Климовский Шаляпин

 
 В 24 года стать дипломантом Международного конкурса вокалистов, и не где-нибудь, а в Италии, стоит дорогого. Тем более, что в отборочном туре в России участвовали 150 молодых исполнителей, а отобрано было всего восемь человек. Шестеро из них прошли в финал конкурса. Россия в очередной раз доказала, насколько она богата талантами. Как победителю конкурса, Димитрию Сарникову было доверено исполнение главной партии Командора в опере Моцарта «Дон Жуан». С постановкой этого гениального произведения молодые таланты должны были выступить на оперных сценах Шанхая, Чикаго, Нью-Йорка, Лос-Анжелеса, в театрах Европы. Было отчего у парня закружиться голове!


...…У Димы открытая и совсем мальчишеская улыбка. Беседовать с ним оказалось легко и чрезвычайно интересно.

Как нам обычно представляется детство музыкантов, ставших профессионалами? Изнурительные ежедневные занятия, репетиции, выступления перед гостями родителей…... В беседе с Димой  стереотип был разрушен. В школе Сарников музыкой практически не занимался, хотя и имел твердую «пятерку» по пению. Его манили совсем другие занятия. В круг интересов парня входили электроника, авиамоделизм, живопись. Когда стал изучать химию – увлекся пиротехникой. Но самым привлекательным для него оказался спорт, точнее, занятия разными видами единоборств. Заболел этим после просмотра художественного фильма с Брюсом Ли в главной роли настолько, что чуть на Тибет не уехал.

Школьным преподавателям с Сарниковым было трудно. Нельзя сказать, что он отличался хулиганством, скорее, просто всегда старался отстаивать свою точку зрения. Уж такой у него характер. «Неудобного» школьника в десятый класс не взяли, хотя он несколько раз лично ходил к директору. Тогда он решил поступать в Подольский лицей № 26. Интересно, что на экзамене по истории Дима вытащил тот же билет, что и в школе. Ответил блестяще и получил высший балл. А в школе за тот же ответ ему поставили «тройку»….

Как говорит Дима, лицей дал ему очень многое. Правила общения преподавателей и учащихся здесь были совершенно отличными от школьных. Юноша обрел новых друзей. Именно в этом учебном заведении он начал серьезно заниматься пением.

Запел Сарников совершенно случайно. Конечно, сначала, как и у многих 17-летних парней, была гитара. Появился новый круг общения, в заветную тетрадь переписывались тексты любимых песен. Возможно, прошло бы это увлечение, но однажды он встретил девчонок, своих бывших одноклассниц. Они пригласили его на репетицию команды КВН клуба «Эрудит» Климовской школы № 5. Дело в том, что в команде катастрофически не хватало парней. Ребята готовили новую программу, им потребовался исполнитель, который бы смог спеть песню басом. Встав в позу оперного певца и дурачась, Дима запел. Конечно, тогда у него был еще не голос, а только намек на него, но и этого хватило, чтобы руководитель клуба Надежда Николаевна Петеркова ахнула от изумления. Впрочем, Дима и сам был удивлен не меньше. А когда он окончательно понял, что обладает незаурядным голосом, обрадовался, отбросил все свои прежние увлечения и полностью отдался занятиям пением. К счастью, в лицее, где он учился, существовало творческое объединение под руководством Тамары Викторовны Володиной.


Димина первая победа была одержана на конкурсе «Юные таланты Подмосковья» 5 апреля 1998 года в городе Подольске. За исполнение песен «Голубые города» и «Русский вальс» он был удостоен третьего места. Для Сарникова это было признанием. Символично, что произошло это в день его рождения. Потом в жизни Димы было множество конкурсов, из которых он неизменно выходил победителем и обладателем первых премий, но то, третье место, для него навсегда осталось самым дорогим.

Еще во время учёбы в лицее Сарников получал множество приглашений выступить на различных концертных площадках. Талантливого парня звали работать с подольским духовым оркестром. Но Дима решил сначала получить хорошее образование. Его выбор пал на отделение «Академическое пение» в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных. Несмотря на то, что конкуренция была огромной, климовчанин поступил туда без проблем. И в этом, несомненно, большая заслуга руководителя вокального кружка при Доме культуры имени 1 Мая Михаила Федоровича Захарова. Он помогал парню готовить программу для приемных экзаменов в училище.

Нужно заметить, что Димитрию Сарникову везло в жизни на встречи с хорошими людьми. Среди них Виктор Николаевич Стулов – заслуженный работник культуры РФ, преподаватель по вокалу училища имени Гнесиных. Человек с огромным жизненным опытом, участник войны, за более чем полвека работы он воспитал целую плеяду учеников, которые теперь поют в ведущих  российских и зарубежных оперных театрах.  Для Димы он стал не только самым главным учителем, но и настоящим другом, умеющим и строго спросить, и поддержать в трудную минуту. Во время обучения на первом и втором курсах училища Сарников очень много выступал, порой в неделю бывало по три концерта, кроме того, постоянные репетиции... То ли от физической усталости, то ли от нервного напряжения у него произошел срыв, исчезла естественная подача голоса. Или, как говорят музыканты, будущий оперный певец «вылетел из вокальной формы». Немногие вокалисты, попавшие в подобную ситуацию, выходили из нее с честью. Профессиональные музыканты и преподаватели училища откровенно говорили Сарникову: «Ищи себе другую профессию». И лишь Виктор Николаевич Стулов был уверен в своем ученике. Он внушал Димитрию, что помочь себе может только он сам, занимаясь вокалом утром, днем и вечером.

Ученик последовал совету учителя. Он боролся со своей проблемой около восьми месяцев. И старание было вознаграждено. В один прекрасный день Дима осознал: все, что исчезло, вернулось к нему опять. Мало того, у него появилась полная уверенность в своих силах. Эта  помогло ему победить в марте 2002 года на открытом Всероссийском студенческом конкурсе «Bella voce» и заработать первую премию. Годом раньше Сарников уже пытался принять участие в этом конкурсе, но, не получив тогда благословения своего учителя, отказался от честолюбивых намерений. Тогда Виктор Николаевич дал ему очень важный совет, которого Дима придерживается и по сей день: для того, чтобы стопроцентно выиграть какой-либо конкурс, нужно быть готовым к нему на двести процентов. На студенческом конкурсе после исполнения Димитрием песни «Степь да степь кругом» ему устроили настоящую овацию, аплодировали даже после того, как певец ушел со сцены. Те из педагогов, которые в дни кризиса советовали парню искать себе другую профессию, отказывались в это верить. А вскоре, замечательно выступив на академическом вечере, Сарников окончательно убедил преподавателей в своих силах и вернул их интерес к своей персоне.

Не закончив Гнесинку, Димитрий продолжает совершенствовать свое мастерство в центре оперного пения Галины Вишневской. Галина Павловна лично прослушала Сарникова и приняла его на курс повышения квалификации. В июне 2004 года состоялся гала-концерт первого выпуска птенцов из «гнезда Вишневской». Димитрий тогда исполнил песню варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко», показав на сцене свои отличные «базовые» качества: хорошую дикцию, выразительное «пение слова», индивидуальность и артистизм.

Там, в центре Галины Вишневской, на Сарникова обратили внимание представители Голландского агентства и пригласили его в Италию. Димитрий считал, что едет на прослушивание, а оказалось, что он должен был в числе восьми российских певцов принять участие в Международном конкурсе в Вероне. В результате стал победителем и получил первую премию. Этот конкурс помог климовчанину трезво оценить свои силы. Он увидел уровень подготовки певцов из других стран, понял, что даже в своем возрасте может выдержать серьезную профессиональную конкуренцию.

Сразу после Вероны Сарников получил приглашение от знаменитой Нидерландской оперы, проработал там целый год дублером итальянской звезды Роберто Скандьюцци. Наш земляк великолепно зарекомендовал себя в этом, признанном во всем мире театре и получил ряд серьезных предложений выступить на европейских сценах.

Удивительно, но факт. При таких головокружительных успехах Димитрий продолжал учиться, стараясь успеть везде и всюду. После училища были занятия в Государственном институте театрального искусства, Академии имени Гнесиных.

Рассказывать о Сарникове можно долго. Но, чтобы лучше понять характер этого молодого человека, его отношение к жизни, хочется привести выдержки из нашего с ним разговора. Итак:
- Дима, что бы ты посоветовал тем мальчишкам и девчонкам, которые, как и ты однажды, обнаружили в себе какой-либо талант?

- Твердо считаю, что только трудолюбие может помочь добиться чего-то в жизни. Чтобы прийти к успеху, нужно очень много работать, читать необходимую литературу, просматривать видеозаписи, короче, заниматься самообразованием. И выходить на высокопрофессиональных людей, которые могут помочь раскрыться твоему таланту. Совершенству, как известно, предела нет.

- Насколько близок к совершенству ты сам? И не грозит ли тебе «звездная болезнь»?

- Уверенность в своих силах у меня есть, неоднократно доказывал это не только другим, но и самому себе. Слава Богу, есть у меня и ощущение вкуса, и трезвый взгляд на то, что делаю. «Звездной болезни» не ощущаю и предполагаю, что данный недуг проявляется не в поведении певца, а в отношении к нему людей. А поклонники у меня есть, к сожалению, по большей части за рубежом. Откуда-то берут мои фото, после выступления подходят за автографом. Приятно, конечно. Считаю это уважением моего труда.

- Дима, есть сцена, которая кажется для тебя недоступной?

- Уже нет. Когда учился в музыкальном училище, мечтал о «Ла Скала» и других знаменитых театрах мира. Теперь общаюсь с людьми, которые там поют. Сравнивая свой и их профессиональный уровень, понимаю, что скоро придет и мое время. По сложившемуся в оперном искусстве стереотипу, я еще очень молодой, бас начинает раскрываться годам к тридцати.

- Какие люди тебе нравятся?

- Те, которые не боятся сознаться в своих ошибках, знают свои слабости и могут признаться в них. Те, которые не врут самим себе, и принимают этот мир таким, какой он есть.

- У тебя это получается?

- Я стараюсь, хотя это совсем не просто.

- Не боишься устать?

- Очень боюсь! И не хочу! Поэтому иногда выделяю недельку для отдыха и отсыпаюсь. А если в эти дни занимаюсь вокалом, то только для себя, а не на широкую публику. Голос тоже должен отдыхать. Очень помогают расслабиться мои занятия фотографией.

- Следующий вопрос задаю по просьбе климовских девчонок. Понимаешь, конечно, что ты – завидный жених?

- Последнее время эта тема поднимается все чаще. Но о том, чтобы завести семью, я пока даже не думаю. И есть ли на свете та, единственная, которая согласится меня терпеть? Человек я достаточно сложный, в том числе, и в быту. Конечно, мне может понравиться какая-то девушка, и я могу с ней встречаться, как всякий нормальный парень. Но, к сожалению, мешают моя большая загруженность, частые и долгие отъезды. В общем, первым делом для меня пока пение.

- Ближайшие планы?

- Петь. Заниматься своим делом.

- В России?

- В Европе. В России у меня, если и бывают какие-то разовые выступления, концерты, то все это происходит как-то спонтанно. Связано это с тем, что музыкальная культура в нашей стране хромает на обе ноги, нет пока по-настоящему профессиональных агентств. Но даже не это является основной причиной. Самое главное – слабый интерес народа к оперному искусству. Особенно ярко это выражается в последние десять лет. А я ведь профессиональный оперный певец, и мне хочется, чтобы меня слушали люди, разбирающиеся в тонкостях данного вида искусства.

- После такого ответа очень хотелось бы поговорить о патриотизме…...

- По моему убеждению, о патриотизме надо меньше говорить. Свою любовь к стране, в которой живешь, нужно доказывать не словом, а делом. Считаю, что мне это удаётся в своём творчестве….
Вот на этой серьезной ноте мне и хочется закончить свой рассказ о нашем земляке, совсем еще молодом человеке Димитрии Сарникове. Но то, что встреча наша не последняя, знаю точно. Потому, что Дима не только замечательный человек и великолепный оперный певец, но и уже достаточно признанный фотохудожник. Занятие фотографией занимает в его жизни очень важную нишу. Поговорить об этом с ним мы собираемся при следующей встрече. И обязательно расскажем о ней своим читателям.
 
 


Рецензии