Копеечка

     Когда мне исполнилось семь лет, хорошо помню этот день, мы с бабушкой с утра пошли в церковь. Она не пользовалась городским общественным транспортом, экономя на пятаках, и меня приучала ходить пешком. Вот мы и отправились в путешествие через весь город. Это тогда мне казалось, что так далеко. На самом деле церковь находилась всего в нескольких автобусных остановках от дома.
     По пути возле одного из магазинов я нашёл копейку и подобрал.
     - Ба, смотри, я копеечку нашёл! - похвастался я.
     - Ну раз нашёл, значит надо отдать её тому, кому она нужней, - просто сказала она.
     - А почему отдать?
     - Потому что не ты её заработал. А значит это дармовая денежка и счастья она не принесёт.
     - Но я её нашёл.
     - Всё равно она не твоя.
     - Я её тебе отдам.
     - А я не возьму.
     - Как, не возьмёшь? Ты же сама говорила, что копейка рубль бережёт.
     - Своя копейка бережёт, а чужая может вытеснить.
     - Как это вытеснить?
     - Как тебе объяснить. Дармовые деньги и заработанные не уживаются вместе.
     - А ты её не клади к остальным. Пусть она будет отдельно.
     - Это не поможет. Карман-то общий.
     - Ну ты в другой карман положи, - не унимался я. Так мне было жаль расставаться с этой копейкой и отдавать кому-то чужому. А тем временем мы уже подходили к церкви.
     - А ты её отдай бабе Клаше, - сказала бабушка, показывая на нищенку, сидящую возле церковной ограды, - и тогда копеечка тебе рублём вернётся.
     - Как же она вернётся-то, если я её отдам?
     - Ты попробуй, а там посмотрим.
     И я, проходя мимо нищенки, положил заветную копейку в её жестяную баночку, как в свою копилку.
     - Благослови тебя, Господи, сынок, - перекрестилась та.
     - Да не оскудеет рука дающего, - пробормотала бабушка и улыбнулась мне, - Говори так всегда, когда подаёшь милостыню и тебе возвратится во сто крат.
     И я с радостью торжественно, как присягу, повторил:
     - Да не оскудеет рука дающего.
     - Аминь. Только это не обязательно кричать, чтобы все слышали. Достаточно так подумать.

     После службы мы пошли через рынок, где почти все продавцы знали бабушку, потому что она и сама иногда приторговывала там огородной мелочью. Я уже догадывался, что бабушка хочет купить мне подарок на день рождения и терпеливо ходил за ней между рядов, пытаясь угадать, что же она купит.
     - Ариша, возьми внуку сандалии, - окликнул её знакомый сапожник дед Данила, - вчера только пошил.
     - Здравствуй, Данила. Я тебя и высматриваю, - она взяла с лотка пару коричневых сандалий и отдала мне, - Ну-ко, Серёнька, примерь.
     Сандалии на расстоянии источали приятный аромат новизны и густой запах крашеной кожи, что мне захотелось уткнуться в них носом.
     Я сел на скамеечку, услужливо подставленную дедом сапожником и натянул обувь, предварительно аккуратно сняв старые ботинки.
     - Ну как? - спросила бабушка, - Не жмут?
     - В самый раз! - торжественно заявил я.
     - За сколько отдашь? - обратилась она к продавцу.
     - Продаю за два рубля, но тебе, так и быть, за полтора отдам.
     - А у меня сегодня день рождения! - без всякой задней мысли похвастался я.
     - Да ты что! - удивился сапожник, не скрывая улыбки. - Поздравляю. Тогда бери за рубль, В качестве подарка делаю скидку.
     Бабушка расплатилась, и мы поблагодарив продавца, довольные удачной покупкой, пошли восвояси.
     - Носи на здоровье и вспоминай меня добрым словом, - с той же доброй улыбкой сказал он мне на прощание.
     - Вот видишь, Серёнька, - как-то таинственно сказала бабушка, когда мы отошли от сапожника, - рубль-то вернулся.
     - Как это, вернулся? - не понял я.
     - Дед Данила продал нам сандалии всего за один рубль, а стоят-то они два рубля. Рубль мы с тобой сэкономили. Понял теперь?
     - Так это та копеечка, которую я нашёл? - вдруг озарило меня.
     - Да, внучок, это та копеечка, которую ты отдал бабе Клаше. Она вернулась к тебе помноженная на сто крат.
     С тех пор я всегда стараюсь подавать нищим мелочь. И мне возвращается.


Рецензии
Замечательная история , мудрая бабушка, ведь так и есть, добро возвращается. Теплом повеяло от Ваших воспоминаний, детством, познанием мира. Светлеет на душе от незатейливой искренности. С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   26.09.2022 22:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория!
В детстве было всё просто - чего не понял, спросил у бабушки и всё сразу ясно.

Сергей Лебедев-Полевской   01.10.2022 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.