Билет в жизнь

                Холодным февральским утром в заброшенном складском помещении проснулся юный паренек по имени Саша. Он потянул руки вверх, и начал ритмично размахивать ими в разные стороны, разминая замерзшие конечности. Встав на ноги, скинул с себя остатки от картонных коробок, служившие ему одеялом и побежал трусцой на месте. Прошедшая ночь показалась ему одной из самых холодных в эту зиму. Очень сильно хотелось позавтракать, но единственной снедью припасённой с вечера была небольшая булочка, заботливо спрятанная под старый ватник. На складе Сашка жил уже третью неделю, сюда его позвали такие же беспризорники. Ему не нравились эти ребята, они были грубыми, часто посмеивались над ним. Главным был Женька, семнадцатилетний парень, живший на улице уже четвертый год, именно он нашёл этот склад, расположенный в тридцати минутах пути от железнодорожного вокзала. Вокзал являлся основным местом, где можно заработать денег, несмотря на гонения со стороны милиции. Большинство ребят умело опустошали карманы зазевавшихся пассажиров, но Сашке совесть не позволяла совершать кражи. В итоге он приносил меньше всех денег на вечерние сходки, за что ему и доставалось.

                На улице окончательно рассвело, и обитатели склада проснулись. Отсутствие завтрака стало уже устоявшейся традицией – так что вскоре все выдвинулись на «работу». Сашка в числе остальных пошёл в сторону вокзала. Он попрошайничал неподалеку, подавали, конечно, мало, но на то, чтобы вечером скинуться в общак хватало. У него была идея петь в трамваях – там и ментов меньше и щепетильных пенсионерок больше, но к своему сожалению никаких подходящих песен в свои тринадцать лет он не знал.

                Всю жестокость окружающего мира Сашка осознал три года назад. Его мама тогда тяжело заболела. Она угасала на глазах, и уже через месяц умерла. Отец первое время держался, по крайней мере, работал, несмотря на злоупотребление спиртным. Но спустя полгода его выгнали и совсем ещё маленький Сашка на себе ощутил весь ужас совместного проживания с пьяницей. Он старался подольше задерживаться в школе, в надежде на то, что по его возвращении отец уже будет пьян в усмерть и не будет его доставать. Главным местом пребывания была библиотека – его увлекало чтение. Он предпочитал приключенческие романы, а любимой книгой были «Приключения Тома Сойера». Но, рано или поздно приходилось возвращаться домой, где ситуация день ото дня не менялась. Спустя год в квартире стало совсем пусто – вдовец потихоньку пропивал вещи. Единственной радостью был маленький чёрно-белый телевизор, который отец не мог продать – он попросту был никому не нужен. Денег в доме не водилось, а те, что появлялись, пропивались сиюминутно. Свободное от школы время теперь приходилось тратить на собирание бутылок – Сашке попросту нечего было есть. Он стыдился того, что ему приходится этим заниматься и очень сильно переживал, что кто-нибудь из школы узнает об этом. Догадаться о бедственном положении дел в семье Куникиных было не сложно. Саша ходил в одежде, из которой уже вырос, у него не было своих учебников – приходилось постоянно брать пособия у одноклассников, но причин сходить домой к неблагополучному ребенку классный руководитель не видел. Зачем лезть в чужую семью? – ведь мальчик учится на «отлично»! По выходным Саша просыпался рано, ему нравилось смотреть розыгрыши лотереи по телевизору. Он мечтал, что когда-нибудь тоже купит лотерейный билет и обязательно выиграет, и тогда ему удастся уехать от своего ненавистного папаши, который в состоянии опьянения становился всё более буйным – пару раз он уже поднимал руку на сына. В свой двенадцатый день рождения Саша купил себе, на скопленные деньги, вафельный торт, за что и получил тумаков – ведь отцу выпить хотелось! Это было последней каплей – терпеть дальше не было сил. А через две недели Куникин-старший умер, перепив какого-то денатурата.

                Юный мальчуган вспоминал, как в тот день рождения впервые в жизни серьёзно разревелся. Лежа в своей кровати, накрывшись с головой, колючим одеялом, плача и периодически сыпля проклятия в адрес своего отца. «Я тебя ненавижу, урод! Когда же ты, наконец, сдохнешь!» - яростно кричал мальчик. Спустя две недели он прокручивал в памяти все эти события и очень сильно боялся. Саше казалось, что это он навлёк на отца беду. Ему представлялось, что всё могло произойти по-другому. Он смотрел, как гроб единственного близкого ему человека забрасывают мёрзлой землей и Саше становилось не на шутку страшно. После, его определили в детский дом, где жизнь тоже была не сахар; и откуда он впоследствии сбежал, прожив там немногим больше года. Единственным светлым воспоминанием из интерната была набожная воспитательница, которая поведала ему много всего интересного о православии. С тех пор в самые грустные и тяжелые времена он находил утешение в молитве.

                Жители города кружились в праздничной суете. На календаре сияла красная дата для миллионов людей – 14 февраля. Даже, неожиданно морозная погода не могла испортить день всех влюбленных. Саша осознал, что сегодня за праздник, ближе к вечеру, на тот момент из-за нахлынувших воспоминаний у него в кармане скопилось не более двадцати рублей. Необходимо было брать себя в руки. Он постарался сделать жалобное лицо и стал ходить от одного прохожего к другому, протянув маленькую замёрзшую руку. Прохожие, несмотря на спешку, часто подавали беспризорнику. Подобно футбольному мячу Саша перемещался от одного человека к другому. Некоторые люди так торопились, что попросту не замечали мальчишку, поэтому его постоянно толкали. Вскоре у него накопилось достаточно денег, чтобы вернуться на склад. Саша прошелся к главному зданию вокзала, чтобы посмотреть на время. На часах была половина седьмого. Возвращаться на ночлег было рановато. Как правило, вся компания собиралась на складе в восемь вечера. 
 
                Сашка побродил по теплому зданию вокзала, потом присел на кресло в зале ожидания и принялся считать сегодняшний доход. Результатом он остался доволен, хотя ничего лишнего на эти деньги купить не получится, отдать Женьке придется практически всю сумму. Этот факт его расстроил. Он снова задумался о чем-то своём. Несколько минут мальчуган провёл в одной позе, устремив свой взгляд в точку. Выйдя из состояния ступора, Саша ещё раз огляделся по сторонам, и его взор привлек заснувший мужчина средних лет, сидевший через кресло от него. Выглядел он вполне опрятно, рядом с ним стояла дорожная сумка, на которой лежал букет цветов и свежая газета. Присмотревшись, в сгибе газеты мальчик увидел вложенный лотерейный билет. Ошибки быть не могло, Сашка сотни раз рассматривал такие билеты на витринах киосков. В голове мгновенно созрел план, предусматривавший нарушение одной из главных заповедей, которые ему ранее удавалось соблюдать – «Не укради!». В данном случае он не мог совладать с собой. Сердце бешено заколотилось, обеспечив стремительный прилив крови к мозгу, даже в глазах немного помутнело. Саша огляделся по сторонам – все окружающие были заняты своими делами. Он резко выхватил билет из сложенной газеты  и бросился бежать, что есть сил. На его месте, любой опытный воришка ушел бы с места преступления со спокойным видом, но мальчика переполняли эмоции. Он бежал без оглядки около пяти минут, после чего остановился, внимательно изучил билет, и был просто ошарашен суммой возможного выигрыша. Юный правонарушитель стоял в темном дворе и соображал, что делать дальше. Тираж состоится через три дня. Он убрал билет в стоптанный ботинок, под пятку, чтобы спрятать свой лучик надежды от посторонних глаз и медленно поплелся в сторону склада, терзаемый угрызениями совести.

                Три дня тянулись целую вечность. Подросток не находил себе места, и ещё больше замкнулся. Ребята со склада замечали это, но вместо того, чтобы поддержать стали еще больше издеваться над ним. Саша по пятьдесят раз на дню бегал на вокзал посмотреть на часы. Время тянулось необычайно долго. В день, накануне лотереи он принес в общак меньше половины от требуемой суммы. В тот же вечер было придумано наказание - его оставили без ужина. Он, в свою очередь, верил, что всему этому вскоре придёт конец. В день розыгрыша лотереи Сашка рано утром примчался в киоск, где производилась продажа билетов. Продавщица его огорчила, тем, что розыгрыш еще не состоялся, а выплаты производятся, лишь со вторника. Мальчик был ошарашен. Ждать еще целую вечность, казалось, невозможным, но другого выхода не было. Он без особого энтузиазма весь день провел около вокзала, а к вечеру, с удивлением, обнаружил, что заработал больше обычного. Безутешный вид юного мальца, и бесконечная грусть, читающаяся в его небесно-голубых глазах вкупе с периодически проступающими слезами на лице дали неожиданный результат. Саша немного приободрился – сегодня ему не достанется тумаков.

                Вечером компания устроила гулянку. Ребята каждый день нюхали клей, иногда бензин, пили портвейн или еще что покрепче. В особенно удачные дни они злоупотребляли всем этим безудержно. Сашка был единственным, кто держался в стороне от этого. Таким образом, он только усиливал общую неприязнь. На тот момент, когда все уже были в состоянии сильного опьянения, он тихонько улизнул со склада. Лучше померзнуть еще два часа на улице и дождаться пока все заснут, чем выслушивать их пьяные насмешки и непрекращающиеся предложения выпить. Мальчишка ушел подальше от склада и еще долго размышлял над своей жизнью, разглядывая хлопья снега, не спеша опускающиеся на землю.  Ему вспомнились слова матери о том, что «На чужом несчастии – счастья не сделаешь!». Он задумался, правильно ли поступил, украв лотерейный билет – конечно нет! Но, быть может, в любом правиле есть свои исключения?

               Минуло еще три ночи, наступил долгожданный вторник. Саша всю ночь ворочался, поспал от силы час. Его воображение рисовало довольно четкие картины дальнейшей жизни: возвращение в школу, возможно, новые любящие родители, походы в парк по выходным, большой цветной телевизор и своя теплая уютная комната. Он не думал о том, что даже если судьба будет к нему благосклонна, в дальнейшем станет трудно жить с солидной суммой денег. В его мечтах всё обустраивалось само собой. Мальчик много молился в последние дни. Он просил не столько денежного выигрыша, а всё больше простого счастья, о котором может мечтать беспризорник.

               Юный мальчуган в большом засаленном ватнике, бежал, спотыкаясь и поскальзываясь на каждом шагу, в сторону киоска с надписью «Лото - миллион». Лоток открылся всего десять минут назад. Сашка остановился у ларька, постучал и протянул, в открывшуюся дверь, своё сокровище. Продавщица сверила цифры в билете, после чего её лицо сильно вытянулось, а сама она заметно разволновалась. В течение трёх минут мальчик робко стоял около киоска, наблюдая через маленькое окошко за суетливыми метаниями полненькой женщины, которая вновь и вновь сверяла цифры на билете.  Лицо продавщицы приняло серьезный вид:
       «Ты где билет этот взял?» - грубо спросила она.   
       «Я, это… мой билет» - несмело ответил подросток.      
       «Ты мне тут зубы не заговаривай! У тебя и денег-то нет таких. Посмотри на себя, оборванец! А ну, брысь отсюда, пока милицию не позвала!»   - её лицо принимало все более злобный вид.   
       «Но это мой билет, я, что ничего не выиграл?»       
       «Тебе и в лотереи то участвовать нельзя, ты еще маленький!» После этих слов мальчик разрыдался в голос. Он попросту не верил в происходящее.   
       «Ну ладно, не реви! Вот тебе двести рублей, твой выигрыш, а теперь убирайся отсюда, и чтоб я тебя больше не видела!» - по выражению лица продавщицы было понятно, что никакие слезы сумму выигрыша не увеличат.   

               За всю жизнь мальчика так никогда не обижали. Теперь ему, казалось, что все его мечты обречены. Он интуитивно догадывался, что продавщица его обманула. Сашка весь день просидел на вокзале, а вечером сдал в общак весь свой выигрыш. Сумма была вдвое больше обычной, но даже это не заставило остальных проявить благосклонность к Сашке. В этот вечер ребята вновь устроили вечеринку. Несчастный мальчик старался держаться в стороне, но в определенный момент поддался уговорам и присоединился к остальным. Уже через час Сашка уже попробовал почти всё, от чего пытался оградиться ранее. Он почувствовал себя намного увереннее, начал шутить, веселиться. Все остальные смеялись над ним. Он ходил, спотыкаясь, его лицо приняло глуповатый вид. Сашка на спор выпил залпом полбутылки портвейна, после чего окончательно перестал контролировать происходящее. Вскоре спиртное закончилось, и было решено отправиться за добавкой всей шумной компанией к зданию вокзала. Погода на улице стояла теплая, поэтому пьянку продолжили прямо около павильона. Саше стало совсем плохо, а его, тем не менее, заставляли пить еще. Прошел час, ребята стали замерзать – пора было возвращаться. Единственное проблемой стало полумертвое тело юного паренька, чересчур перебравшего со спиртным. Тащить подростка на склад желания не было, и чтобы избавиться от недавней «белой вороны» его посадили в отправляющуюся электричку. Угрызений совести никто не испытывал и все спокойно побрели на ночлег. 

                * * *

               Отец Александр так и не узнал, как попал в ту электричку. Практически всю дорогу он спал, а когда очнулся, оказался за двести километров от родного областного центра, в небольшом городке. Юный мальчуган тогда перепугался до смерти, и в полупьяном состоянии пошел в неизвестном направлении. Его сил хватило ненадолго, и спустя час он рухнул в сугроб. На следующий день Сашка проснулся в уютной тёплой комнатушке. Его нашли около мужского монастыря и приютили. Настоятель хорошо к нему относился, а мальчик в свою очередь старался оправдать оказанное доверие. Спустя несколько лет Саша поступил в духовную семинарию, а после получил сан. Он навсегда запомнил урок, который преподнесла ему судьба, и всю оставшуюся жизнь помогал людям найти свой путь. Долгие годы его мучил вопрос суммы выигрыша по тому лотерейному билету, но ответ он так и не узнал. Со временем его интерес сошел на нет, ведь, в любом случае, свой «джек-пот» Саша получил. 


Рецензии