Королева Греции

Великая княжна Ольга Константиновна, королева Греции

Одетая в траур пожилая женщина сидит в некогда роскошно обставленной комнате. Теперь везде видны следы пожара. Женщина обмакивает перо в чернильницу и выводит идеальным почерком:
"Дорогой Верблюжонок! Хочу сказать тебе, что всему вина поганая политика Запада, поощряющая, а потом бросающая целые народы на произвол судьбы... Вообще, в мире неладно и во многих головах тоже..."
Женщина пишет и пишет, ей много о чем нужно рассказать. В конце она ставит подпись – "твоя Загогуля".
Так подписывалась Великая княжна Ольга Константиновна, королева Греции, в письмах к ближайшим друзьям.

Великая княжна Ольга Константиновна, королева Греции
(1851-1926)

Ольга родилась в 1851 году в Павловске в семье брата русского царя Александра Второго. Ее отец, Великий князь Константин, был выдающимся политическим деятятелем, морским министром, правой рукой своего императора. В молодости он женился на молоденькой принцессе – дочери герцога Саксен-Альтенбургского. Это был брак по любви, он не имел политического значения. Константин, человек с сильным характером, просто сказал «Она или никто!» и обвенчался с принявшей православие принцессой. Александра Иосифовна оказалось женщиной легкого нрава и недалекого ума. В царской семье ее прозвали «тетушка Санни».
Отец обожал маленькую Ольгу и записывал в дневники все, что с ней происходит.
"В Питере сегодня первая исповедь нашей сладкой Оли. Да благословит ее Бог".
Маленькая Ольга получила образование, необходимое ее статусу, и много занималась гимнастикой, поскольку «тетушка Санни» приучала ее следить за фигурой. Совершенную красоту матери Ольга не унаследовала, зато, как показали последующие события, была необыкновенно умна.
В 1866 году весь царский двор стоял на ушах – ждали приезда невесты наследника престола, Александра.
В Зимнем дворце организовали пышный прием.
Юную Ольгу Константиновну подвели к датской принцессе Дагмар.
Девушки сделали изысканный реверанс. Эта была самая что ни на есть официальная встреча, но Ольга увидела на лице принцессы лукавое выражение, как будто та хотела сказать – как здесь скучно! Скорее бы танцы!
Приняв православие, принцесса получила новое имя – Мария Федоровна, и была обвенчана с Александром, двоюродным братом Ольги.
Вскоре Ольга получила приглашение в Аничков дворец, где поселилась Мария Федоровна. Ольга приехала в гости, и простой визит вежливости стал началом дружбы, которую женщины пронесли через войны, революции и гибель венценосных родственников.
А тогда они были молоды и счастливы. Мария Федоровна привезла из Дании альбомы с фотографиями своих братьев и сестер.
Рассматривая фотографии, Ольга остановилась на одной странице… Мария Федоровна заметила эту заминку и пояснила:
- Это мой брат, Георг, наша гордость. Однажды Вы обязательно познакомитесь.
И Ольга стала ждать, когда состоится поездка царской семьи в Данию. По легенде, на одном из оконных стекол королевского дворца в Копенгагене можно увидеть старинную надпись…
"Великая княжна, в девичестве Ольга Романова, невеста короля Георга I. 1867 год…"
Их брак, действительно, сложился на небесах. Сам Георг полюбил Ольгу с первого дня знакомства, а их родители тем более были заинтересованы в успешном династическом союзе. В этом браке родилось восемь детей.
Еще в 1830 году сильнейшие европейские государства, включая Россию, признали Грецию, как независимую страну со столицей в Афинах. Греция, морская держава, была привлекательна для России, особенно в связи с непрерывными русско-турецкими конфликтами.
Европейские государства приняли решение установить марионеточный режим в раздираемой политическими разногласиями Греции.
Это была сложнейшая дипломатическая игра, шахматная партия, в которой Ольге поначалу принадлежала роль пешки.
Но Ольга Константиновна очень быстро показала себя самостоятельной личностью, а ведь ей было всего шестнадцать лет. Она изучила сложнейшую историю русско-греческих отношений и увидела – что бы ни вытворяли сильные мира сего, страдают от этого простые люди. В данном случае, страдали военные моряки, простые матросы, оторванные от родного дома русские мальчики, вынужденные жить на военных кораблях. Ольга Константиновна взяла шефство над русским флотом.
Русские матросы прозвали ее «наша королевушка», а греческие - величали не иначе как «Василисса тон эллинон», то есть королева всех эллинов.
Видя, как тяжело приходится морякам на чужой земле, Ольга устраивала на кораблях праздники с подарками. Особенно запоминающимися были рождественские елки.
Многие моряки, получившие подарки, вскоре отправлялись в зону военных действий и возвращались с тяжелыми ранениями. Ольга организовала медицинские курсы и сама же на них отучилась.
Построенные Ольгой многочисленные больницы и церкви существуют и сегодня.
Безвременно потеряв любимую дочь, Александру, королева эллинов купила на свои деньги место для русского кладбища.  Сейчас русская община спасает его от застройки бизнес-центрами и отелями.
До сих пор, в Греции Ольгу помнят и уважают.
Именно при ней в Афинах состоялись первые в современности Олимпийские игры!
Но, как бы не была занята Ольга, она все равно скучала по России. Однажды, она напишет удивительную книгу, в нескольких экземплярах дошедшую до наших времен, но так и не переизданную. Эта книга имеет 365 страниц и называется – Лермонтов на каждый день. И вправду, каждому дню соответствовали лермонтовкие строчки, эта идея была гордостью Ольги. Сейчас книга 1886 года стала библиографической редкостью и выставляется на аукционах.
"Лучший подарок для изысканных персон"-
гласит реклама.
В 1912 году террорист убил короля Греции, Георга Первого. Это событие прервало успешное развитие страны, начался политический кризис.
Оставив трон, Ольга Константиновна уехала в Россию, где ее всегда ждали. Она поселилась у брата, князя Константина, во дворце, перестроенном сейчас под Дворец Конгрессов.
"Наша старая тетя – просто душка" – так писала о ней дочь Николая Второго, великая княжна Анастасия.
Но Ольга Константиновна занималась не только воспитанием внуков – с началом первой мировой войны она организовала госпиталь в Стрельне и летучий медицинский отряд для отправки на фронт.
Ольга всегда была заодно с матерью Николая Второго, своей близкой подругой Марией Федоровной – так же, как она, ненавидела Распутина и была холодна с Александрой Федоровной, императрицей. Когда убили Распутина, Мария и Ольга выступили в защиту убийц и настояли на прекращении их преследования.
"Пусть будет воля Божья"
– сдался Николай.
Как только разразилась революция, Ольга переехала в Павловск и упорно, не стараясь сбежать и не боясь ареста, работала в госпитале. Большевики ее не тронули, ведь она была вдовствующей королевой чужой страны. Недоброжелатели распускали слухи, что Ольга Константиновна продалась большевикам.
Но это были только слухи – Ольга Константиновна ненавидела новую власть.
Неизвестно, что было бы дальше, и может, убийцы и переступили бы через политические условности, но Ольга получила письмо из Греции – сильно заболел ее сын. Его, действующего короля Греции, Георга Второго, укусила ручная обезьяна… Это комическое, на первый взгляд, событие окончилось трагедией – король скоропостижно скончался от заражения крови.
Ольга уехала в Грецию с намерением вскоре вернуться в Россию. Она не хотела верить, что уезжает навсегда.
Ольге Константиновне, пожилой женщине с плохим зрением, пришлось в течении месяца быть регентом Греции и решать все государственные дела.
 "В моих комнатах очень хорошо, тепло, но все кругом в прискорбном состоянии - мраморная чудная лестница без перил. Ничего не исправлено, потому что денег нет. Все идет на армию в Малой Азии и на бесчисленное число беженцев, отовсюду. Сердце за них болит, они такие несчастные! А наши изгнанники сильно страдают от малярии, от чахотки, происходящей от лишений. Их так всех много, что всем и помочь нельзя, и при этом получаю массу просьб о помощи со всех концов Европы от дорогих морячков и от других, а всем помочь невозможно. Я иногда хотела бы выть на перекрестках, громко и долго, от отчаяния! Совестно жить в удобстве при виде нищеты кругом!"
Но политические интриги в Греции были настолько сильны, что Ольга Константиновна при первой возможности покидает свой второй дом и едет к дочери в Италию.
В России она потеряла семнадцать ближайших родственников.
"И где все это происходит? В нашей ненаглядной, горячо любимой России!.. Я ее еще больше люблю, хотя вряд ли я могу ее еще больше любить; она для меня первое на свете; жалость к страданиям ее, к ужасным испытаниям ее как будто еще усиливает любовь. Увижу ли я когда-нибудь мою Родину опять, мой рай земной?"
В отличие от изгнанной императрицы-матери Марии Федоровны, бывшая королева эллинов участвует в жизни русской эмиграции и ведет общественную деятельность. Она еще успела полюбоваться на невероятно красивых внучек. Но то, что случилось с Россией, убило ее:
"Я теперь осталась последней из нашей семьи..Ни братьев, ни родного очага...Как грустно жить в изгнании, как меня тянет под собственный кров..."В 1926 году она умерла в Риме. После восстановления в 1936 году греческой монархии, ее прах перезахоронили в усыпальнице греческих королей.
Сейчас любой образованный гражданин Великобритании знает, что русская княжна Ольга Александровна Романова является прабабушкой принца Чарльза.(Сын Ольги Андрей (1882—1944) женился на Алисе Баттенберг, в браке родился Филипп, герцог Эдинбургского (р. 1921), ставший мужем нынешней королевы Англии.)
"Как же такое могло случиться с Россией?" – спрашивали ее дети.
И она отвечала –
"Суд человеческий также отличается от Суда Божия, как и сам человек отличается от Господа... Но надо терпеть, терпеть и терпеть, терпение - великая энергия".


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.