Первые шаги

               

Приехав в Израиль, я поняла, что самое необходимое для выживания - это знание языка, на котором говорят окружающие тебя люди, и без которого ты превращаешься  в глухонемого страдальца. Не даром говорят, что «учение свет».
Так началась моя учёба в ульпане  для олим хадашим (школе  для вновь прибывших  репатриантов в Израиль).   
В Неве Яакове, где  я проживала вместе с семьей сына, мы сразу же записались в эту школу - ульпан.  Мой  11тилетний внук  -Даниэл был зачислен в обычную школу, где  для начинающих   изучать иврит детей, давались дополнительные уроки.
Сейчас, спустя  двадцать лет, я не хочу останавливаться на подробностях. Помню простое одноэтажное здание  - Ульпан,с длинным коридором, по обе стороны которого располагались учебные классы. Занятия проводились для людей пожилого возраста три раза в неделю с 8 30 утра,  с перерывом на полдник, который был для нас приготовлен в  виде чая, кофе  и разной выпечки. В классе мы сидели за  обычными столами по два человека. Первая моя учительница была  Нина Аблов (так звучала её фамилия на иврите). Небольшого роста, с открытым  лицом, приятным тембром  голоса, и с доброжелательной улыбкой, которая сразу располагала к себе. Нам выдали бесплатно первый учебник для начинающих изучать иврит. Конечно,  уже в первые дни мы перезнакомились друг  с другом и многие  остались настоящими друзьями на долгие годы.
Это был 1990 год. 
Приятно вспомнить это первое мгновение, когда  ты себя почувствовала  учеником  первого класса. Конечно, если бы не пенсионный возраст,  мы бы быстрее запоминали слова и фразы на  иврите и стали смелее смотреть на всё окружающее нас, где звучал непонятный нам язык.
Но прошло  6-7 месяцев, и я стала понемногу, с трудом общаться в банке, на почте, в магазине и в поликлинике на иврите. Мой иврит даже понимали израильтяне в этих учреждениях, но стоило им мне ответить и заговорить, как у меня сразу отключались «мозги» и я не могла уловить почти ни одного  знакомого слова.
Оказалось,  совсем  непросто услышать  «на слух» и  понять  новый для тебя язык в разговоре с израильтянами. Это не только потому, что они говорят быстро, и не успеваешь «уловить» даже знакомые  тебе слова на слух.  Видимо, нужно время и частое общение по  жизненно важной необходимости, и постоянно общаться с ними. 
 В классе наша учительница Нина  говорила с нами на иврите спокойно, ясно и мы понимали её почти всегда. А понять, что говорят на радио, телевидение и в офисах  -  было почти невозможно. 
А жизнь требовала знания языка не только для общения,но и для спасения жизни. Наши "соседи" начали войну.Нам срочно выдали пртивогазы и мы уже с ними не расставались даже идя в ульнан. А когда сиререна извешала об очередном обстреле Иерусалима, мы одевали свои противогазы   и ждали "отбоя". 
Дома у нас была специальная небольшая комната - защищенная не знаю чем, с неболшим окном, которое служило для спасения людей от обстрелов. Вначале вся наша семья собиралась в ней и мы закрывались от"внешнего мира" до окончания тревоги. Мои два внука сразу садились играть в разные интересные игры,  и "хватали" со стола что-нибудь "вкусненькое", чтобы не расстраиваться.
Сын с невесткой только в первый день обстрела посидели с нами в этой "бронированной" комнате, а потом занимались своими делами даже не одевая противогаза. Только я одна соблюдала все правила"безопасности" с большим трудом натягивая противогаз на лицо. Война - это не шуточки. Я с содроганием  вспомнила войну и бомбёжку  в сорок первом.   
 Вскоре закончилась очередная война, отгремели залпы и жизнь потекла своим чередом.
К сожалению, за 20 лет, живя в Израиле, мы пережили три войны.
 Разве можно забыть тех, кто жертвуя жизню, спасал свою родину от врагов,  чтобы мы  могли продолжать жить на родной израильской земле.   
 
Вот и прошло уже двадцать лет и за это время многие израильтяне стали говорить довольно прилично на русском языке. Особенно приспособились продавцы в магазинах и на рынке, предлагая свой товар нам, «по лицу» которых они узнавали «русских». А  в кабинете врача теперь всегда можно встретить молодую медсестру, знающую русский язык и готовую помочь пенсионерам.
Приходиться нам, людям «золотого возраста», не легко, но наши дети и внуки всё же уже израильтяне – многие отслужили уже в армии, воевали, закончили не только школы, но и ВУЗы, поженились, и  у них  уже выросло новое поколение, родившееся на святой земле Израиля. А всего-то двадцать лет прошло!
Даст Б-г,  научимся мы, прибывшие на святую землю, не только родному языку и воевать, но и любить, дорожить и строить счастливую, праведную жизнь на нашей вечной Родине  - Израиль.

6 марта 2011г.               


Рецензии
Первое время в эмиграции, эйфория. Хорошее состояние.Тебе выделяют деньги на продукты, платят за квартиру... Проблемы начинаются потом, когда заканчивается учеба.Потом начинается индивидуальность. Кончается коллективизм.Эмиграция не сахар, но есть возможность проявить себя, если стараться, но главное конечно язык.
Спасибо Сарра!Многое напомнили.
Будьте здоровы и благополучны!
С теплом, Сергей.

Сергей Даниэлс   12.03.2011 07:24     Заявить о нарушении