Наследование психики

Человек осуществляет познавательную деятельность всю жизнь, начиная с внутриутробного периода и до самой смерти. Крайне важно понять, как и благодаря чему происходит приобретение новых знаний и в какие отношения эти знания вступают с ранее приобретёнными. Для наглядности проведём аналогию с компьютером. Купив компьютер, человек постепенно заносит в него свои данные, создаёт файлы и папки. Но все эти пользовательские программы – это всего лишь надводная часть айсберга, существование и развитие которого возможно лишь благодаря существованию подводной части, а именно самого компьютера и системных программ. Точно так же развитие психики возможно лишь благодаря существованию «матчасти» и «системных программ».

Сознательную деятельность человека можно сравнить с реализацией пользовательских программ. Она ничтожно мала по сравнению с неосознаваемыми процессами. Скажем, кровообращение, дыхание, работа печени, почек, регулирование уровня сахара в крови и т. п. происходят в автоматическом режиме, не нуждаясь в контроле со стороны сознания и вмешательстве в них. Некоторые из этого рода процессов допускают сознательное вмешательство в их протекание. Например, мы можем осознанно ускорять или замедлять дыхание. Но мы не в силах приказать сердцу или печени изменить интенсивность работы. Функционирование большинства внутренних органов происходит благодаря наличию врождённых «системных» программ. К примеру, когда наступает половая зрелость, происходит целый ряд изменений по всему организму согласно специальной программе. Эта программа долгие годы лежит без использования до определённого часа X, после наступления которого начинает развёртываться. Таких неосознаваемых «системных программ» неисчислимое множество. И к моменту рождения человек в готовом виде получает не только все органы, но и «программное обеспечение», необходимое для их функционирования. 

Особо важным представляется проанализировать проблему формирования картины мира и роли в этом процессе актуально воспринимаемой информации и той картины, на которую она накладывается. В данном контексте заслуживают внимания следующие высказывания.
«Основная мысль многочисленных публикаций на эту тему С. Д. Смирнова – это идея первичности образа мира по отношению к чувственным восприятиям». «В восприятии целое предшествует своей части», и «не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека». «Один образ (предмета, явления) сам по себе не может ориентировать ни одного движения или действия. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира». «Отдельные толчки внешней реальности не формируют наше представление о мире, а лишь подтверждают, дополняют или исправляют его» .

Картина мира подобна контурной карте, а познавательный процесс выражается в нанесении на неё открываемых индивидом «географических» объектов и установлении связей между ними. Когнитивная карта понимается как совокупность знаний человека о мире и о себе, включая аффективную составляющую. Для формирования когнитивной карты индивид использует такие процессы, как ощущание, воспринимание, распознавание, мышление, памятование, внимание. В приведённых цитатах красноречиво подчёркивается идея  первичности картины мира по отношению к актуально воспринимаемой информации. Не частное формирует общее, а общее вбирает в себя частное, встраивает его в общую картину, хотя иногда частное может коренным образом изменить фрагмент общей картины. С приведёнными цитатами перекликается следующая.

На любом своем онтогенетическом этапе (кроме первого) всякое психическое формируется и развивается только из психического же — под влиянием внешних воздействий, опосредствованных внутренними условиями. Вот почему труднее всего объяснить самый первый из этих этапов, т. е. самое возникновение психического в конце пренатального и (или) в начале постнатального развития младенца. Дело в том, что лишь в данном случае возникающему психическо¬му явно еще не предшествует уже существующее (в полном смысле слова), но менее развитое психическое, целиком передаваемое через гены .
Заслуживает внимания последнее замечание о «передаваемом через гены» психическом как своего рода стартовом наборе психических параметров. Бесспорно, что новорожденный получает стартовый пакет вроде чистого листа, на который предстоит занести всю информацию. Но можно ли утверждать, что он передаётся через гены?

Принято считать, что гены являются переносчиком всей передаваемой по наследству информации. На самом деле это распространённое заблуждение. Генетический код – это хранящаяся в гигантской молекуле полимера ДНК информация. Посредством расшифровки хранящейся в ДНК информации получают РНК трёх типов: информационные, рибосомальные и транспортные. В информационных РНК порядок расположения нуклеотидов определяет порядок расположения аминокислот в молекуле соответствующего белка. Каждой тройке нуклеотидов молекулы информационной РНК (триплету) соответствует определённая аминокислота. Рибосомальные РНК входят в состав рибосомы, служащей для сборки белка из аминокислот в порядке, указанном в информационной РНК. Транспортные РНК занимаются доставкой аминокислот к рибосомам. Таким образом, функции всех трёх типов РНК сводятся к сборке молекул белков. А белки составляют внутриклеточный инструментарий. То есть, ДНК – это внутриклеточная «морзянка» для сборки внутриклеточного инструментария. Полномочия ДНК не выходят за рамки клетки. Происходящее за пределами клетки не управляется информацией из ДНК.

Когда речь идёт о передаче информации, уместно поставить вопрос о языковой конвенции и физических принципах её реализации. В процессе синтеза белка мы сталкиваемся с применением языковой конвенции при репликации ДНК-РНК и при распознавании между иРНК и тРНК в процессе сборки на рибосоме.   Физический принцип, на котором базируется языковая конвенция при нуклеотид-нуклеотидной трансляции, очевиден – это принцип комплементарности. Гораздо сложнее организована реализация языковой конвенции между триплетами нуклеотидов и аминокислотами. Нет никаких физических принципов, связывающих между собой нуклеотиды и аминокислоты. Но совершенно чудотворным образом эту функцию связывания между нуклеотидами и аминокислотами берут на себя ферменты аминоацил-тРНКсинтетазы. Устройство этих мультиэнзимных комплексов таково, что они обладают тремя каталитическими центрами для приёма молекул АТФ, аминокислоты и тРНК соответственно.

Поэтому совершенно необходимая для процесса синтеза белков процедура распознавания между аминокислотой и тРНК обусловлена существованием 64 наименований мультиэнзимных комплексов аминоацил-тРНКсинтетаз. Но и они сами, являясь сложнейшими белками, каждый из которых содержит свыше 1000 аминокислот, могут возникнуть только в результате синтеза белков. Возникающий порочный круг взаимообусловленности был нами использован в качестве одного из множества доказательств невозможности стихийного возникновения жизни, а, следовательно, как доказательство существования Творца. Теперь мы поднимаем вопрос о ДНК и языковых конвенциях для того, чтобы показать, что полномочия ДНК не выходят за рамки клетки.   

Для понимания этого обстоятельства рассмотрим более подробно, как формируется организм внутри утробы. Половые клетки представляют собой половину стволовой клетки. Соединение мужской и женской половых клеток даёт одну стволовую клетку. Весь организм человека (и других многоклеточных организмов) получается из одной стволовой клетки путём деления. То есть из одной клетки производят триллионы копий, одинаковых по строению и, содержащих одну и ту же информацию. И информация эта имеет отношение к внутриклеточным веществам и процессам, но никоим образом не указывает на место клетки в организме и её функцию.

Количество стволовых клеток растёт по геометрической прогрессии. От ствола идут ответвления, в каждом из которых стволовые клетки трансформируются в соответствии с тем, на формирование какой ткани они направляются. Какая-то невидимая инстанция подобно диспетчеру направляет каждую группу клеток в то место, где из них будут сформированы ткани. В рамках каждой ткани их упаковывают нужным образом. Далее из этих тканей формируют органы. И опять невидимая «матрица» регулирует начало каждого из процессов, их ход и завершение. Какая невероятно детализованная инструкция нужна для обеспечения сборки органов и их правильного сочленения! Причём в мозге нужно создать «директорию» для каждого органа с приложением «пакетов системных программ» для управления каждым органом и организации их взаимодействия. Кроме того, нужны «программы» роста, гормональных процессов, врождённых инстинктов, условий формирования приобретённых инстинктов и т. д. Вот пчёлы передают по наследству удивительную программу построения правильных шестиугольных сот. Ясно, что и передача такой информации требует каких-то носителей, языковой конвенции и средств развёртывания.

Средствами четырехбуквенного нуклеотидного алфавита невозможно закодировать программы по производству тканей, геометрию и механику устройства органов и связей между ними. Не существует языковой конвенции, способной описать, к примеру, состав крови и строение сердечно-сосудистой системы. Нет в ДНК чертежей, способных передать строение различных органов, или инструкций, содержащих алгоритмы производства различных органов. Предполагать обратное значит думать, что поверх одного текста написано множество других текстов, так чтобы при одном прочтении получалась одна инструкция, а при другом – другая. Из всего вышеперечисленного напрашивается вопрос: где хранится, на каких носителях, посредством какой языковой конвенции зашифрована, как расшифровывается и реализуется вся эта информация?!          

Наука не знает ответа на эти вопросы. До сих пор существовало ничем не обоснованное предположение, что вся эта информация хранится в генетическом коде в молекулах полимеров ДНК, но изучение обстоятельств дела вынуждает нас снять это подозрение. Сейчас мы можем ответить на этот вопрос только в отрицательной форме следующим образом.
Вся хранимая в ДНК информация замыкается на сборке белков. ДНК не хранит информацию о том, как из клеток формируются различные ткани организма. ДНК не хранит информацию о том, как из тканей формируются органы. ДНК не хранит информацию о том, как органы соединяются между собой. Все эти кости, хрящи, мышцы, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, печень, почки, зубы, волосы и т. п. с их внутренним строением и взаимосвязями не входят в компетенцию ДНК. И, наконец, ДНК не хранит информацию о «системных программах», обеспечивающих управление каждым органом и организацию их взаимодействия, врождённых инстинктах и основе, на которой может происходить обучение приобретённым инстинктам.

Если говорить образно, то учёные «повесили» на ДНК множество функций только потому, что не на кого было их «вешать». Но при объективном рассмотрении выясняется, что при всём желании ДНК не в силах совершить всё, что ему инкриминируется. Но после полной «реабилитации» ДНК с ещё большей остротой возникает вопрос о форме, в которой хранятся все инструкции по формированию тканей, органов, «системных программ», о механизмах их реализации, о языковых конвенциях и физических принципах кодирования и декодирования. Можно только предположить, что вся эта информация хранится вне организма в неизвестных науке банках информации. 


Рецензии
В ДНК действительно нет "чертежа" или "плана" организма. Но он и не нужен, всё гораздо проще.

"Как клетки понимают, что одни должны стать волосами, другие костями, третьи мозгами и т. п.? И из какого центра подается команда?" - статья на Элементах (или глава "Морфогенез" в моей книге "Пределы сложности искусственного интеллекта").

Иванников Михаил   19.02.2019 22:27     Заявить о нарушении
И ещё одна популярная статья на тему морфогенеза, но посложнее: "Дай пять: как математика управляет развитием пальцев". Сайт Биомолекула.

Другие ссылки есть в статье "Краткое описание физических принципов работы мозга" на моей странице.

Иванников Михаил   19.02.2019 22:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.