Автомобиль Победа

Папа был фронтовиком, прошел войну от первого до последнего дня. Сразу после войны вернулся доучиваться в Новочеркасский ветеринарный институт и после его окончания его распределили  в станицу  Петровскую Краснодарского края.

Папу избрали председателем колхоза. Колхоз был образован путем объединения нескольких разваливающихся хозяйств. Для того чтобы объехать все отделения теперь уже огромного хозяйства папе выделили персональный автомобиль.

Это была Победа. Автомобиль был вкусного цвета какао с молоком, переливался на солнце. Его сиденья впечатляли. Они были сделаны в форме диванов – широкие, мягкие, обиты красивой тканью. Руль этого автомобиля был похож на статуэтку из слоновой кости. Когда едешь, можно было слушать радио тоже с костяными, как мне казалось переключателями. Его корпус светился драгоценным деревом.

Правда каталась я на этом автомобиле один раз, когда папа его получил. А потом я его даже не видела. Папа уезжал на работу очень рано, когда я еще спала, а возвращался ночью, когда все спали.

Для меня эта зарисовка о том времени была отлакирована этим автомобилем Победа. Но позже, став уже взрослой, я услышала другую версию тех событий, которые в нашей семье рисовались совсем другими красками.

Папа принял колхоз  в очень непростое время.

Сельское хозяйство было практически единственным источником существования страны. Промышленность для восстановления требовала ресурсов и материальных и человеческих. Сельское хозяйство требовало только человеческих рук и нещадной эксплуатации. В чем это выражалось видно из исторических документов, которые говорят о следующем.

Продовольственный кризис 1946-1947 годов породил хищения колхозного зерна. За что Указами 1947 года предполагалось заключение до 25-и лет в исправительно-трудовых лагерях. Такое наказание могло быть вынесено буквально за украденный колосок.

Государство закупало у колхозов зерно за 10-20 процентов себестоимости. Колхозникам на трудодень полагалось около 500 граммов зерна. Денег не выдавали совсем. Приусадебное хозяйство облагалось высоким налогом, в том числе и натуральным. В колхозах люди работали лишь под угрозой уголовного преследования – они должны были выполнить определенное количество трудодней. Колхозники должны были выплачивать налог продуктами, производимыми в личном хозяйстве: мясо, молоком, яйцами, картофелем, зерном. Молоко и яйца обязали сдавать всех колхозников, даже не имевших скот и птицу. Колхозники  уклонялись  от налогов, займов, поставок, жаловались на местную власть. За это их привлекали к суду, штрафовали, исключали из колхозов, высылали в Сибирь. При этом уехать из села колхозники не могли. У них не было паспортов.

В этом колхозе папа отработал два года. Его управленческие способности и профессиональные знания дали свои плоды. Колхоз стал передовым в районе. Колхозники стали получать полновесные трудодни, деньги за труд.  Но это имело и обратную сторону. Не многие руководители  смогли справиться с управлением колхозами.  Не справлялись с государственным заданием по госпоставкам. И, как часто это бывало, стали писать жалобы на разлагающее влияние колхоза Петровский на их работников.

В то время было принято на жалобы реагировать. Было принято формальное  решение заключить Казьмина Константина Дмитриевича под стражу до выяснения обстоятельств. КК счастью хозяйственный актив района был здравым. Папу вызвали в райком партии. Рассказали о принятом решении и предложили срочно (в течение нескольких часов – до ночи) покинуть станицу – вручили  направление на курсы повышения квалификации в город Краснодар.    


Рецензии