Они старались, или Краткий курс диснеевской анимац

Если вы не смотрели ни одного диснеевского мультика,  хотите это сделать, но вам жаль времени, - вам однозначно на «Принцессу и лягушку». За полтора часа пройдете полный курс диснеевской мультипликации.
Лента получилась во всех отношениях этапной. И могла бы стать стартом нового витка популярности для «Диснея», если бы не внутренний страх промахнуться, который чувствовался буквально в каждом кадре.

Знакомые всё лица

Ибо за идеально выверенными фоном, репликами и мимикой стояли не просто асы анимации, а почти столетний опыт и практика студии «Дисней». И вам с первых кадров давали понять это.
Главная героиня Тиана –это Мулан и и Бель в одном флаконе. Главный герой принц – Чудовище и Эрик, Крокодил с трубой – Балу из «Книги джунглей», он же в «Робин Гуде», рыжий кот-забулдыга из «Котов-аристократов» и немножечко правнук вертухая-каймана из «Фантазии». В колдунье вуду с первого раза угадывается галерея добрых фей,  злой колдун моментально воскрешает в памяти вовсе не злую Урсулу из «Русалочки», а джина-оторву из «Аладдина».
Уж не с микрометром ли выверяли сюжет и фактуру? Не собрались ли тестировать рынок на восприятие, ради чего запузырили всё, что было в «загашнике»?
 
 Песни о том свете
 
 Не совсем. Этот мультфильм студи «Дисней» - самый драматичный и, я бы сказала, самый глубокий из всего созданного. Во-первых он адресован взрослым. Во-вторых, он в пух и прах разбивает красивые мифы и мифологемы, в том числе и «made in Disney». В-третьих, впервые анимация сочетает элементы социальной драмы с мощным психоконтекстом, ставя перед зрителем вопрос о смерти. Переосмыслением (или осознанием) которой занимаются герои полуторачасового продукта.
Мы видим пляску теней (прямое заимствование из «Фантазии»), мы наблюдаем путь героев верхом на крокодиле (мифологически – связует мир живых и мертвых), мы следим за их приключениями на пути к колдунье вуду, в которой интеллектуалы в очках и с проплешинками без труда узнают смерть. Не забудем, что именно она высокохудожественно вокалирует «смотри глубже, что тебе надо», а людям-то со всей ясностью свойственно понимать, «что надо», преимущественно в конце жизни. Не случайно самым целеустремленным и, если хотите, настоящим в «Принцессе и лягушке» является светлячок – пожалуй, мощный новый персонаж.
Вот так надо прощаться с прошлым – легко. Так же, как порхает по своему забардаченному жилищу колдунья вуду.
 
Коктейль из мистики и черного юмора

 Честно говоря, мультфильм производит странное впечатление. первые двадцать минут смотрится на одном дыхании. О – вот оно! – повеяло свеженьким, в сказочность Диснея мощно вторглась реальная жизнь. И, надо сказать, умело вписалась. Гармонично. Особенно проезд из традиционной башни принцессы до эмигрантских кварталов.
Но после того, как Тиане отказывают в продаже помещения под ресторан, картина не просто распадается, - она исчезает как цельное полотно. Герои теряются в стремлении станцевать-спеть-сплясать, дабы зритель не заскучал. На первый план выходит движение как таковое. Результат? Исчезает сюжет.
Принц прибыл жениться на деньгах? Но его родители богаты. Вторая главная героиня – самопародия на всех принцесс Диснея – хочет выйти замуж за принца? Не важно – какого именно, лишь бы регалии?  Барби-переросток, мягко говоря, смотрится странно, так как, отказав ей в уме, создатели все же оставили куколке «золотое сердце» (тут уж пахнет русской классикой, «Обломовым», например). Честно говоря, ее немного жаль. Слишком зло над ней подшутили. Возможно, в ней сконцентрированы рухнувшие мечтания зрительниц «Золушки» и «Спящей красавицы» вкупе с «Белоснежкой». 
 Основное – зачем колдуну вуду вить петли вокруг принца, если он мог сразу захапать куколку-барби? Проще, прямее и, надо сказать, эффективнее. Но нет, ему принцев подавай. Слишком похож на истасканного джина. Как и родители Тианы – на престарелых принца с принцессой.

Крах иллюзий

     Лента безжалостна к своим героям. Тиану лишают мечты о том, что «всего достигнешь - надо больше трудиться». Эдакий привет мировому кризису, ознаменовавшему крах трудоголизма. Причем обличение «американской мечты» повторяется несколько раз: отец Тианы - Тиана – Крокодил. Синхронно развенчивается и «мир чистогана» с его мишурными удовольствиями. (Заметим, Тиану принимают за принцессу благодаря платью). И особенно досталось гениям пиара (превращение слуги Принца в него самого).
    Единственные, кто имеет силы идти вперед, потому что видит цель, - мечтатели. Вторая героиня не отказалась от своей мечты и, хотя ее линия завершается на пике безжалостного сарказма, все же у нее есть перспектива. Присутствует она и у музыкального Крокодила. Как ни парадоксально, выше всех вырвался погибший светлячок (привет из «Могилы светлячков»).
И внезапно, смотря ленту, я пришла к мысли, что все герои (да и мы с вами), так или иначе, рвемся в иной мир, наверное, более яркий и красивый, чем реальный, просто потому, что в реальном мире нам места нет. В действительности колдуну удалось бы завоевать город, вопреки всем крокодилам Миссисипи. 
 Собственно, об этом и мультфильм. Он мог бы стать как фильмом-прощанием, так и стартовой лентой, открывающей новый стиль Диснея, возможно, остросоциальный, возможно, приземленный, жесткий, но – несущий «луч света» в виде красивых иллюзий, помогающих жить. Однако, пригрузив «Принцессу и лягушку» многослойным философским подтекстом и кучей реминисценций (особенно желание Тианы остаться лягушкой – привет «Шрэкам»), авторы полотна побоялись дать ей закономерный финал.
Поэтому Тиана, став принцессой-миллионершей, прыгает по ресторану, а ее венценосный супруг крошит салаты.
Такова проза жизни.


Рецензии
Знаете, раньше не возникало желания посмотреть, а прочитал - и возникло. Особенно заинтересовал полет на крокодиле в страну мертвых

Игорь Дедушкин   11.03.2011 16:08     Заявить о нарушении