Часть 3 Венец карьеры

Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2011/03/08/925

Лейтенант вернулся в столицу в 1850 году. Два года после возвращения он служил на Балтике. Эти два года ему показались куда более утомительными, чем дальнее плавание.

И вот он снова на палубе судна, следующего на Камчатку, транспорте «Двина» под командой капитан-лейтенанта  Петра Николаевича Бессарабского.

Теперь он, как тогда говорили, правит вахтой (вахта - это часть экипажа, несущая дежурство на судне, руководит ею вахтенный начальник). Офицеры избрали его содержателем кают-компании, а командир назначил ревизором.

Бессарабский быстро убедился, что на умного, обязательного, глубоко порядочного немца, можно положиться как на самого себя.

Совершив второе многотрудное плавание и пережив все положенные при этом приключения, Гроте вновь повторил своё возвращение через Сибирь. На сей раз, возвращаться пришлось ещё труднее – с Камчатки. Причём, возвращаться домой ему пришлось в одиночку.

 Офицерский состав экипажа «Двины» на тендере «Камчадал» перешёл в Аян, а оттуда   моряки отправились через Сибирь в Кронштадт. Гроте командир оставил сдавать транспорт новой команде.

Гроте вернулся в Петербург в разгар Крымской войны. Столица готовилась к отражению вражеского десанта. Моряка тут же откомандировали в гребную флотилию на восточном  Кронштадском рейде.

 Впрочем, скоро угроза миновала, и лейтенант получил почётное назначение старшим офицером винтового фрегата «Мария», да к тому же его наградили орденом св. Анны 3 степени.

Теперь перед ним открылась широкая дорога для карьерного роста. Ждать пришлось недолго. Через несколько месяцев он ступил командиром на палубу винтовой канонерской лодки «Секира».

И вот, когда настал заветный миг, о котором мечтает любой моряк, - он стал командиром судна, Эдуард Гроте решил оставить службу и заняться научной деятельностью. С большим сожалением рассталось с ним флотское начальство. По традиции его уволили в звании на ступень выше, капитан-лейтенантом.

Что же, морская служба, столь насыщенная плаваниями и трудностями, дала ему немало. Гроте написал другу: «… оставляю флот, ибо выучился всему, что надо знать моряку; командовал вахтою, занимался описью берегов и промерами, был хозяином судна, кормил товарищей, довольно с меня – ещё годика два подучусь и приеду в Россию готовый всюду, куда ни пошлют академия или географическое общество.»

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/08/933


Рецензии
Владимир, спасибо. Получается, что корабли проходили только в одном направлении - на север. Назад морякам приходилось возвращаться по суше? Хорошая была традиция, увольнять в более высоком звании.
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   18.06.2019 10:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина!
Если Вы имеете в виду плавания на Дальний Восток, то по служебной необходимости моряки возвращались иногда сухопутным путём, но чаще - морским. Такое плавание занимало три года, а во время Крымской войны - пять лет. Хорошая командировка!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.06.2019 10:47   Заявить о нарушении
Да, Владимир, Дальний Восток. Это моя привычка всё, где холодно, называть севером.

Ирина Борунова-Кукушкина   18.06.2019 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.