Девятнадцатое марта

 ДЕВЯТНАДЦАТОЕ МАРТА
День 19 марта 1953 года был необычным. Во-первых, это был день рождения Лии Павловны Унгер. Во-вторых …об этом, пожалуй, ниже.
Итак, 19 марта два студента-медика, которым Лия Павловна преподавала психиатрию, и их друзья-технари пришли к старому, дореволюционной постройки дому в центре Куйбышева. Кроме хозяйки их встретил портрет маслом мужчины, сидящего в кресле. "Это мой отец", - представила Лия Павловна.
Отступив от событий того дня, нужно сказать, что Павел Абрамович Унгер, рабочий-большевик, был в своё время делегатом какого-то съезда РСДРП, о чём документально свидетельствовала групповая фотография, висящая на стене недалеко от портрета, на которой среди делегатов запечатлены были и Ленин, и Унгер.
Кстати, Лия Павловна, знавшая о Ленине лишь то, что печаталось в партийной литературе и  воспевавшей вождя художественной, уважала "Ильича" с примесью нежности до конца своей жизни.
И снова о 19 марта 1953 года. Юноши пришли поздравить Лию Павловну с  днём рождения. Встречены они были с радостью. Эта, ещё относительно молодая кареглазая женщина с тёмными гладко зачёсанными и собранными в узел волосами, восхищала студентов блестящим, оригинальным умом, феноменальной памятью, редкой эрудицией, остроумием и демократичностью. Неудивительно, что им было интересно общение с ней и вне лекционной аудитории.
Ребята тоже были необычными личностями. Один из её учеников, отработав несколько лет после окончания института по распределению, вернулся в Куйбышев, возглавил областную психиатрическую больницу и работал там главным врачом 44 года. Легендарный Ян Абрамович Вулис знал каждого сотрудника по имени-отчеству. В этом, 2011 году, по инициативе больницы создаётся в память о нём документальный телевизионный фильм.
А теперь – снова о 19 марта 1953 года. Во-вторых, именно в этот день братская Чехословакия хоронила первого секретаря ЦК компартии    Климента Готвальда, простудившегося на похоронах Сталина. Ни Лия Павловна, ни студенты не разделили траур государств социалистического лагеря. Интересно и весело они отметили день рождения Лии Павловны. Сочетания во времени таких событий Партия и Комсомол не могли перенести – ребят исключили из комсомола, а Лию Павловну из партии. Но Сталин уже умер, намечалось послабление режима и "преступников" вскоре восстановили в прежнем статусе.
Студенты, ставшие друзьями Лии Павловны, закончили через год институты и разъехались, а доцент Л.П. Унгер продолжала преподавать, консультировать больных, лечить на дому совершенно бескорыстно родственников знакомых и малознакомых людей. Будучи очень опытным психиатром, она очень многим помогла за свою жизнь. С некоторыми из родственников её пациентов они стали друзьями.
Она была интересным собеседником, знала много стихов наизусть ( в том числе всего "Евгения Онегина"), любила и знала музыку и литературу. Каждый, кого приглашали в гости в её ближнем кругу, спрашивали, будет ли Лия Павловна. Ибо она была человеком-праздником. Личная жизнь её ограничилась любовью к человеку, который не был свободен, и закончилась с его отъездом из города. До конца жизни в её комнате висела его фотография в рамке.  Запас её потребности любить был фактически неиссякаем и распространялся на друзей, их детей и внуков, на учеников и некоторых из тех, с кем работала. До сих пор, вспоминая её, говорят о её доброжелательности и необычной щедрости, готовности помочь не только в качестве врача. Она была не только человек-праздник, но и человек-добро.
Ей было 67 лет, когда она, ещё работающая, серьёзно заболела. Когда-то Л.П. говорила: " Человек должен не только достойно жить, но и достойно умереть". Теперь она лежала в палате на 12 коек в одной из клиник мединститута. Лишний раз не тревожила врачей, весело говорила о своём положении, пока ей не стало совсем трудно. Не просила обезболивающих, терпела. Друзья и родственники пациентов навещали её, но в тяжёлом её состоянии не нашлось никого, кто бы взялся ухаживать за ней. Два раза в неделю приходила племянница на 2 - 3 часа. Умирала Лия Павловна уже в одноместной палате в полном одиночестве.


Рецензии
Девятнадцатое марта не только дата начала жизни необыкновенной женщины, но и страница в истории КПСС, напоминающее о её мракобесной политике.

Анна Михайловна Волина   13.04.2014 13:21     Заявить о нарушении