Бес лести и бог свободы
«Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…»
(А.С.Пушкин «Бесы»).
На гербе всесильного Аракчеева стоял девиз: «Без лести предан». Молодой офицер Григорий Карелин нарисовал карикатуру – черта и подписал, изменив одну букву: «Бес лести предан», за что был отправлен из Петербурга в отдаленную уральскую крепость без выслуги…Это был прадед А. Блока.
В книге В.С.Кусова «Земли Московской губернии в ХVIII веке» читаем: «Трубицыно – сельцо Московского уезда Бохова стана, владение капитана Ивана Михайловича Грязнова, межевал в 1768 г. Кочуков. Пашня 64 десятины 300 саженей, лес 66 д. 1729 с., сенной покос 13 д. 2284 с., имение 2 д. 1600 с., дороги 1 д. 960 с., речка 1 д. 160 с., всего 149 д. 2243 с., душ 21.» 1)
Летом 1842 г. Трубицыно было куплено полковницей Александрой Николаевной Карелиной, прабабушкой А. Блока по материнской линии. В 1852 г. «…в сельце Московского уезда, 2 стана крестьян 9 душ мужского пола, 18 женского, 1 церковь, 6 дворов, господский дом, 38 верст от Троицкой заставы по Ярославскому тракту, влево 20 верст». 2)
Как свидетельствуют губернские и уездные карты начала 20 в. места эти стали
относиться в то время к Дмитровскому уезду.
Кроме Трубицына купила Александра Николаевна и соседние деревни Антошкино и Белозеры. 3)
Главной причиной переезда матери и дочерей Карелиных из Оренбурга было, видимо, дурное влияние тамошнего климата на здоровье Александры Николаевны.
После покупки имения почти четыре года ее муж, знаменитый исследователь Григорий Силович Карелин, продолжал изучение южных окраин Российской империи, и только в 1846 г. соединился с семьей в Трубицыно, поселившись там со своим сподвижником по путешествиям Масленниковым.
Вместе с ним, дочерьми, деревенскими ребятишками «…исходил он окрестные деревни: Алешино, Ельдигино, Черноземово, Тишково. Купался в реке, сажал привезенные с Урала и из Джунгарии саженцы диковинных растений, пшеницу, рожь». 4)
Примерно через два года Карелин с Мосленниковым уехали обратно, и в течение двадцати лет, вплоть до своей смерти в Гурьеве, любимый и любящий отец вел исследовательскую работу, так и не увидевшись больше с дочерьми и внуками.
Какому богу молился он и приносил жертвы все эти годы? Бог этот – всепоглощающее творчество и свобода.
Карелин был рад, что отсутствие «общества» в Гурьеве позволяло ему полностью посвящать свое время труду путешественника и ученого. (Не случайно К.Г.Паустовский в повести «Кара-Богаз» назвал его отважным путешественником).
Александра Николаевна продолжала жить в Трубицыне с четырьмя дочерьми. Старшая, Соня, родившаяся в 1826 году, так и осталась в девицах, младшая, Лиза, родившаяся в декабре 1836 г., будущая бабушка А.Блока, вышла замуж за ботаника Андрея Бекетова, которого Григорий Силыч избрал поверенным в своих делах. После замужества все сестры Карелины разъехались из Трубицына, осталась с матерью Соня.
По словам тетки А.Блока, племянницы Софьи Карелиной Марии Бекетовой, «мать она обожала, а деревню любила, не прочь была и хозяйственных забот, но по зимам тосковала в своем углу, а бывали тяжелые годины, когда мать уезжала, и она оставалась в своем Трубицыне одна одинешенька». 5)
Соня, скорее всего, унаследовала независимый и деятельный характер от отца, которого любила и о котором оставила воспоминания.
Не случайно ее привлекали люди неординарные: родители были знакомы с Боратынскими, Дельвигами, Аксаковыми, Тютчевыми.
Можно предположить, что и к будущему мужу она предъявляла высокие требования, и это не позволило ей устроить личную жизнь.
«У нее было много друзей, которые все ее очень любили…Она ездила то в знаменитую Мару – имение Боратынских…, то в Прямухино к Бакуниным». 6)
Возможно, что с Бакуниными познакомилась она через мурановского соседа Константина Сергеевича Аксакова, сына писателя, который был, как и Михаил Бакунин, активным членом кружка Н.В.Станкевича (1813-1840 гг.) с 1835 г. Во всяком случае, «прямухинская гармония», особая интеллектуальная атмосфера в имении Бакуниных, пленила ее на всю жизнь.
Встречалась ли Софья Григорьевна с самим Михаилом Бакуниным, родившимся на год раньше ее? Бакунин уехал из России в 1840 г., за два года до переезда Карелиных из Оренбурга. Встреча эта, конечно, могла произойти и раньше, например, у общих знакомых или же позже, в тот единственный день марта 1857 г., когда Михаилу было разрешено заехать в Прямухино по дороге в сибирскую ссылку.
Наверняка же можно сказать одно: бог творчества и свободы, которому молились хозяева и гости бакунинской усадьбы, был и ее богом.
Прошли годы. Младшая сестра Софьи Григорьевны Елизавета Григорьевна и ее муж купили Шахматово. Рискну предположить, что на решение сделать это, повлияла и близость Трубицына, где прошло детство будущей бабушки Блока и где жила ее мать с сестрой Соней.
«Тетя Соня была одних лет с моим отцом, - пишет дочь Елизаветы Мария Бекетова, - следовательно, в год покупки Шахматова ей было пятьдесят лет. При этом она пользовалась хорошим здоровьем, прямо держалась, быстро ходила, голос у нее был звонкий, зубы белые. Мы встречали ее всегда очень радостно. Она часто приезжала на своих лошадях прямо из Трубицына, которое было за семьдесят верст от Шахматова в соседнем Дмитровском уезде». 7).
В 1888 г. мать сестер Карелиных Александра Николаевна умерла на руках Софьи Григорьевны, которая стала владелицей Трубицына.
«Трубицыно было значительно больше Шахматова. В нем насчитывалось десятин триста. В имении был хороший лес и пойменные луга… С крестьянами она (С.Карелина – прим. авт.) была в наилучших отношениях, чему способствовало и обхождение ее, и доброта ее, а также то, что она многих лечила». 8).
Какой видел сестру своей бабушки юный Саша Блок? «Некоторые стародевические слабости не мешали ей быть бесконечно милой и симпатичной. Сняв свою старую шляпу и тальму, то и другое таких фасонов, каких давно уже никто не носит, она начинала весело болтать и в тоже время ласково со всеми здороваться. Ее преобладающей чертой была бесконечная доброта и доверчивость: все у нее были хороши, красивы и милы. Почувствовав симпатию к новому человеку, она в ту же минуту наделяла его прекрасными качествами, которых часто у него не водилось, и оставалась в уверенности, что он очень ее полюбил». 9).
Живя летом в Шахматове, Блок видел тетю Соню довольно часто. «Разумеется, Шахматово ей очень нравилось… Она очень радовалась, что «мои Бекеточки», как она с нежностью нас называла, приобрели такое хорошее имение. Ко всякой домашней работе она с радостью спешила присоединиться…» 10).
Блок и сам бывал в Трубицыно так же, как его троюродный брат и друг юности Сергей Соловьев, приходившийся, как и Блок, Софье Григорьевне внучатым племянником.
«Софья Григорьевна…была добрейшая, но страстная, не знавшая меры ни в своих симпатиях, ни в антипатиях» 11). – писал Соловьев в «Воспоминаниях». «Жила она на двадцать рублей пенсии, но, имея полтораста десятин, несколько коров, лошадей и овец и пару работников, кое-как сводила концы с концами. Она жила среди мужиков и аристократов, и в ее манерах была смесь простонародного с изысканно-дворянским». 12).
Софья Григорьевна приютила в Трубицыно свою двоюродную сестру, одинокую неимущую старушку Елену Валерьяновну Никольскую, с которой они «ютились во флигеле». 13). «Заехав к тете Соне, - вспоминал С. Соловьев, - можно совсем забыть свое время и почувствовать себя современником Жуковского». 14).
В 1917 году Сергей Соловьев получил Трубицыно в наследство. 15).
Не в тете Соне ли и не в любви ли ее к Бакуниным стоит искать корни некоторых мыслей и поступков ее внучатых племянников?
В статье «Михаил Александрович Бакунин» А.Блок писал: «Как это ни странно, - образ его – (Михаила Бакунина, - прим. авт.) – напоминает образ Владимира Соловьева. Удивительно, что это сходство простирается еще дальше – куда-то вглубь семьи. Мне приходилось слышать немало семейных воспоминаний о Соловьеве и Бакунине, в тех и других звучит одна, быть может, музыка старых русских семей, совсем умолкающая теперь…». 16).
Статья Блока написана в 1906 году, а осенью 1912 г. Сергей Соловьев по страстной любви женился на Татьяне Алексеевне Тургеневой (1896-1966 гг.), младшей внучке бывшего тверского губернатора Александра Павловича Бакунина. Вторая из трех сестер Тургеневых, Ася, стала женой Андрея Белого осенью 1911 г. (Тургеневы – дочери Алексея Николаевича Тургенева, племянника писателя).
В той же статье Блок подчеркнул, что привлекало его в Бакунине: «…в нем есть… вечно движущееся «начало, лежащее в глубине его духа» (Белинский). Переведем эти старые «гуманные» слова на вечно-новый язык. Скажем: огонь». 17). Этому огню, этому творчеству, этой свободе поклонялся и сам Александр Блок.
Одно из последних его стихотворений посвящено дочери другого знаменитого русского анархиста П.А.Кропоткина. В нем есть строка о Кронштадтском восстании анархистов, беспощадно подавленном большевиками.
Кропоткин, как и Карелин, отказался от блестящей столичной карьеры и стал известным исследователем Сибири и Дальнего Востока.
Г.С.Карелин, М.А.Бакунин, А.А.Блок и П.А.Кропоткин служили одному богу – богу творчества и свободы. А о том бесе, который отравлял их жизни и свел в могилу А.А.Блока, он написал сам в знаменитой предсмертной речи «О назначении поэта», приуроченной к годовщине гибели Пушкина: «… чиновники… - наша чернь; чернь вчерашнего и сегодняшнего дня. …Чернь требует от поэта служения тому же, чему служит она, служения внешнему миру; она требует от него «пользы»… Пускай же остерегутся…те чиновники, которые собираются направлять поэзию… Мы умираем, а искусство остается». 18).
К счастью, наверное, Софья Григорьевна Карелина умерла, не дожив до революции, в 1915 г. в возрасте 89 лет. В 30-е гг. трубицынский дом стоял еще на своем месте, а в 50-е – спилили последнее дерево, помнившее хозяйку усадьбы. Сегодня на месте ее дома с трудом можно разглядеть остатки фундамента.
1 – Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке», , с. 183
2 – Нистрем К.М., «Указатель селений и жителей уезда Московской губернии», М.,
1852 г.. с. 15.
3 – там же, с. 21.
4 – Блюмин Г.З., «Вдали неизведанной земли», Челябинск, 1982 г., с.241.
5, 6 – Бекетова М.А., «Шахматово. Семейная хроника», в книге «Александр Блок. Новые материалы и исследования», кн. 3, М., 1982 г., с.670-702.
7 – там же,
8, 9, 10 – там же, с. 704,
11 – Соловьев С.М., «Воспоминания», М., 2003 г., с.50.
12 – там же, с. 108.
13 – там же, с. 246.
14 – там же, с. 247.
15 – Фролов А.И., «Усадьбы Подмосковья», М., 2003 г., с. 269.
16, 17 – А.Блок, «Сочинения», т. 2, М., 1955 г., с. 51-52.
18 – Блок А.А., «О назначении поэта», ПСС, т. , с.
Свидетельство о публикации №211030700814
Спасибо вам за интересный очерк.
Очень мне понравилось начало. Профессиональный приём.
Вы знаете, иногда кажется, что литературоведение - перепаханное поле, но это не так. Я с удовольствием прочла то, что написано вами.
С уважением,
Наталья Столярова 12.08.2014 06:16 Заявить о нарушении