Рассказ Копье

.               


                КОПЬЕ


Светило солнце , небо ясное. В Ялте -  почти африканский зной– лето выдалось на редкость душное -  температура  часто зашкаливала за тридцать градусов. Недавно сдала проект здания министерства  автомобильных дорог РСФСР. После нескольких вариантов и переделки  конструктивных решений из монолита на каркас и переутверждения  проекта, включая сметный расчет, в разных инстанциях,  можно было идти в отпуск .Решили отдохнуть на море, в Ялте с конструктором, которая  работала в институте в соседней бригаде.
Не спасало даже то, что наш пансионат находился на одном из ялтинских холмов. С балкона номера,  который был весь плотно  увит  южным  вьющимся растением - хмелем, открывался изумительный вид на море.
 Слабый ветерок  немного смягчал влияние раскаленного воздуха. Море отсвечивало солнечными бликами, предвещая что-то хорошее, интересное, загадочное и блестящее, и как потом оказалось, все сбылось.
 Небо было абсолютно чистое, без единого облачка,  воздух пронизан ароматами моря, сосен и магнолий . С балкона  видно, как высоко в небе парили красивые птицы, и большая стая   чаек спускаясь ближе к земле охотились на мелкую рыбешку. Вдоль берега курсировали прогулочные катера, небольшие парусные яхты. Вдали  -  огромные белые корабли, которые готовы были причалить в ялтинском порту.
Панораму города украшали дворцы – санатории. Красивые дома, построенные в пятидесятые годы для  многочисленных  ведомств и предприятий, спускались уступами к морю,  утопая в зелени и бурной южной растительности. Они украшали город  потому, что проектировали их известные в свое время архитекторы, и небезуспешно.
 Отдых протекал по  обычному  плану : с утра – на море. Мы делали на  пляже утреннюю зарядку под громкие звуки музыки, потом бежали купаться .До двенадцати – сидели на песке, болтали с двумя молодыми парнями из Москвы, потом опять шли поплавать. Тогда я увлекалась плаванием с ластами , и за день проплывала   по  два –три  километра. Вплотную к  нашему пляжу примыкал  скалистый берег. Одна  из скал островком выходила в воду. На этой  почти ровной небольшой площадке мы загорали и ныряли в море с четырехметровой высоты.
 После двенадцати – на рынок за фруктами, где нас ждал один и тот же продавец – карлик приятной наружности по имени Кеша. Он был пропорционально сложен, и внешне – очень симпатичный. На базаре его знали многие. Каждый день он неизменно  появлялся с  двумя корзинами темно – фиолетовой черешни и чудных персиков. Фрукты мы покупали практически каждый день. Иногда прикупали что –нибудь рыбное, так как питание в пансионате мне не очень нравилось, и мы постоянно пропускали то завтраки , то обеды, а на полдник и ужин не ходили совсем.
Часто мы  обедали на набережной, в хорошем кафе или ресторане с комплексными обедами, где подавали настоящий,  красивый, заправленный свежей сметаной украинский борщ с пампушками и с чесноком.
 На территории  нашего пансионата меня поразило присутствие нескольких живописных фонтанов В тени  плакучих ив и  других  деревьев, окружавших фонтаны, мы отдыхали после прогулок к морю. Фонтаны были  с чистой искрящейся на солнце водой. Водные каскады  были красиво оформлены многочисленными  архитектурными деталями из бронзы, и мрамора.
 Песчаные дорожки  и уютные  уголки с лавочками и подсветкой красиво подстриженных кустов, с каменными горками с ручейками постоянно струящейся чистой воды, дополняли  экстерьеры этого южного, такого характерного для этих мест пансионата. В шахматном порядке по склону расположились несколько  его корпусов  постройки пятидесятых годов.
 В первый же день пребывания  на солнечном курорте, я сделала несколько зарисовок извилистой  живописной  улочки,  по которой мы каждый день спускались рано утром к морю. Позднее, на планшет попали   красивое здание по соседству с нашими апартаментами, виды Ялты, и старое здание военного санатория напротив  – по- видимому, памятник архитектуры.
В Ялте,  я была несколько раз, и полюбила этот город  даже потому, что здесь жил А.П.Чехов, музей которого я  посещала в каждый свой приезд. Часто в музее проходили литературные чтения, встречи с писателями, концерты классической камерной музыки, и другие интересные мероприятия
В первые дни, вечерами мы гуляли по набережной, когда спадала жара. Высоко в небе -  красивые птицы, на набережной – стаи белоснежных чаек. А в порт прибывали и убывали огромные красивые корабли, которые мы мысленно провожали и встречали, стоя на набережной
 Однажды мы провожали молодую женщину – соседку из пансионата, в круиз. Путешествие , тем более в круизе, за границу, тогда было редкостью. Тогда, стоя на палубе большого белого корабля, наблюдая абсолютный штиль на море, я в душе  завидовала пассажирам трансатлантического гиганта. Как хотелось попутешествовать на таком корабле
Два раза удалось пройти под парусом на небольшом катамаране, который обслуживал туристов. Тогда, в доперестроечные времена была положена основа частному туристическому бизнесу.
 Иногда, по вечерам  мы забирались на крышу  тридцатиметрового ялтинского « Дома быта с универмагом» , где  находился  кафе -бар, и пили незамысловатые коктейли, глядя с крыши на подсвеченный огнями город. Ближе к вечеру с высоты этого большого дома, стоявшего на достаточно высокой точке города, были видны и огни огромных атлантических лайнеров ,и огонь маяка в порту.
 Время бежало быстро. в прогулках на небольших корабликах, которые курсировали вдоль побережья , чинных променадах по ялтинской набережной и экскурсиях. Иногда на море наблюдалось  волнение. На город накатывались огромные волны. Сильный ветер с моря наполнял воздух свежестью и морской влагой. В такие дни  морские путешествия отменялись. и нами было продолжено изучение ялтинских окрестностей.
 Мы путешествовали пешком, на автобусе. 
В один из дней приехали на красивое горное озеро, .где мы пообедали в местном ресторане заказав экзотические блюда из разнообразной дичи , и даже ловили форель. Мне понравились перепела со сладким соусом и специями, рагу из косули и салат по –  гречески. Совсем рядом, почти у озера,  приютилось несколько деревянных домиков. Среди них мое внимание привлекла небольшая  живописная хижина. Мы сняли комнату на два дня, и чудесно провели время.
 Горное озеро стало отправной точкой наших маршрутов: к роднику, который создавал живописный ручей, и  к водопаду. Исходили почти все окрестные  озера , с экскурсиями, и  по собственным маршрутам.
 Набирали полные бутылки воды из водопада  и купались в родниковой воде.
Приближался день  отъезда. Мы, отстояв очередь  в небольшом здании авиакасс, купили билеты на Москву, как вдруг на следующий день позвонил друг наших очень хороших знакомых .Я была нимало удивлена его звонком. Александр пригласил  меня в Армению, где оставался последний год  службы отца,  - его должны были перевести в Москву.
 -  Я улетаю, но не в Москву, а в Ереван  - сказала я Наташе, с которой мы отдыхали – и сдаю билет . Что ты мне посоветуешь ?
 -  Конечно езжай, когда представится еще такая возможность объездить всю Армению ?
В местном аэропорте Еревана, тогда еще небольшом, как сейчас, вновь отстроенном, сходя с трапа самолета ,я заметила Александра, который быстрыми шагами, почти бегом, приближался к трапу, держа в руках  необъятный букет  из  крупных ярко- красных  гвоздик. Он мне их торжественно вручил. Мы сели в машину, и помчались в столицу древней Армении Ереван.
Саша предусмотрительно снял мне номер в одной из лучших гостиниц города, в центре. Это было правильно с его стороны, потому, что мы были мало знакомы .Расположившись в одноместном , обставленном  модной полированной мебелью номере, я купив огромный букет  из темно –вишневых  с белыми бликами гладиолусов, направилась  в гости. Тогда я еще не знала, что гладиолусы  в основном дарят мужчинам – но мне очень понравился букет.
 Красивый большой девятиэтажный дом постройки пятидесятых  годов, находился неподалеку, поэтому  я быстро пешком добралась до Московской улицы Еревана.
В квартире меня поразило большое обилие шкафов с книгами. Шкафы были повсюду  - в прихожей , гостиной  и даже спальне родителей. Меня встретил  резвый щенок немецкой овчарки по имени Блэк, который  не отходил от меня ни на минуту, даже когда мы сели за стол, Блэк постоянно находился у моих ног, и изредка укладывал свою мордочку мне на колени.
 Начали с изучения  Сашиной библиотеки, потом Нина Павловна, так звали Сашину маму, позвала нас обедать .На столе , помимо традиционных салатов, сыра, копченой колбасы и мясных изысков было много блюд армянской кухни – ее Нина Павловна осваивала   постольку поскольку жили они в Армении не один год . На столе стояли напитки и вина Армении, и традиционный армянский коньяк. В большом кувшине  - тархун. На первое был все – таки традиционный борщ, потому что родом Саша  и его родители были из Белоруссии. Особенно удались Нине Павловне хачапури из слоеного теста, которые просто таяли во рту. Александр дал мне несколько книг, которые я не могла достать в Москве,- сборник рассказов  Франсуазы Саган. и еще две – что-то по истории Армении и истории философии. Впоследствии, мне удалось до конца поездки их прочитать вечерами , в гостинице.
 В рассказах об Армении, о далеком Сомали, где работал отец, прошел не один час. Ближе к вечеру, попив чая с вареньем из айвы, кизила и мандаринов, мы отправились гулять по городу.
Александр работал в институте кибернетики  Академии наук Армении, и до субботы  оставалось два дня. До выходных я  была предоставлена себе самой. Однако, в моем распоряжении была машина с прикрепленным шофером, и  рассказ Саши о тех местах в пригородах Еревана и в самом городе, где необходимо  было побывать  обязательно.
Весь последующий день прошел в изучении развалин Эчмиадзина, причем, на встречу мне попался сам  Каталикоз всех армян со своей  многочисленной  свитой, и мне  почему – то позволили его сфотографировать. Съездили  на восстановленное в самом центре Еревана древнее поселение армян, датированное VI веком до нашей эры. Затем по дороге в гостиницу, я зашла в  Музей  древних рукописей, задержалась я там надолго, и только к вечеру удалось вырваться на улицу.
 В Ереване, было много магазинчиков, где продавалась очень изящно сделанная обувь из натуральной кожи. Я присмотрела себе отличные туфли  из темно- синей блестящей кожи на танкетке, и бордовые полусапожки.
Вечером, Александр водил меня по городу , и много и с любовью рассказывал об истории,    значимых событиях, происходящих в Ереване, и современных проблемах литературы, философии, истории. Я постоянно его расспрашивала о чем –то, и меня потрясали его энциклопедические знания  в этих областях. В этот же год мы наблюдали историческую стыковку космических кораблей  - российского и американского, которая прошла успешно.
 Когда на кухне, мы с Ниной Павловной пекли пирог и печенье, и готовили салаты к ужину, то как раз наблюдали завершающий этап стыковки В тот же день  позвонил Сашин папа - Василий Васильевич.Руководство  республики прозвало его Шах – строитель.По первым буквам фамилии.В Армении было построено много комфртабельных домов  для военных, строительством которых руководил Сашин папа.  В это время находился он далеко , где-то в районе Тихого океана, в очередной командировке.
- Неужели Лина у нас в гостях?, - спросил он у Саши.
- Да , я вызвал ее из Ялты, чтобы показать   памятники истории и архитектуры Армении.
- Ну и чудно! Обязательно съездейте в Ахпат! Возможно, если Лина задержится в Ереване на несколько дней, я ее увижу. И есть одна   идея – устроить шашлык на природе в нашем любимом месте у Севана, в Цахкадзоре, когда я вернусь  в город.
- Отлично. В Ахпат мы едем уже завтра. Заключил Саша.
Но получилось так, что Василия Васильевича командование попросило задержаться еще на сутки. И нам не удалось встретиться, а жаль.
Обязательным, как  считал Александр, было посещение фонтана светомузыки, который был приподнесен в дар городу  армянином -физиком - эмигрантом, проживавшим во Франции уже давно.
Впечатлила музыка Баха, интерпретированная при помощи водных струй , подсвеченных по специально рассчитанным параметрам, и подбору цветов. Каждый аккорд  органной симфонии оживал  и светился многими цветами.
На следующий день мы были на площади тысячи фонтанов, посвящении тысячелетию Армении, а в субботу, я Александр и щенок посетили известный памятник жертвам геноцида , находившийся на одном из холмов города. Плотно пообедав,  в этот же день, на машине мы решили посмотреть несколько достопримечательностей  пригородов. Первым – был храм солнца в Гарни.
 Этот языческий храм напомнил мне Грецию – так все было  пропорционально и красиво. Храм расположен на высоком холме, а рядом  - ущелье, поросшее деревьями. Только что отреставрированный, он предстал перед нами во всей своей красоте. По  дороге к всемирно известному  монастырю в скале -  Гегард, что в переводе значит «копье», мы несколько раз останавливались на горной дороге, чтобы  полюбоваться необычными , захватывающими дух пейзажами .На обратном пути. Заехали в Цахкадзор  - горный курорт Армении, где находилась Сашина  дача, и по просьбе Нины Павловны взяли несколько банок с заготовками - компотами и помидорами. Возвращаться не хотелось, особенно когда вместе вышли, чтобы полюбоваться  замечательным озером  Севан. Однако , на следующий день предстоял длинный переезд. И мы поспешили в город.
На воскресенье, по разработанному Александром  маршруту, нам предстояла поездка в монастырь Ахпат – всемирно известный памятник архитектуры, на границу с Афганистаном.  – езды около двухсот пятидесяти километров от Еревана. Поэтому, мы выехали рано утром, с рассветом .По дороге закупили еды, и несколько бутылок тархуна.
У Александра был друг, астрофизик, с  которым он учился в  Университете по имени Армен. Александр пригласил его к себе в гости накануне, и Армен согласился организовать нам встречу в Санаине, известном местечке, рядом с Ахпатом, родине многих известных  в свое время людей -  маршалов, политиков. Недавно я узнала, что Армен уже несколько лет  -работает в Австрии, но по дипломатической линии.
 В Санаине у Армена жили дедушка с бабушкой. Началось сказочное путешествие.
 Мы проезжали небольшие города и поселки. Я фотографировала многочисленные хачкары ( хачкар -  камень –крест) и небольшие церквушки.
 Наконец,– мы в Санаине. В доме дедушки Армена нас уже ждали. В саду был уже накрыт большой , по –армянски хлебосольный стол.
 Мы прошлись по большому саду, сорвав несколько яблок и персиков. Виноград еще не созрел, хотя гроздья были уже почти желтые. По – видимому  выдался  год богатого урожая, и деревья в саду были усыпаны   южными плодами – виноградом, персиками, огромным желтыми грушами, абрикосами. Я помогла собрать урожай персиков бабушке, после чего нас всех - Сашу, меня, Армена с женой, и маленькой Кариной пригласили за стол. Ели армянский шашлык из барашка, домашний  овечий сыр, домашние соленья и свежие овощи.Я хорошо помню, что меня поразили красивые, словно сошедшие с икон лица местных жителей, их детей.
Всей компанией , дружно  пошли к Ахпату, чтобы полюбоваться этим  творением рук человеческих. В Санаине, в храме, я поставила свечку, и загадала желание. Уже к вечеру , мы добрались до Еревана, и последующие три дня,  уже в самолете, я вспоминала эту чудную страну Армению, и эти отпускные дни, пролетевшие как летящее  копье, рассекающее упругий воздух времени.


Рецензии
Прекрасный отпуск, и молоды мы были! Пионером я прочитал приключенческую книгу "На озере Севан". Побывал потом там.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.10.2019 21:44     Заявить о нарушении
Спасибо,Володя.Рада, что и Вы красоту посмотрели.

Любовь Бартенева   30.10.2019 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.