Часть 2 Математик уходит в юнкера

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2009/12/29/1049

Одной из самых ярких личностей среди моряков, служивших на паруснике «Байкал», был немец Эдуард фон Гроте. Выходец из состоятельной дворянской семьи, он с детства проявлял недюжинные способности.

 Родители дали ему превосходное домашнее образование. При поступлении в Петербургский университет юноша уже свободно владел пятью европейскими языками. В 21 год Гроте с отличием закончил физико-математический факультет университета.

 Все полагали, что он займется наукой или поступит на дипломатическую службу, как это сделал старший брат. Но Гроте-младший выбрал третье: подал прошение с просьбой принять его юнкером в Балтийский флот.

 Прошение было удовлетворено. Юноша получил назначение на корабль «Ингермланд», отправлявшийся в средиземноморское крейсерство.

Плавание длилось много месяцев. Благодатный и теплый
 климат сменился на холод и дожди Немецкого моря. Служба на парусном корабле не мед, да еще для самого младшего по званию.

Однако физически крепкий, почти двухметрового роста моряк легко переносил то, что в заезженно именуют «тяготами и невзгодами военной службы». Спустя положенное время ему там же,  на «Ингермланде», зачитали приказ о присвоении первого офицерского звания – мичман.

Нравы на флоте царили не просто суровые, а жестокие. Будущих  морских офицеров беспощадно секли в Морском училище, а те, придя в офицерском звании на службу, щедро раздавали матросам зуботычины и приказывали их драть линьками (короткими плетеными тросами) за малейшую провинность.

К счастью, Гроте получил иное воспитание, и за все время службы не позволил себе ударить подчиненного, как бы тот ни провинился. Мичман был ярым противником телесных наказаний. Неудивительно, что команда его боготворила.

 Матросы знали, что этот офицер никогда не отдаст такого приказания, которого бы сам, на их месте, не смог исполнить. Но вот в кают-компании его недолюбливали «дантисты» - любители бить матросов по лицу.

 А он сам терпеть не мог не только их, но и глупцов, корыстолюбивых и хитрых людей, при этом «в глаза резал правду-матку», что периодически вызывало порой конфликты.

В 1848 году из Кронштадта на Камчатку уходил парусный транспорт «Байкал». Мичман попросил включить его в состав экипажа. Просьбу удовлетворили. Невельской, наслышанный об офицере, был этим очень доволен.

Плавание оказалось нелегким и длилось почти девять месяцев. После короткой паузы на передачу груза направились в Охотское море к устью Амура. Там, на вельботе и «четверке» (шлюпке с четырьмя веслами), офицеры и сам Невельской прошли десятки миль, описывая берега и меряя глубины. Труды их увенчались успехом.

По трудам была и награда. Гроте за «отлично-усердную службу» досрочно присвоили звание лейтенанта.

После окончания навигации он получил предписание следовать в Петербург из Охотска сухим путем. Кто летал из Европы на Дальний Восток или Камчатку, знает, как утомительны долгие часы в самолете.

А каково было проделать такой путь на оленях и собачьих упряжках, на лошадях, в лодке и пешком! Рискованный путь занимал недели и месяцы.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/08/928


Рецензии
Спасибо, Владимир. Интересно, к новым темам ведет.

Валентина Томашевская   08.03.2024 11:04     Заявить о нарушении
Это Вам спасибо, Валентина, за отклик.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.03.2024 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.