Кропоткин и Тургенев

                «…Я люблю Тургенева».
                (П.А. Кропоткин. Из пись-
                ма  к В.Ф.Фигнер из Дмит-
                рова от 17.12.1920 года).

     Можно довольно точно сказать, когда Кропоткин познакомился с произведениями Тургенева, с какими именно, и где это произошло. В  V11 главе части 1 «Записок революционера» Кропоткин писал: «Нам, детям, больше всего нравилась семья небогатой помещицы Сорокиной.» (Соседи по калужскому имению Никольское, где Кропоткины жили летом). И далее: « Это было одно из тех семейств, которые описывал Тургенев в своих произведениях. Тургенев был любимым писателем в этой семье. Как часто мы, сидя за круглым столом, читали повести Тургенева. …Из таких-то семей и вышли потом молодые интеллигентные силы, когда наступила пора действовать». 1/
     В этих читках Петя Кропоткин участвовал уже лет в десять. Впечатления от «Записок охотника» (а именно с ними первыми, скорее всего, он познакомился), подкрепленные картинами жизни отца, мачехи, других помещиков и их крепостных – «…Помещики вели сытую и привольную жизнь… на долю крестьян… выпадала тяжелая обязанность  три дня в неделю отдавать работе на помещика», 2/ - были теми незабываемыми моментами детства, которые во многом послужили основой для формирования личности Кропоткина.
     Убеждения, что одни люди не имеют права властвовать над другими  родилось в душе Кропоткина- ребенка именно тогда. Не случайно так ярко помнились пятидесяти пятилетниму Петру Алексеевичу, писавшему «Записки революционера», издевательства в Никольском над крепостными: ключницей Ульяной, кучером, поддворецким Макаром, портным Андреем, Сашей-доктором, Герасимом Кругловым, горничной Полей, описанные в «Записках революционера». (Кстати, случайно ли оказалось слово «записки» в названии его автобиографии – сравним с «Записками охотника»).
     Вот как закончил рассказ о несчастной судьбе Поли, «более похожей на барышню, чем на горничную», Кропоткин: «Когда Тургенев писал «Муму»… для многих читателей то было настоящим откровением: «Возможно ли это? Неужели крепостные любят совсем как мы?» 3/  Для многих, но не для юного Кропоткина. Сам Петя убеждался в этом не раз, в том числе, и по отношению к самому себе.
     Созвучие его душевных порывов идеям и мыслям Ивана Сергеевича проявлялось многократно. «Дом, в котором умер Гоголь, - вспоминал Кропоткин там же, - являлся… предметом особого обожания… Я хорошо помню, как опечалило Москву эта (Н.В.Гоголя – прим. авт.) смерть. Тургенев хорошо выразил это общее горе в заметке, за которую Николай посадил его под арест, а затем сослал в деревню.» 4/ В 1852г., когда умер Гоголь, Пете всего было 10 лет.
     Можно с большой долей уверенности предполагать и  влияние книг Тургенева на формирование мировоззрения юноши Петра Кропоткина, воспитанника пажеского корпуса. «В эту пору еще одна повесть Тургенева глубоко запала мне в душу и на всю жизнь наложила свой отпечаток. Это было «Накануне» (т.е. « Рудин» ранее тоже – прим.авт.).  «…Я читал «Накануне» всю ночь не отрываясь. Инсаров, болгарский патриот, поглощенный одной идеей – мыслью об освобождении своей родной страны, произвел на меня сильное впечатление. Эта же повесть определила с ранних лет и мое отношение к женщине… Если мне выпало редкое счастье найти жену по сердцу и прожить с ней счастливо больше двадцати лет, этим я обязан Тургеневу». 5/
     Кроме того, обсуждение произведений русских писателей было одним из важных элементов общения воспитанника Пажеского корпуса Кропоткина с братом Александром. «Ему больше всего и больше всех», по словам Петра Алексеевича, он был обязан своим развитием. Подтверждением того, что книги Тургенева обсуждались братьями Кропоткинами, служат строки Петра к Александру из Петербурга о т 18 февраля 1862 г.: «Кстати, ты упоминал про Рудина. В новом издании Тургенев прибавил к Рудину несколько строк. Он идет в 48 году на баррикады, помахивая сабелькой, и его подстрелил венсенский стрелок.
     Я жду с нетерпением нового романа Тургенева «Отцы и дети». Ведь Рудин, Лаврецкий, эти типы Тургенева уже отживают свой век, их оттеснило новое поколение. Каким-то он его представит?» 6/
     Одним из представителей этого нового поколения был сам Петр Кропоткин.
     Судить о месте, которое занимал Тургенев среди русских «писателей» в восприятии Кропоткина можно по тому что говоря об эпохе «умственного пробуждения России», Петр Алексеевич поставил Ивана Сергеевича первым в списке перед Герценым,
Бакуниным, Огаревым, Толстым, Достоевским и другими.7/
     Тургенев был для Кропоткина прежде всего учителем жизни, тонким знатоком как ее нравственной, так и общественной стороны, а затем уже художником. Не случайно в приведенном списке Тургенев стоит рядом с Герценым. «Десятки записок с проектами освобождения крестьян посылались царю, ходили в рукописи или же печатались в Лондоне. Герцен при содействии Тургенева, уведомлявшего его о положении дел, обсуждал подробности каждого проекта в «Колоколе» и «Полярной звезде». 8/
     Романы и повести Тургенева были для Кропоткина, особенно в детские и юношеские годы, учебником, по которому он сверял точность своего восприятия российской жизни. Перед крестьянской реформой 1861 г. – это «Записки охотника», «Рудин», затем «Накануне», в пореформенной России  «Отцы и дети» и «Дым», где  «Тургенев… вывел некоторых реформаторов высшего круга, и картина вышла довольно унылая.» 9/
     Один показательный пример. Кропоткин писал: «Различные писатели пробовали объяснить движение в народ из вне. Влияние эмигрантов  - любимое объяснение всех полиций всего мира.  …Но причиной движения в народ лежали гораздо глубже.  …Его видел еще раньше Тургенев в 1859 году и отметил в общих чертах. В кружке чайковцев я всеми силами содействовал развитию этого, уже наметившегося движения…» 10/
     Для Кропоткина герои Тургенева – это не только литературные образы, но и живые, интересные, часто близкие люди, с которыми Петр Алексеевич общался в разные периоды своей жизни. «…В ряде его романов – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», - писал Кропоткин – мы имеем быстро развивающуюся картину «делавших историю» представителей образованного класса, начиная с 1848 года.» 11/
     Показательны совпадения биографий Кропоткина и Тургенева. Оба из знатных дворянских родов, получили блестящее образование, могли сделать карьеру. Оба отказались от нее во имя своих взглядов. Провели большую часть жизни за границей, были гражданами мира, но любили Россию и не мыслили себя без нее.
     Кропоткин принадлежал к тому типу ученых-энциклопедистов, представители которого редко встречаются в наше время узкой специализации. Им написана первая литературоведческая работа, рассчитанная на иностранного читателя, «Идеалы и действительность в русской литературе», состоявшая из лекций, прочитанных во время второго путешествия по Америке в 1901 г. В институте Лоуэлла в Бостоне.
     Работа эта, напечатанная в том же году по-английски, впервые познакомила иностранную публику с лучшими произведениями русской литературы 19 века.
     Мы не ставим здесь задачу литературоведческого анализа данной книги Кропоткина. В целом, она написана с позиций революционно-демократической критики. Значительная ее часть посвящена рассмотрению творчества Тургенева, в том числе, не только его идейных, но и художественных особенностей. В книге дан анализ «Записок охотника», «Рудина», «Накануне», «Отцов и детей».
     Именно Кропоткин подошел к осмыслению творчества Тургенева и, в частности, романа «Отцы и дети» через его лекцию о Гамлете и Дон Кихоте ( 1860 г.). Кропоткин пытался понять образ Базарова, вызвавший при появлении романа резкое неприятие, как в лагере отцов, так и детей, через отношение к нему Тургенева. «В нем самом (Тургеневе – прим. авт.) в значительной степени преобладали черты гамлетовского типа.  …Он любил Гамлета и в то же время восхищался Дон Кихотом – человеком действия. Он чувствовал его превосходство, но, описывая людей этого типа, он никогда не мог окружить их той поэтической нежностью, той любовью к больному другу, которая является той неотразимо привлекательной чертой всех его повестей, изображающих ту или иную разновидность гамлетовского типа.» 12/  В терминах современной психологии мы можем говорить об интравертах Гамлете,Тургеневе, Герцене и экстравертах Дон Кихоте, Базарове, Бакунине.
     Особая значимость Тургенева для Кропоткина обнаруживается и при количественном анализе упоминаний Тургенева в рассматриваемых кропоткинских работах. Например, по числу упоминаний в «Записках революционера» 13/ Тургенев стоит на третьем месте после императора Александра 11 и любимого брата Александра, впереди жены, близкого друга Элизе Реклю, Бакунина и Герцена.
     Описывая взгляды и творчество других писателей: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского, Д.В.Григоровича, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева в книге «Идеалы и действительность в русской литературе» Петр Алексеевич постоянно ссылался на авторитет Тургенева. Иногда Кропоткин бывал даже слишком категоричен в своей любви к Тургеневу: «…Художественные качества его (т.е. Ф.М.Достоевского – прим. авт.) произведений стоят неизмеримо ниже по сравнению с произведениями других великих русских художников: Толстого, Тургенева или Гончарова». 14/
     Не случайно и то, что Тургенев – единственный писатель, которому в мемуарах Кропоткина «Записки революционера» посвящена целая глава. Конечно, имело значение здесь и личное знакомство с Тургеневым, начавшееся в апреле 1878 г. в Париже по инициативе писателя. Несомненно, что и Тургенев испытывал к Кропоткину симпатию «Он выразил желание нашему общему приятелю П.Л.Лаврову 15/ повидаться со мной и, как настоящий русский, захотел отпраздновать мой побег небольшим дружеским обедом.» 16/ Затем Тургенев и Кропоткин еще неоднократно встречались. Последний раз -  незадолго до смерти писателя в 1881 г. Кстати, Тургенев, как и Толстой, видел у Кропоткина писательский талант.
     Уже после революции, когда Кропоткин жил в Дмитрове, у него был повод еще раз вспомнить о Тургеневе. К Петру Алексеевичу обратился профессор Саратовского института народного образования Н.К.Пиксанов с просьбой написать воспоминания об Иване Сергеевиче, но, видимо, из-за быстро прогрессировавшей болезни Кропоткин сделать этого не смог.
     В архиве Музея-заповедника «Дмитровский кремль» хранятся два неопубликованных отрывка из воспоминаний Кропоткина о Тургеневе. Первый из них входит в текст, озаглавленный «Мемуары Кропоткина. Поездка за границы» и представляет собой вариант для «Записок революционера».
     Вот он: «Правду писал Тургенев, что «отцы» в его романе – «это мы», т.е. люди шестидесятых годов.
     В одной только среде связь между людьми этого поколения и молодежью не порывалась: в среде, где шла борьба за право женщины на высшее образование». 17/
     Текст этот близок по содержанию главе V1 части1 «Записок революционера» «Высшее женское образование. Стремление женской молодежи к науке. Причины успеха.» Для сравнения: «Другой характерной чертой женского движения было то,что в нем не образовалось упомянутой выше пропасти между двумя поколениями: старших и младших сестер.» 18/
     Второй отрывок озаглавлен «Фрагмент воспоминаний о Тургеневе» 19/  Он помечен 30 декабря 1920 года и написан в Дмитрове. Часть его вошла в издания «Записок революционера» 1966 г. 20/ и 1988г. в главу V1, части11, посвященную Тургеневу.
     Для понимания всего текста напомню известную его часть «Еще одно воспоминание. Тургенев как-то заговорил со мной о тех книжках, которые издавал для народа наш кружок «Да… но это все не то, что нужно» - заметил он, задумавшись о чем-то, и, к моему удивлению, тут же упомянул, как наш народ расправляется с конокрадами… Точных его слов не могу припомнить, но смысл его замечания врезался мне в память. К сожалению, кто-то вошедший в кабинет прервал наш разговор, и, впоследствии, я не раз спрашивал себя : «Что же такое он хотел сказать?» И вот через несколько времени после его смерти появился его рассказ, продиктованный им перед смертью г-же Виардо по-французски и переведенный на русский язык Григоровичем, где рассказано, как крестьяне расправились с одним помещиком –конокрадом…». 21/
     Далее неизданный текст Кропоткина: «Крестьянский террор и Тургенев не укладываются в уме. Но в своей жизни Тургенев видел столько безобразий со стороны помещиков, и его сердце столько переболело при  этом – достаточно вспомнить хотя бы «Муму», а в позднейшее время он так болезненно переживал террор Третьего отделения, что, возможно, у него пробивались такие мысли».
                     1 – П.А.Кропоткин «Записки революционера», М, 1988 г., с. 82.
     2 – там же, с. 81.
     3 – там же, с. 92.
     4 – там же, с. 99.
     5 – там же, с. 144.
     6 – «Петр и Александр Кропоткины. Переписка», т.1, 1857-1862, М.,Л.,Academia, 1932
           г., с. 256.
     7 – там же, с. 150.
     8 – там же с. 154.
     9 – там же, с. 245.
     10 – там же, с. 292.
     11 – там же, с.398, 399.
     12 – П.А.Кропоткин «Этика», М.,1991 г., с. 418.
     13 – П.А.Кропоткин, «Записки революционера», М-Л, «Academia», 1933 г.
     14 – П.А.Кропоткин, «Этика», М., 1991 г., с. 428.
     15 – Лавров Петр Львович (1823 – 1900) – выдающийся идеолог народничества, философ, публицист.
     16 – П.А.Кропоткин, «Записки революционера», М., 1988 г., с.396.
     17 – архив МЗДК, фонд П.А.Кропоткина, д.2, л. 3.
     18 – П.А.Кропоткин, «Записки революционера», М., 1988 г., с. 254.
     19 – архив МЗДК, фонд П.А. Кропоткина, д.15.
     20 – П.А.Кропоткин, «Записки революционера», М., «Мысль», 1966 г.
     21 – в издании «Записок революционера», 1988 г. даны примечания об этом рассказе Тургенева «Конец»: «Герой рассказа – помещик, тиранящий округу. Он не конокрад…Продавая мужику лошадь, он обманывает его. Но расправа над ним уподобляется самосуду над конокрадами».
 
    


    
               


Рецензии
Самое печальное, что ни один Российский школьник этого не прочтет. Благодаря реформам в образовании они скоро едва грамотными будут.
С уважением, Татьяна.

Татьяна Мартен   12.03.2011 08:55     Заявить о нарушении