Избранные изречения египетских подвижников

Однажды авва Сысой покинул свою келью и отправился в Александрию. Но на полпути он передумал и вернулся обратно.



Однажды авва Паисий долго молился в храме со всей братией, а потом стал подходить к каждому и спрашивать: «Знаешь ли ты, кому молишься?». И никто не мог ответить ему. Тогда он сказал: «Впредь не буду молиться, пока не узнаю, кому». Так он и не молился до самой смерти. Но на смертном ложе лицо аввы Паисия просветлело, и он сказал братии: «Теперь только знаю, кому молюсь». А потом добавил: «Знаю, но вам не скажу».



Однажды авва Сысой покинул свою келью и отправился в Константинополь. Но на полпути он передумал и вернулся обратно.



Однажды авва Сысой покинул свою келью и отправился в Карфаген. Но на полпути он передумал и вернулся обратно. Наконец, братия не выдержала и спросила у аввы Сысоя, почему он все время уходит и с полпути возвращается. Авва Сысой ответил: «Вам этого не понять. Я хочу показать этим, что вся наша жизнь бессмысленна, вся она – путешествие, которое мы никак не можем довести до конца». Братья поразились этим словам аввы Сысоя, а некоторые даже заплакали.



Однажды у аввы Паисия спросили, в чем заключается совершенная жизнь. «В исполнении добродетели» - ответил он. «А есть что совершеннее этого?» - спросили ученики. «Молчание и умная молитва» - ответил старец. «А есть ли что еще более совершенное?» - снова спросили ученики. «Венец пути – не в том, чтобы молчать, а в том, чтобы забыть все слова. Кто забудет все слова – свободен от всякой лжи и знает все вещи такими, какие они есть».



Рассказывали, что одного из своих учеников авва Паисий благословил день и ночь стоять возле куста и говорить каждому, проходящему мимо, что это совсем не куст, а никому неизвестная вещь. Делание это продолжалось два года, и все два года ученик роптал на авву Паисия и считал его сумасшедшим. Но однажды утром, сказав очередному прохожему, что это не куст, ученик вдруг понял, что куст действительно не был никаким кустом. Его охватило божественное изумление, и он упал на колени перед этой небывалой вещью. С радостью он пришел в келью аввы Паисия и со слезами благодарил его. «Вот видишь, ответил старец, а когда ты поймешь, что и я – совсем не авва Паисий, тебе станет совсем хорошо».



Однажды у аввы Паисия спросили, верит ли он в бога. В ответ авва улыбнулся: «Тот, кто верит в бога, на самом деле, не верит в него. А тот, кто не верит в бога, на самом деле, верит. Самые большие безбожники – это верующие, самые настоящие верующие – это безбожники. А вообще я гуманист».



Однажды авва Петр умер. Перед смертью у него спросили: «Видишь ли ты что-нибудь?» - «Я вижу рай». – «Что там, в раю?» – «Весь рай засыпан картошкой», - ответил авва Петр.



Однажды авва Паисий ушел в затвор и был в нем три года. Когда он вышел из затвора, то стал всем говорить, что он бог и братья должны молиться ему как богу. Все братья испугались за него и решили, что он находится в страшной прелести. Братья обратились к другим старцам, чтобы они сказали свое слово. Старцы поговорили с аввой Паисием, потом посовещались друг с другом и объявили, что признают его богом.



Однажды ученики спросили у аввы Паисия, как различать добро и зло. Авва ответил: «Добро – это когда ты делаешь то, что хочешь делать. А зло – это когда ты делаешь то, чего хотят другие». Ученики были в смущении от такого ответа, и один из них сказал: «Авва, ты говоришь как сторонник современной массовой культуры». Тогда Паисий разозлился и ударил этого ученика палкой по голове: «Подумайте о том, что я сказал».



Однажды авва Паисий читал Евангелие, а потом сказал своим ученикам: «не могу поверить в те чудеса, о которых здесь написано. Ведь я все-таки разумный и культурный человек. Одно дело – этические принципы христианства, а другое дело – народная мифология». Ученики возмутились духом и стали увещевать старца, говоря, что он должен верить священному писанию, а не своему падшему разуму. В ответ Паисий стал кидать в них камнями. Некоторые ученики серьезно поранились. «Исцелите свои раны чудесным образом, и я поверю в евангельские чудеса». И не могли убедить его.      



Однажды авва Паисий вздохнул и сказал: «Чем ближе к богу, тем меньше в него веришь».



Однажды авва Сысой спросил у аввы Паисия: «Любишь ли ты всех людей?» Авва заплакал и выбежал из кельи.



Однажды авва Сысой и авва Паисий разговаривали о сущности бытия. Сысой признался, что уже десять лет является материалистом и только в этом мировоззрении видит всю истину. Авва Паисий в ответ признался, что он – материалист уже около двадцати лет. Возрадовавшись духом, они встали и вместе прочитали псалтырь пять раз.



Однажды ученики спросили у аввы Паисия, в чем заключается смысл жизни. Тот ответил: «наверное, в любви, по крайней мере, так должны думать люди простые и немощные». – «А что ты скажешь о смысле жизни для совершенных?» - «Совершенные знают, что смысла в жизни нет. Но если это знание принимают несовершенные, то они умирают от отчаяния. Для совершенных это знание – свобода и величие, для несовершенных – тьма и гибель».



Однажды ученики спросили у аввы Паисия, любит ли он кого-нибудь. «Не знаю, что такое любовь» - с удивлением ответил старец. Тогда спросили, ненавидит ли он кого-нибудь? «Не знаю, что такое ненависть». – «Что же ты знаешь?» - «Ничего. А если вы еще что-нибудь знаете, то вы несовершенны».



Однажды к авве Сысою привели блудницу, и он стал доказывать ей, что бога, на самом деле, нет, а блудница, наоборот, доказывала, что он есть. Когда же наступила ночь, женщина легла на ложе аввы и предложила ему лечь рядом. Авва Сысой сказал ей: «Почему же ты не боишься бога, в которого веришь?» - «Мой бог – это любовь, он простит меня, когда я принесу покаяние». – «А я не могу грешить, потому что мне не перед кем каяться», - ответил авва и с грустью задумался.



Однажды у аввы Ионы спросили, почему он все еще верит в бога. Он ответил, что бог должен ему денег.



Однажды авва Сысой покинул свою келью и отправился в Афины. И не вернулся.






7 января 2008 года,
Колтуши 


Рецензии