Я ничья! Я свободна!

      Так, что же я имела в Румынии? Свободу! Свободу личности и свободу передвижения. Что касается гражданки Союза, то в Румынии никому не было до меня дела. Я имела только право на учёбу и на труд. И за это спасибо!
      Что до Советского посольства, так им было всё равно, что я делаю и куда я еду. Я была свободна от политических притязаний с обеих сторон. В Румынии я не имела право голоса, поскольку сохранила Советское гражданство.
      Право голоса в Союзе я сохранила, но на мой вопрос в Посольстве, «а как же я буду голосовать?», Консул улыбнулся и сказал, «конечно же, мы Вам сообщим об этом, когда придёт время».
      Время не приходило до 1988 года, а в Румынии я жила с 1960 года. Только когда началась «перестройка» по Горбачёву, о нас, россиянах проживающих в Румынии, вспомнили и даже привезли урны для голосования в город Клуж всего для трёх советских граждан
      Помню, как-то мы с коллегами решили поехать во Францию, тогда это было недорого. Будучи законопослушной гражданкой Союза, я пришла в наше Посольство и попросила визу. «Визу? Куда? На выезд, это не к нам. На въезд, это во Французское посольство». Меня удивило и немного обидело безразличие к моей персоне.
- «Поймите, - объяснили мне, - для нас Вы покинули родину, и теперь Вы должны разбираться сами со всеми своими проблемами. Можете ехать, куда хотите, оставаться за границей, сколько и где хотите, мы не против. Единственное о чём мы можем Вас просить так это о том, чтобы Вы всё-таки пошли в наше посольство, в любой стране, и сообщили бы о своём пребывании в этой стране и сколько времени Вы захотите там быть. Это нужно для того, что если с Вами что-либо случится, то мы должны будем сообщить Вашим родственникам о происшедшем событии. Вот и всё! В остальном же, Вы свободны в своём «полёте» за моря и океаны!».

                *****

      Сохранив советское гражданство, я получила и «безнаказанную» свободу действий, что касается любых моих поездок в любую страну мира. Я была абсолютно свободна! Мне нравилось слушать рассказы моего мужа в деталях, о его поездках в разные страны по обязанностям службы. Тогда мне казалось, что это я сама путешествую и вижу всё, но его глазами. Сама я никуда не ездила, кроме как к себе домой к родителям в Союз и обратно.
      По румынским законам, кстати, так же как и по советским, индивидуальный туристический бизнес, как бизнес, не существовал. Однако люди всё-таки ездили в разные страны, но только группами.  Поэтому, когда мои коллеги узнали, что я могу самостоятельно поехать куда хочу и на сколько хочу, ребята подбили меня на поездку в Италию.
      Я не верила, что это возможно, но они, уговаривая меня, даже нашли человека согласившегося помочь мне в этом. Вообще-то помощь была взаимовыгодной.
      Человек этот был итальянцем, у которого в Румынии была невеста, но сначала он должен был заплатить довольно большую сумму государству за право на ней жениться. Это своего рода «выкуп» за невесту. Государственные службы были не против брака румынских женщин с женихами из других государств, но они предъявляли жениху счёт за обучение невест в румынских государственных учебных заведениях. Чем выше было образование невесты, тем дороже она стоила.
      Так случилось, что выпустить-то из страны меня выпускали, но не обменивали мне из румынской валюты (румынские леи), ни копейки на любую другую валюту, объясняя это тем, что я не румынская гражданка. Как сказал мне один из работников банка:
- «Мы не имеем права выдать Вам даже дырявый доллар!».
      Значит, денег на путешествие у меня не было! Поэтому предложение моих коллег меня устраивало.
      Перед тем как отвезти сына к родителям в Союз, я просто из любопытства подала документы на получение выездной визы из Румынии, не веря в положительный результат. Результат был положительным, визу мне выдали.
      После возвращения из Союза, я уже использовала одну половину своего отпуска, вторую же половину отпуска я всегда оставляла на зимние каникулы для ребят, чтобы ездить с ними в горы.
      Поставленная перед фактом, что выездную визу мне всё-таки дали, во что я не верила, я растерялась. С итальянской въездной визой у меня проблем тоже не было!
      Ради такого экстраординарного случая мой шеф разрешил мне взять дополнительный отпуск на две недели, но за свой счёт и с условием, что я вернусь точно в назначенный срок обратно на работу.
      Поездка индивидуального туриста за границу была настолько удивительна для моих коллег, что они не сомневались в уникальности моей возможности вообще уехать из страны и не вернуться. Именно поэтому мой шеф так настаивал на сроке возвращения и сказал мне, что у него будут большие неприятности, если я нарушу наш уговор.
      Старший сынок был у моих родителей в Союзе, а младший находился дома под присмотром няни Ани.
      Как всегда, соглашаясь со мной по многим вопросам, мой супруг не возражал против моего путешествия, хотя, как мне показалось, был этим не очень доволен. Надо признаться, что он был всегда до безобразия и беспричинно ревнив, что часто бывало темой наших размолвок, поэтому путешествие « в страну канцонетт и кавалеров», тревожила его больше, чем его беспокойство за моё путешествие в неизвестность.
      Мне дали рекомендательные письма в Италию и фотографию Винченцо, жениха невесты, которой в Румынии я оставила часть денег в леях, от суммы «выкупа» за неё, с тем, чтобы Винченцо вернул мне долг в итальянских лирах в Италии.
      Билеты на поезд, на всякий случай, я купила - «туда и обратно» - Бухарест-Рим, через Флоренцию и Болонью, по восточной части Италии, а обратный билет был куплен, Рим-Пиза-Милан, по западной её части.
      По договорённости с Винченцо, он должен был встречать меня на Римском вокзале «Гара Термини», но не будучи уверенной, что меня  вообще кто-нибудь встретит, я купила билет туда и обратно по разным направлениям с тем, чтобы пусть хотя бы из окна вагона, но всё-таки увидеть Италию.
      Прожив уже достаточно долго в Румынии, я привыкла полагаться только на себя и свои силы. Поэтому из соображений безопасности я запаслась не только возможностью беспрепятственно вернуться, но и едой. То ли в шутку, то ли в всерьез меня предупреждали, чтобы сигареты я курила только свои, еду ела только проверенную, а бутылки с любой жидкостью просила бы, открывать только при мне.
      Как меня «предупредили» коллеги, за границей могут дать сигареты с наркотиками или подсыпать наркотики в еду, в общем, «пугали» меня, как могли. И всё-таки моё любопытство всегда было сильнее страха, поэтому, собрав все свои положительные и отрицательные эмоции в некую недоступную коррозии субстанцию, я села в поезд, Бухарест-Белград.
      Первым итальянским городом после Белграда была Венеция, а конечный пункт путешествия - Рим.

 
(продолжение следует)  Первый контакт с капитализмом. http://www.proza.ru/2011/03/12/1026


Рецензии
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.