, конференциях коллективов. Построен третий овощник, которые затаривали портовики, когда сезонный основной завоз картофеля, лука, капусты, свеклы и других овощей, с чем инфляция на ценообразование в течении года была минимальной.
- Все, напала ностальгия, мое время все же ближе, теперь чувствую больше себя лишним, пора передавать эстафету.
- Да, стали лучше жить все же, значит, Григорьевич, - поддержала паузу молодежь.
- В чем-то, конечно, жизнь усовершенствовали. Но коэффициент доплат снизил залетный “Лысый”, приехал летом и им пришла такая мысль, а что восемь месяцев зима и в ней надо выжить чинушам понять не дано. Деспот и личный мой недруг Сталин рядом “сидел” и я за него, но  тот коэффициент не снижал, так как условия жизни на севере испытал на своей шкуре. Раньше летали самолеты Ил-18 более стабильно, билеты были дешевле, с “Тушками” условия полета улучшились, но цены возросли, отмена рейсов стала чаще. Слава Богу, сберкнижки выручают, живу на проценты, плюс страховки помогают. Для трудового человека перемены и нестабильность хуже всего, интерес к честному труду теряется из-за этого.
 Беседа оживилась с согревающим, вкуснейшим витаминизированным Дудинским хлебом  и аппетитной местной рыбой с рыбного завода, в том числе пряного посола, копченым деликатесным оленьим мясом.
- Чтобы меньше приезжали всякие горе “деятели-экспериментаторы” в нашей жизни, - предложил тост Григорьевич.
- Григорьевич,  твои бы слова, да Богу в уши, - поддержали все.
На этом оставим компанию, сбивчивые, но откровенные впечатления.


                История третья

Самое плохое пожелание на Востоке на смерть, а чтобы проклятый жил во времена вечных перемен. Закончился казарменный социализм и бурный рост экономического развития. Все само собой развалилось и изменилось: партийные и комсомольские, а следом и профсоюзные организации, производственные отношения, формы собственности, а с ними нравственные устои.  Инфляция и неоднократная смена курса рубля сделали Норильский комбинат, а с нею Дудинский морской порт банкротом.
Руководство предприятий стало избавляться от содержания социальных сфер деятельности. Закрывается профилакторий, спортивный комплекс с бассейном передаются в администрацию города. Часть людей увольняют или трудоустраивают. Легко написать, сложно пережить психологические устои людей. Передан жилищный фонд в город. Порт экономически выиграл в модернизации портовой техники, причалов, но безвозвратно потерял политическое влияние в регионе. Следом низложена экономическая и политическая самостоятельность Таймырского автономного округа.
В это время происходит много разнообразных событий. Новая Компания заказала новые суда ледокольного типа, обновляет портовый флот для обслуживания. Но мне хочется остановиться только на одном примере, где “положенцы” и заметные личности пытаются противостоять, а кто за бортом (как говорят “флотские”) остаются не удел или кому-то подыгрывают в этом новом обществе.
Валерий Павлович Мартынов – уже бывший капитан ледокола “Авраамий Завенягин” готовился к пенсии. Человек открытый и прямой, соблюдающий субординацию по должности и может от этого замкнутый и немногословный, имеющий государственные награды и солидный стаж работы. Собрал необходимые документы на ветерана труда и для компенсации при выходе на пенсию, как положено и стал дожидаться своих льгот, уверенный в своих правах. Но на все компенсации и льготы есть лимиты в квотах. Другой вышестоящий руководитель решил вписать свою жену в данную квоту, а Мартынова В.П. вычеркнул, как главного конкурента, а члены комиссии или плебеи руководства не перечили. Когда же Мартынов В.П. узнал о таком коварстве руководства, то он напрямую написал в Москву в Головной офис Компании и отстоял свои права: отдать должной Высшему руководству и коварству местных “положенцев”.
Этот положительный пример сохраняет надежду на наличие здравых людей, которые не дают стране погрузиться в новый хаос революционных движений или новых бесконечных перемен.  А я бы ограничил права данных и прочих комиссий, а создал не освобожденный совет ветеранов производства, который отстаивал права ветеранов за выслугу лет, передачу опыта, так как в данное время права всех уравнены и за стажировку кадров на рабочих местах не платят конкретным исполнителям данного процесса.

Заключение.

История Дудинского морского порта на этом не заканчивается, а приобретает  новую форму отражения в человеческих душах, кого несправедливо забыли и не внесли в списки вечных ветеранов. Надеюсь, архивные данные не будут уничтожены через семьдесят лет со стеллажей архива, а перейдут на вечное хранение, хотя бы в электронном виде, в музей Дудинского порта в благодарность жизненным учителям, внесших свой вклад личным примером. Пока есть память, сохраняются традиции. Надо быть благодарным всем, кто отдал лучшие годы своей жизни, а порой жизнь и здоровье на производстве повышенной опасности, уже не просто Дудинского порта, а морского международного порта. Пока суда бороздят просторы океанов и морей, а так же вод Енисея, Дудинский порт готовится готовиться к долгожданной встречи для приема и отгрузки транзитных грузов для Таймыра и в первую очередь для бесперебойной работы и реализации продукции Заполярного филиала ОАО «Норильский никель», тое есть являясь его соучастником производства, а не придаточным звеном. 
Вечная память и внимание всем ушедшим, их семьям  и вечный почет здравствующим в каждый юбилейный год, для кого порт стал судьбой в жизни и в этом суть.


Рецензии