Прыжок в гротеск

Творчество всегда подразумевает уникальность творения, поскольку именно иррациональное бытие в искусстве, дает  возможность пережить откровение при рождении образа. Повторяемый каждый раз по-новому  экстаз в  эмоции,  способствует  восприятию объекта, как вещи в себе,  и мотивирует на последующее создание  оригинального    художественного жеста.

Рождение идеи  процесс  часто  спонтанный, выплескиваемый из глубины подсознания неожиданным озарением. Мысль, пришедшая однажды, начинает обрастать визуальными  и абстрактными эффектами, фрагментарно запечатленными в памяти,  начинаешь «видеть»  проект, создавая или  подбирая   произведения  соразмерно с замыслом, который стремишься воплотить. Здесь  уже нет личных  предпочтений, важно  совпадение  творчества художника  с самой идеей, что  благополучно произошло в представленном в этой статье проекте, который экспонировался  в галереях Москвы: «L-Gallery»,  «Art Play» и на международном фестивале искусств  г. Магдебург (Германия) в 2005.

В 2003   на  выставке  в Берлине я  познакомилась с художником берлинской Deutsche Opera  Валерием Кунгуровым, который разрабатывал  эскизы к  постановкам «Спящей красавицы», «Пиковой дамы» и «Щелкунчику». Стилистика работ  захватывала  эстетикой модерна и гротеском, что и  послужило отправной точкой для создания фото-проекта, который был осуществлен через два года после знаменательной  встречи. 

Возникла идея создания синтетического проекта, в котором  основные понятия идеологии постмодернизма, постструктуралистские теории  должны были воплотиться на практике. Поставлена задача выявления  возможностей интертекстуализации   путем поиска    скрытого  «я»  в  творческом акте, новый взгляд на процесс самоидентификации. Участникам фото-сессии предложили "поиграть" с образами  на  рисунках Валерия Кунгурова, задав  некие критерии интерпретации.  Артисты балета вместе со стилистами работали  над гримом  и прической,  им была дана полная свобода в выборе  театральных костюмов и аксессуаров.

Творческий почерк В.Кунгурова  в  поиске  закодированных смыслов в облике персонажей, создаваемых  для балетных и оперных постановок. Наделяя их   внешним   гротеском, он  скрывает внутреннюю глубину характера героя. Часто трагедия  его героя  - в комичности облика. Образ Отвергнутого   гипертрофирован художником сознательно в некоего  маргинала - шута. Для В.Кунгурова  образ шута – Mainstream.  Клоунская  маска позволяет быть раскрепощенным и играть самого себя. Та же  задача была поставлена участникам фото-сессии.

Для меня, как автора идеи,  проект стал   попыткой установления интертекстуальных связей между вымыслом художника и  фантазией артистов.  Станислав Ежи Лец, известный польский литератор  сказал однажды  "обо всем уже сказано, но к счастью, не обо всем подумано1", и если уж удастся придумать что-то новое, то для самого утверждения новизны необходимо сопоставить новое содержание с тем, что уже было.
Форма  уже была задана художником, и  участникам фото-сессии  не оставалось ничего другого, как создать  собственный текст   с помощью    творческого эксперимента с телом, выстраивая сложную систему взаимосвязей  как с персонажами  эскизов В.Кунгурова, так и с образами коллег-участников, идентифицирующих или   противопоставляющих  себя   исходным имиджам. Здесь «заработало»  логическое умозаключение Лакана  о том, что "…логический процесс становится возможным только в тот миг, когда мыслящий субъект начинает мыслить другого. Он самоидентифицируется  в присутствии другого, пытаясь представить себе, ход его рассуждений  и предугадать возможные реакции… Наличие Другого дает возможность каждому из них самоотождествиться, "измеряя" себя другим», таково мнение Умберто Эко о «другости» Лакана.2. Другими, в описываемом эксперименте,  являлись  с одной стороны    персонажи  эскизов В.Кунгурова, а в интерпретированной трактовке  образы коллег-артистов, пытающихся воссоздать идею продюсера. Это  напоминало   нам, участникам проекта,  процесс  субъективного разглядывания  или подглядывания «других» за «другими». Сложность задачи, поставленной в фото-сессии, в том, что  образы нельзя было дублировать,  так как технология съемки не допускала этого.  Наличие субъектов разглядывающих и разглядываемого, т.е. фотографируемого в данный момент, меняло  эмоциональное состояние фотографируемого. Попадание в объектив в ситуации, далекой от стандартной, заставляло его забывать о позировании и не давало возможности  представлять себя прекрасным «нарциссом», что так характерно для модельной съемки. Рамки текстуализации были  определены идеей проекта,  артистам было  позволено    интерпретировать  контексты, манипулируя  исходными образами художника, с целью дать новым созданным  участниками фотосессии персонажам некую реальность жизни.      
Чтобы преодолеть  трудности,  основными из которых были стереотипы хореографического мышления,  было принято решение отказаться от статических поз при фотографировании субъектов,   обеспечив  с помощью технических средств динамику. Напольный  батут, на котором артисты балета выполняли всевозможные трюки в прыжке, в гротескных костюмах и гриме, позволил  решить поставленную задачу. Возможность построения иного тела, благодаря прыжкам  на батуте, позволило трансформировать пассивность моделей в активную творческую игру с самими собой. Образ, «навязанный» идеей проекта,  стал «родным» и дал возможность каждому из участников увидеть себя изнутри, познать свое скрытое «я». А зрителю увидеть интересное решение и оригинальную фото-сессию.
Последовательность  означающих Ж.Лакана: Реальное-Воображаемое-Символическое превратилось в  Воображаемое-Реальное-Символическое вследствие того, что  текст  с нашей помощью задал контекст, где текстом соответственно являются образы, созданные художником, а контекстом  интерпретации участников проекта, рефлексирующих на заданную тему. Каким может быть контекст в  постмодернистской рефлексии и есть ли рамки, позволяющие его ограничивать? Как практически  показал, анализируемый проект,  контекст может быть  бесконечным!

В рамках этой статьи, приведем еще один пример проекта, который мне удалось увидеть в апреле 2009 года в Испании.
По инициативе  Миланского Фонда Antonio Mazzola в  Museo Bellas Artes Gravina – Alicante  была организована  выставка известного стилиста-парикмахера Тоно Санмартин, проживающего в Валенсии (Испания).
Факт признания в качестве художника актуального искусства  популярного стилиста причесок уже не стандартен.
Идея выставки диалог 2-х эпох,  эпохи жанра  маньеризм во французской  интерпретации и современный подтекст этой темы в работах Tono Sanmartin.
Миланским Фондом были привезены в музей Аликанте  около десятка  французских  гравюр  XVIII века   стиля  маньеризм. Здесь же  в контексте диалога культур демонстрируются манекены, парики для которых мастерски выполнены автором в стилистике XVIII века. В качестве украшений для волос автор использует всевозможные конструкции (корабли, аэропланы, драгоценности, текстиль, цветную бумагу ручной работы и прочее).  Тоно Санмартин, как истинный актуальный художник,  утверждает: «мы видим искусство в музеях, в то время как искусство идет рядом с нами  на улицах городов, на всевозможных party, организованных общественными и художественными организациями. Женщины всегда создавали прическу, прежде чем выйти на улицу, как в  эпоху маньеризма, так и сейчас. Из нашего времени мы смотрим на XVIII век и для нас образ женщины в огромном пепельном парике, украшенном изысканными драгоценностями, является историческим и прошлым,  неким художественным вымыслом. Но так было, так носили, и это было модно и повседневно»3. Тоно утрирует, он с помощью гротеска добивается новых смыслов в своем показе. Мы видим много орнамента, объемы причесок  гротескно преувеличены, художник объясняет это «огромным историческим путем и смелостью современной женщины».
Итак, два представленных  в этой статье проекта, созданные первый в 2005 г. в Москве, второй в Испании в 2009 г. показывают, что постмодернистская симуляция  в отличие от модернистской  в корне пересматривают соотношение копии и оригинала. Копия не всегда бледнее оригинала или хуже. Современное выставочное  пространство является  знаковой средой,  окруженной образами и подобиями, подлинными имитациями. Как нет творчества без воображения, так не существует  и воображения без игры. Современный постмодернистский дискурс есть дискурс игры означающих, в котором постулируется  множественность смыслов. И задача, поставленная перед зрителем, не в  истолковании текста, а в том, “чтобы в ходе анализа самому вступить в игру означающих”.4 Форма, содержание, образ соединенные вместе  в их интерпретациях – это новое пространство культуры 3 тысячелетия.

Информационная  справка:  Валерий Кунгуров, наш соотечественник,  театральный художник, лауреат ряда международный художественных биеннале, в настоящее время находится в тесном сотрудничестве с  Берлинской Оперой. Последний проект Валерия Кунгурова – разработка театральных костюмов для балета П.И.Чайковского  «Спящая красавица».  Цитата из статьи  Europe Express  от 28.11.2005: «Однажды Кунгуров сказал в интервью «ЕЭ»: «Я делаю свой театр. Он у меня в голове. Я рисую костюмы к спектаклям, которых нет. Я «бумажный художник», мои костюмы – это фантазия, они остаются на листе бумаги». В «Спящей красавице» грезы Валерия обрели плоть. На старых балетных фотографиях принца Дезире можно увидеть одетым в пышный камзол и бархатную шляпу с плюмажем. В эпоху Фокина и блестящих Дягилевских сезонов театральный стиль определяли великие художники Бакст, Бенуа, Головин. Валерий Кунгуров оставил парики и фижмы только королевской чете. Принца Дезире художник одел в легкий фрак с разрезными рукавами, на балетной пачке принцессы Авроры нарисовал невинные полевые цветочки. Некоторые персонажи и вовсе сменили традиционные пачки на многослойные юбки и приталенные жакеты…»5.
Артисты  миманса Государственного Академического Большого Театра, принявшие участие в  фото сессии,  проецируют мир художника  в реальность, благодаря стараниям фотохудожника Николая Величкина.
 Автор идеи, продюсер проекта Галина Мажейкина – художественный руководитель галереи искусств «Сад Роз» (Москва), лауреат международного фестиваля искусств в г. Магдебург (Германия)  2001, 2003, 2005. В 2002 г. награждения дипломом  Академии Художеств Санкт-Петербурга за вклад в развитие российской культуры в рамках ежегодного  художественного фестиваля «Мастер-Класс».

Статья опубликована в литературно-художественном журнале Футурум Арт №1(26)2011
Ссылка:
http://futurum-art.ru/archiv/nomer.php?id_pub=2918
здесь же можно посмотреть эскизы художника Кунгурова Валерия, часть фотосессии, и инсталляции Тоно.
Иллюстрация на заставке - работа  художника Валерия Кунгурова (Германия)


Рецензии
Это потрясающе

Энни Роуз   19.09.2015 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Галина Мажейкина   20.09.2015 08:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.