Памяти мастера

               
                Когда человек умирает,
                Изменяются его портреты.
                По-другому глаза глядят, и губы
                Улыбаются другой улыбкой…
                Анна  Ахматова

      
          Сегодня настоящий абакумовский февраль — солнечный и морозный. Словно природа улыбнулась нам. А может, и сам художник. Мы уже давно привыкли к тому, что именно в этот день — 25 февраля народный художник России Михаил Абакумов традиционно открывал свою новую выставку. Вечером к Дому Озерова текли людские ручейки, чтобы встретиться с художником, увидеть его новые работы. И вот теперь этого никогда не будет. Грустно сознавать всё это.
Мы с Михаилом Георгиевичем одногодки. И вот теперь его не стало… И сразу сузился вокруг меня интересный мир.
Коломенский Посад — особенное место в истории Коломны. В самом его сердце, на улице Островского, стоит небольшой домик — мастерская русского художника Михаила Абакумова. Это действительно важное место для всех нас, потому что вместе с художником прославлена и наша родина. Вскормленный древней Коломной, вдохновлённый её сказочной реальностью, Абакумов смог живо и многообразно воспеть в своих полотнах красоту нашего вечного и древнего города. И даже бывая за пределами России, в других странах, он везде оставался русским живописцем…
Любая его выставка всегда оказывалась в центре внимания прессы и всех тех, кто интересовался искусством вообще и русской живописью в частности. О его работах говорили, спорили, ими восхищались. Они впечатляли, создавали настроение. В картинах Михаила Георгиевича была  тайна, недосказанность, которая открывала простор для воображения любого зрителя…
Многие называли Абакумова поэтом русской провинции. Я бы назвал его просто правдивым художником, который показывал нам тот мир, в котором мы имеем счастье пребывать. Абакумов был художником от Бога. Он знал радость работы, которую выполнял в полную меру сил. «Знал», — больно, но приходится теперь говорить о мастере в прошедшем времени. И всё же… То, что сделано им, сделано надолго, на многие столетия переживёт своего создателя, сохраняя в сознании живущих его облик, черты судьбы.
Народного художника Михаила Абакумова нельзя было упрекнуть в однообразии, хотя на первый взгляд могло показаться, что слишком часто встречаются одинаковые композиционные решения, сходная среда («Золото России». 1991; «Россия». 1993). Его живопись, по существу, имела много граней, с трудом вписывающихся в его палитру: необычен взгляд художника
на мир, на способы его отображения. Большинство его картин лиричны («Утраченные россы». 2004; «Апрельский вечер». 2004; «Вечная дорога». 2004). Но есть и другая сторона его творчества, продиктованная высшим смыслом. Это чувство ответственности за всё, что видел и чувствовал художник («Осень в Коломне». 1988; «Тучи с запада». 1990–1993; «Последний дозор». 1995). Он однажды сказал: «Художник должен отражать красоту Божьего мира». И это были не просто красивые слова, это был девиз
всей его творческой жизни. Но как труден этот путь! Надо было не отойти от себя, от своей правды. И это была настоящая битва!  Стоит вспомнить слова  Михаила Анчарова: «Бетховен в самый тяжёлый для себя момент написал, ломая белый грифель о чёрную доску: «Жизнь есть трагедия, ура!» Не в том смысле «ура», что он приветствовал несчастье, а в том смысле, что трагедия — это всегда битва света против тьмы… Поэтому трагедия всегда оптимистична, и да здравствует эта битва!»
В этой битве Михаил Георгиевич многое успел сделать, многого добился. У него ещё хватало времени помогать другим… Помню, как трудно создавался первый номер «Коломенского альманаха». Катастрофически не хватало денег на его издание. На «горбатом мосту» в Москве шахтёры требовали выдачи заработной платы. А мы у себя в уездном городишке ходили с шапкой по кругу и просили денег не на хлеб, а на книгу. Выручил Михаил Георгиевич: он выставил на продажу две свои картины, чтобы полученные деньги передать для выпуска коломенского журнала. Точно так же поступили его братья по цеху: Сергей Циркин, Евгений Гринин, Алексей Фёдоров. Так во время войны поднимались из окопа и поднимали в атаку своих бойцов командиры.
Не одними картинами накапливается биография художника. Ещё и поступками. Случай с финансированием альманаха помог мне увидеть нравственное начало Абакумова. Или по меньшей мере почувствовать его особенность, его, если так можно выразиться, код. Я стал воспринимать
абакумовские произведения иначе и судить о них, исходя из авторского внутреннего замысла, не пытаясь подобрать какие-то неподходящие ключи.
Дивной, но невидимой магнетической силой обладают земля и человеческое сердце. Абакумовское сердце именно такое. Будь оно другим, он, наверно, прожил бы лет на тридцать больше. Сердце его было щедрым и добрым. Когда Михаил Георгиевич под Вологдой построил себе дом, он не мог наслаждаться дикой красотой русского севера один, а вёз с собой на лето коломенских друзей. Так побывали в тех краях писатель Валерий Королёв,
художник Евгений Гринин. А мне он привёз оттуда дивный сюжет для рассказа «Отпуск в одиночку», который я, конечно же, посвятил дарителю.
Антуан де Сент-Экзюпери однажды сказал: «Наши близкие не умирают, они просто становятся невидимыми». Давайте и мы так жить и чувствовать, что Михаил Георгиевич живёт среди нас. Не торопитесь отходить от его картин, постойте в магнитном поле абакумовского солнечного света. Может, вам повезёт больше, чем другим, и рядом с вами замедлит свой шаг и остановится около вас великий маэстро русской живописи.   
Грустно сознавать, что пятнадцатый номер альманаха создавался без Абакумова. Как он нужен был Коломне! Нужен был каждый день! Академик живописи, народный художник России Михаил Абакумов оставил нас. Горестная утрата для отечественного искусства… Но ещё горше, ещё острее ощущается эта потеря в Коломне! Ибо Михаил Георгиевич Абакумов не просто наш земляк. Его картины — зримое воплощение коломенского духа. В известном смысле он и сам был Коломной. 
Абакумовский город — особый феномен. Глядя на эти полотна, мы узнаём и в то же время не узнаём Коломну. И не только потому, что перед нами идеализированный художественный образ, возвышенная «вторая реальность». Но и оттого также, что сам город изменился. Коломна шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов ушла в прошлое. Разрушены многие дома, бездарным строительством искажена дивная панорама. Недаром сам художник говаривал: «Сегодня в Коломне писать нечего».
Но древняя крепость, словно сказочный Китеж-град, сияет в холстах
живописца. Она бессмертна. И это бессмертие подарил ей Михаил Абакумов. Сегодня, читая Лажечникова, мы видим старинных героев в «декорациях», созданных графикой Казакова. Но пройдут десятилетия, века протекут, а наши потомки будут представлять себе современные  словесные образы в том мире, который нарисовал для них чудесный пейзажист. Скончался художник, и нас не станет, но абакумовская Коломна будет всё той же — прекрасной и бесконечно таинственной.
         Абакумов был великим мастером пленэра — живописи на открытом воздухе. Он сочетал в своём творчестве яркость импрессионизма и глубину
русской классики. Трудно среди современных живописцев найти равных в этом жанре нашему славному земляку.
Объём его картин — от крошечных этюдов до огромных полотен — складывается дерзкими мазками — стремительными, словно грозовой ливень. Но эта цветовая мозаика непостижимым образом всегда собирается в цельную картину — яркую, выпуклую. Речная вода, небо и облака, купы деревьев и каменные гребни крепости — всё это живое, наполненное дыханием…
И нам выпало удивительное счастье — не только созерцать эту красоту, но и видеть, как она созидается, возникает на наших глазах как бы из ничего. Современники Феофана Грека поражались удивительной внешней лёгкости, с какой он создавал свои шедевры. Мастер мог во время работы свободно расхаживать, беседовать о чём-то, а его чудесная кисть в это время словно сама собой творила дивные образа.
И подобно ему спустя шестьсот лет наш современник, Михаил Абакумов с такой же непостижимой лёгкостью подходил к мольберту, разговаривая, обращаясь к собеседнику, а тем временем из-под его кисти, точно по волшебству, возникал натюрморт или портрет необычайной живости и силы.
Так вспомним художника: пусть Михаил Георгиевич останется в наших рассказах и мыслях — не «приглаженным», а живым, будто во время работы над новой картиной.
 


Рецензии
Получил интересную информацию о творчестве Михаила Абакумова читая, Виктор, Ваш добротный рассказ. Много примеров, фактов, теплых слов о художнике.
С УВАЖЕНИЕМ!

Бессар   24.03.2011 19:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.