О многом понемногу

СТАЛ ЛИ Я РУССКИМ?

   Писатель Юрий Убогов  в повести « Молитва» писал, что мало родиться русским,  надо им стать. Я и подумал, стал ли я русским за свою сравнительно продолжительную жизнь. Но прежде нужно решить : какими нравственными, моральными качествами обладают русские люди, кто такой русский,  опишу свои представления об этом.
    Прежде всего, доброта ( а она у меня в каком –то количестве имеется), широта взгляда ( я вроде поэт широкого профиля), терпимость ( это у меня имеется),  терпеливость ( в определенной степени я терпелив), общительность ( я роде людей не сторонюсь), правдивость( и я не лгун), любовь к Родине( ее не лишен), смелость, отвага, любовь к людям, и еще многое другое.
   Позволю считать себя русским. Я всю жизнь прожил среди русских, но при этом почти всю жизнь прожил в Татарстане. Как иногда хотелось  жить на истинно русской земле, среди одних только русских. Татары народ не плохой, нужно толь ко искренне показывать свое внимание, уважение к ним.
     Русский народ православный, я признаю христианство, в определенной степени верующий. Своих одноплеменников люблю и уважаю, горжусь русскими. Недаром И.В.Сталин провозгласил тост за русский народ. История моего народа историческая. Есть , конечно, беды, которые причиняют страшный вред, в первую очередь пьянство. Но здесь играет  роль не правильно сложившееся мнение о вине: пьют за здоровье  яд, восхваляют вино, и т. д.
    Еще беда русских- излишнее смирение, излишняя покорность, излишнее  терпение . русские – не националисты, не шовинист, наоборот, они много страдали и страдают от пренебрежительного отношения к ним со стороны некоторой части определенных наций.  Есть среди них представители, которые ненавидят русских, вредят им , убивают, терроризируют.



ОДИН УМ ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ!



   Сегодня я услышал от Русского Радио такую фразу: « Решение жениться – последнее  самостоятельное решение мужчины». Автор этого интересного  изречения не совсем прав. Есть и будут все –таки мужчины с их решением, принимаемым пусть не совсем самостоятельно, хотя  он и женатый.
   Замечательно, когда в семье торжествуют совет и любовь.  Счастье в семье, если женщина – жена, мать,  умная , и мужчина всегда считается с ее умными советами. Можно вполне оправдать  мужчину, если он не будет считаться с светами и  мнениями не очень умной жены.
    Можно осудить мужчину, если он безропотно подчиняется не очень умной,  вздорной женщине , поддается ее давлению, то есть . когда он « подкаблучник». Мужчины не всегда  верно представляют женщин, не всегда верно представляем их умственные способности, моральные качества, их возможности, умения и навыки.
   Это же может относиться в отношении к мужчинам со стороны женщин. Да здравствуют взаимное понимание, уважение, дружба в семье! Все это очень благотворно сказывается на детях.



О НАШИХ МАТЕРЯХ

    Тема эта вечная и священная. Очень мало людей,  которые хотя бы изредка не вспомнят о своей маме, не поблагодарят ее, а иные и пожалеют, что рано она ушла из жизни.
    Мы преклоняемся перед женщинами прежде всего потому , что она мать, главный продолжатель рода человеческого, наших фамилий. Мужчине не свойственна присущая матерям такая же нежность, вечная забота, преданность, жертвенность.
    Все, вероятно, знают такую притчу: « Жили мама, сынок и сноха. Муж очень любил жену, был у ней под каблуком, а сноха очень не любила, ненавидела свою свекровь( за что, неизвестно).вот сноха и пристала к мужу: « Убей мать, иначе жить с тобой не стану». Сын оказался подонком, подлецом, негодяем. Выполнил ее требование, как она велела, вынул из тела сердце матери и бросил его на дорогу.  Как то по этой дороге проходил сын и услышал, как сердце сказало голосом матери: «Сынок, не запнись о мое сердце, не упади!»
    Вот в этом почти вся суть живых матерей. Не могу писать эти строки без слез.
    Я хорошо знаю только немногих женщин- матерей: мою родную маму Августу, тещу- Ольгу Федоровну, мою жену- Маргариту. Все они ушли в другой мир, Царствие им Небесное! Да упокоятся их души! Всем им я сердечно благодарен, кланяюсь им до земли!
    Моя мама была дочерью оружейного мастера Ижевского оружейного завода. Отца лишилась рано, ее мать , моя бабушка Александра, сумела дать ей высшее образование. Мама окончила Кировский педагогический институт, всю жизнь проработала учительницей по химии, была замечательным педагогом. С семейно жизнью ей не повезло. С моим отцом она развелась еще до моего рождения. Не по- человечески обошелся с ней украинский учитель. Вот и нас двоих мама тянула одна, выбиваясь из сил, как тощая лошаденка ,тянущая в гору тяжелый воз. Жизнь наша была почти нищенская.
    Кое- что написано в моих рассказах, в цикле «Моя  жизнь», опубликованных в этом сервере. Мама была очень заботливой и любящая нас с сестрой, матерью.
    Теща- Ольга Федоровна-  домохозяйка, мать двух дочерей- моей жены Маргариты и Лидии. Я им посвятил стихотворения: « Памяти любимой» и « Женственности нежной прекрасный образец». Они опубликованы здесь же.
    Ольга Федоровна была женою пароходного механика небольшого буксирного парохода. Дочерей она воспитала очень скромных, трудолюбивых, заботливых и целомудренных. Такую же воспитала и нашу дочь Людмилу.
    Мы прожили с тещей дружно. Я безмерно ей благодарен за многостороннюю помощь, в том числе и за воспитание сына  Александра  и дочери Людмилы. Она очень любила читать художественную литературу, особенно о любви, смотреть кинофильмы. Поварихой она была чудесной! А какие вкусные пекла пироги!
    До сих пор удивляюсь, как она умудрялась .на те деньги, которые от скудной зарплаты уделял муж , и плюс часть моей очень скромной стипендии аспиранта  замечательно, экономно  вести хозяйство.
     Жена моя Маргарита тоже была замечательной , доброй, заботливой матерью.
  Мы в вечном неоплатном долгу  перед своими матерями и должны все хорошее, что они привили, передали нам, передать своим потомкам!  .



МЫСЛИ , НАВЕЯННЫЕ БЕРЕЗОЙ

   Я живу в Казани, на ферме 2. Как правильно выразиться: живу . или проживаю, или доживаю? Один мой институтский товарищ  так выразился о пенсионерах: « Жизнь пенсионера основана на трех Д: доживание, донашивание, дожевывание.»
     Ферма 2 – это Учебный городок Казанского Государственного аграрного университета, Учебное хозяйство. Это историческое название. Еще при царе первая ферма была открыта в Белоруссии, вторая ферма вначале была земледельческим училищем для подготовки управляющих крупными поместьями. Какой это зеленый оазис я писал в поэме «Благодатный уголок Казани Ферма 2». Там я упоминаю о Березовой роще, о Сабантуях, которые ежегодно в ней проводятся. Береза- мое любимое дерево. По утрам я совершаю прогулку. Сидя на лавочке, смотрел на березу, прекрасное пышное дерево, которая росла между домами, на свободе, ничем не затененная,  и такие  мысли пришли мне в голову: «Ты растешь на свободе, никто и ничто тебе не мешает. Поэтому ты и раскрылась таким чудесным образом. Так же и с людьми. Если судьба благоприятствует человеку, если он не зарывает свой талант в землю, он раскрывается, как благоухающий , яркий, прекрасный цветок.
    Но сколько нераскрывшихся, не распустившихся цветков- людей на Земле! Кем он может стать, человек часто не знает. А иногда и знает, но тяжелые неминуемые жизненные обстоятельства не позволяют осуществить его мечты.
    Он или покорно переносит удары судьбы, или страдает и никнет, или озлобляется на судьбу, и хуже всего, на окружающих его людей, которые часто совершенно не виноваты в его горе.
   Наша святая обязанность , если мы заметили в ком- то ростки таланта, недюжинные способности, приложить все усилия для развития, раскрытия их, сохранить и приумножить
его дар.
    Еще древние философы утверждали: «познай самого себя!» Но как это часто бывает трудно осуществить! Но, дорогой мой человек, пытайся это сделать! Не опускай руки! Борись с собой и за себя! Да поможет тебе Господь!

ВОСПОМИНАНИЯ О ПОСЕЩЕНИИ ГРУЗИИ      

  Если бы не грузино-осетинская война,  я не стал  бы писать о кратковременном пребывании в очень небольшой части Грузии- радоновом курорте Цхалтубо. Что обратило на себя внимание в этом населенном пункте? Мы, больные. Купались в бассейне, в котором когда- то плавал не без известный Л.П.Берия. в этом же здании, рядом, располагался бассейн, которым пользовался Иосиф Виссарионович Сталин. Но туда никого никогда не допускали, на дачу  И.В.Сталина, которая располагалась в Цхалтубо.
     Охранник мне заявил: « Вы Сталина не любите, а хотите осмотреть дачу, дом , где он жил.». нас, курортников, возили на экскурсию в село Багдади  знакомиться с родным домом В.В.Маяковского. еще мы посетили пещеры. Путь к ним пролегал мимо места, где сохранились остатки следов динозавров. Гид же ограничился показом фотографий. Большое впечатление у меня осталось от самостоятельного  посещения примечательных мест Абхазии. Самое замечательное- это Афонские пещеры. ( Новый Афон). Зрелище незабываемое. Сталактиты, сталагмиты, очень высокие своды подземных залов.
    Сухуми- прекрасный город , там находится замечательный Ботанический сад. Посмотрел знаменитый обезьяний питомник, в том числе на стадо павианов, свободно разгуливающих на значительной огороженной площади.
    Прекрасны горы Кавказа,  его реки, Черное море, курорты Гагры, Пицунда и другие.



 О  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМАХ 

 Я очень давно не посещаю кинотеатров,
Художественные фильмы смотрю только по телевизору , и то по 8 программам, при чем канал  «Культура» уже давно наша общественная антенна не принимает. В статье я- рядовой зритель. Образование у меня аграрное. Сначала о самых хороших фильмах, которые , надеюсь, нравятся многим. Буду их называть по мере того,  как буду  вспоминать. Я не в силах и не вправе сравнивать их, определять им места и т.д. , и т.п.
       Первый фильм, который всплыл из памяти,- « Белое солнце пустыни». Потом из памяти пошли: « Ирония судьбы, или с легким паром!» , « Служебный роман», « Гараж». «Берегись автомобиля»,  «Государственная граница», « Место встречи изменить нельзя», « Двенадцать мгновений весны», « Мертвый сезон», « Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», « Война и мир», « Тихий Дон», « Комиссар».
       Замечательны фильмы- спектакли по пьесам А.Н.Островского : « Цветы запоздалые», « На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «» Лес», « Таланты и поклонники»  и другие. Чудесные фильмы « ревизор», «Мертвые души», « Анна Каренина», фильмы по пьесам В.Шекспира  « Отелло», « Гамлет», « Король Лир».,  « Ромео и Джульетта»,  и другие.
      Читатели, вероятно,  устали от перечислений. Полный перечень всех хороших фильмов, которые посмотрел, привести здесь невозможно. У каждого свой список подобного. Не нужно забывать о прекрасных старых фильмах , особенно где снимались знаменитости, еще я люблю смотреть хорошие индийские фильмы.
   Возникает такой вопрос: « А где же фильмы других стран?»  Помню объяснение одного
компетентного товарища: «  У нас с другими странами обмен фильмами.» Отсюда следует, что заграничные фильмы должны понравиться нашей стране( видимо, Кинопрокату), а наши фильмы соответственно другой стране. Этого не случается. А как же тогда с американскими фильмами? У меня нет сведений, что наши фильмы пользуются в Америке большим успехом. Возможно, я ошибаюсь. Но американских хороших фильмов показывают мало. Все дело могут решать деньги. Дешевые американские фильмы в изобилии текут к нам, чтобы оболванивать наш народ. .
     Очень хочется, чтобы все хорошие фильмы, которые показывают в кинотеатрах, обязательно показывали по телевизору!.





 

Резюме Васькова М.А. по книге Дейла Карнеги «  Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.»
Ростов на Дону, «Феникс», Москва, «Оникс», 1996.
   Как жаль, что эти правила были опубликованы после окончания моей лекторской деятельности!  А смог прочесть эту книгу тольо в 2009 году!


1. вырабатывайте в себе страстное желание овладеть правилами взаимоотношений  между людьми.
2/ искренне интересуйтесь другими людьми.
3.улыбайтесь.
4.помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
5/ будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
6 /говорите о том, что интересует вашего собеседника.
7. внушайте вашему собеседнику сознание его значительности. Делайте это искренне.
8. единственный способ одержать верх в споре-  это уклониться от  него.
9 /проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
 10. если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

11. с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
 12. заставьте собеседника сразу же ответить вам»да».
13. пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
14. пусть ваш собеседник считает, что  данная мысль принадлежит ему.
15. / искренне старайтесь смотреть  на вещи с точки зрения вашего собеседника.
16.Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
 Взывайте к более благородным мотивам.
17..драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
Бросайте вызов, задевайте за живое.
начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
18. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте вашего собеседника.
19. .Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
20. дайте людям возможность спасти свой престиж.
21. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
22. создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

23. прибегайте к поощрению.  Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, делайте так, чтобы  то, на что вы побуждаете людей, казалось им не трудным.
24. . добивайтесь, чтобы люди рады были сделать то, на что вы побуждаете людей, что вы предлагаете.
        семейная жизнь
25. Не нужно, не нужно придираться!
26. не пытайтесь  переделать своего супруга.
27. не критикуйте.
28. выражайте друг другу искреннюю признательность.
29. оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.
30. прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни.
31. будьте предупредительны.
         . о спокойствии
32. Если у вас возникают ситуации, связанные с беспокойством, то :
А. спросите себя, что является  самым худшим из того, что может произойти.
Б. приготовьтесь в этом случае примириться с этим в случае необходимости.
В. Затем спокойно продумайте, как изменить ситуацию.
33. помните о невосполнимом вреде, который беспокойство наносит вашему здоровью. Деловые люди, не умеющие бороться с беспокойством, умирают молодыми..
34. ставьте и отвечайте на вопросы:
1. о чем я сейчас беспокоюсь.
2. что я могу предупредить.
3. что я собираюсь сделать, чтобы решить проблему.
4. когда я собираюсь начать выполнение намеченных действий.
35.соберите факты.
36.  после тщательного анализа фактов примите решение.
37.  приступайте к действию, не беспокоясь о результатах.
38.а. в чем проблема?
Б. чем она вызвана?
В. Возможные решения.
Г. Какое решение самое лучшее?
39. будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе , иначе он иссохнет от отчаяния.
40. не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь очень коротка,
чтобы растрачивать ее по пустякам.

41.. изучите факты. Спросите себя: « каковы шансы по закону больших чисел, что событие, о котором я беспокоюсь, когда- либо произойдет?»
42. считайтесь с неизбежным.
43. задайте себе три вопроса:
А. как много то, о чем я беспокоюсь, действительно значит в моей жизни?
Б. на каком уровне мне следует установить «ограничитель» на этом беспокойстве, чтобы забыть о нем?
В. Сколько я должен заплатить за свисток? не заплатил ли я уже
больше, чем он стоит на самом деле?
Г. Благодарности надо воспитывать, в том числе и в детях.
44. не пытайтесь пилить опилки, пусть прошлое  хоронит своих мертвецов.
45. думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувствуете себя жизнерадостным.
46. никогда не пытайтесь свести счеты со своими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им. Никогда не думайте о тех людях, которые вам неприятны.
47. вместо того, чтобы переживать из- за неблагодарности, не ждите благодарности.
48. единственный способ обрести счастье- это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.
49. ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.
50. не подражайте другим, найдите себя и будьте собой.
51. когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
52. забудьте о себе, проявляя интерес к окружающим. Каждый день делайте доброе дело, которое вызовет радостную улыбку на чьем – то лице.
Заполняйте свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровьи и надежде, ведь наша жизнь- это то, что мы думаем о ней.
53. забывайте о собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. Делая добро другим, мы в первую очередь помогаем себе.
54. помните, что несправедливая критика часто является замаскированным комплиментом. Не забывайте, что никто никогда не бьет мертвую собаку.
55. критикуйте себя, просите других о беспристрастной конструктивной критике.
56. если вы не можете спать, встаньте , работайте до тез пор, пока
не почувствуете сонливости, помните, что еще никто не умер от недостатка сна. Беспокойство из-за бессонницы обычно наносит больший вред, чем сама бессонница.
57. отдыхайте, не дожидаясь усталости.
58. о нас судят по тому, что мы делаем, как мы выглядим, что говорим , и как говорим.
59. начинайте речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели.
60. нужно твердо знать то, о сем вы собираетесь говорить.
61. проявляйте уверенность,
62. практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!
63. подлинная подготовка к выступлению состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.
64. речь должна вызреть. Обсуждайте ее с друзьями, делайте ее предметом бесед.,
65. записывайте все мысли и примеры, какие приходят вам в голову.
66. подберите сто мыслей, отбросьте  из них девяносто.
67. создайте резервные знания,
68. не надо читать речь по бумажке и не надо заучивать ее наизусть слово в слово.
69. выступление- это путешествие , маршрут которого нанесен на карту.,
70. отличный план речи:
а/ добиться интереса и внимания ,
б/ завоевать доверие,
в/ изложить факты,
г/ привести мотивы, побуждающие людей действовать,
71. существуют три таких естественных закона запоминания:
Впечатление, повторение, ассоциация.
72 нужно:
а/сосредоточиться,
б/ внимательно наблюдать,
в/ надо получать впечатления при помощи возможно большего числа органов чувств, зрительное впечатление прочнее.
73. повторение с интервалами. Просматривайте свои записи за несколько минут до вступления.
74. единственный способ запомнить факт- это ассоциировать его с каким-нибудь другим фактом. Тот, кто больше обдумывает полученные сведения, устанавливает между ними более тесные взаимоотношения, будет обладать лучшей памятью.
74. мы продвигаемся вперед внезапными скачками и резкими рывками. Мы никогда ничему не научимся, совершенствуясь постепенно.
75. если студент будет добросовестно заниматься, он вполне может рассчитывать на то, что , проснувшись а одно прекрасное утро, окажется самым компетентным из самых компетентных людей своего поколения. Нужна настойчивость и непреклонная решимость.
76. акцентируйте важные слова подчиняйте им неважные.,
77. меняйте тон голоса,
78. меняйте темп речи,
79. делайте паузу до и после важных мыслей,
80. хорошее вступление- это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированная,
81. вносите в выступление свою индивидуальность, свойтвенную только вам, мастеру,
82. вкладывайте душу в свое выступление,
83. не выступайте, когда вы утомлены,
84. ешьте умеренно перед выступлением,
85. не делайте ничего, что могло бы подавить вашу энергию,
86..одевайтесь опрятно и изящно,
87. улыбайтесь,
88. соберите слушателей вместе,
89. позаботьтесь о том, чтобы воздух в зале был свежим,. 90.слушатели должны ясно видеть все черты вашего лица,
91. е становитесь ни за какими предметами мебели,
92. на сцену нежелательно помещать приглашенных людей,
93. начало выступления нужно тщательно готовить заранее,
94. вступление должно быть кратким и состоять не более, чем из одного, или двух предложений,
95. возбудите любопытство слушателей , по- человечески поведайте интересную историю, задав вопрос, начав с какой- либо потрясающей цитаты, не начинайте ваше выступление слишком формально,
96. концовка речи- действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели будут довольно долго помнить,
97. заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете,
98. тщательно готовьте концовку вашей речи заранее,
99. всегда прекращайте свое выступление  прежде чем ваши слушатели захотят этого,
100. не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей, стремитесь к свежести, создавайте свои собственные сравнения, имейте мужество быть своеобразным.


Рецензии