Рынок

Наш старинный дом стоял в центре города, на углу ул. Большевиков и Гоголя. Утром, в воскресные дни, особенно летом, невозможно было спать, народ стекался на базар из окрестных деревень, гомон стоял страшный…

В детстве отец часто водил меня на рынок в выходные дни. Обычно это было ранним утром. На базаре мне было интересно все! В молочных рядах продавали молоко «четвертями». Так назывались бутылки объемом 2,5 л (скорее всего, четверть ведра?). Еще была тара в половину четверти, она так и называлась - полчетверти. Узкие горлышки бутылок были закрыты пробками из скрученных газет. В воскресенье привозили молоко в больших бочках из колхозов, за ним всегда была очередь, оно было дешевле рыночного. Такое молоко разливали литровым черпаком в тару покупателя. Интересно, что в магазинах перебоев с молоком в ту пору не было.

Прилавки казались мне огромными! Я не могла до них дотянуться! И тогда, по моей просьбе, отец брал меня на руки, и я могла рассмотреть все, что меня интересует. На базаре продавались диковинные игрушки из дерева: матрешки всех мастей, птички-свистульки, деревянные дудочки, разные трещотки. Я долго могла наблюдать, как два деревянных медведя без устали били по очереди молотком по наковальне. Тут же рядышком продавались шкатулочки, сшитые особым образом из красочных открыток, корзинки всех размеров, плетеные из ивы...

В мясных рядах лежало парное мясо в лотках, продавцы были в белых фартуках и нарукавниках. Яйца раскладывались в ячейки,  которые были прорезаны прямо в деревянных прилавках. По просьбе покупателя, под прилавком включалась электрическая лампочка, яйца просвечивались насквозь, внутри было видно любое пятнышко. Так проверялось  их качество. Однажды я попросила пожилого дедушку-продавца включить лампочку. Он улыбнулся и выполнил мою просьбу. Я дотошно рассмотрела каждое яйцо, пятнышек не было. О чем я и сообщила деду. Кажется, дед был доволен...

В продаже было много лесных и садовых ягод, все продавалось стаканчиками: малина, черника, крыжовник, черная и красная смородина. Меня спрашивали, что я хочу, обычно я выбирала малину. Ягодки ссыпались в кулечек, свернутый все из тех же газеток. Лакомиться ягодами можно было сразу, не помню, чтобы их мыли, хотя все фрукты и овощи, купленные в магазине, дома мылись особенно тщательно. Но иногда кулечек помещался в маленький железный детский чемоданчик овальной формы, расписанный яркими цветами. Кто-нибудь помнит такие чемоданчики? Сбоку у них была дверца, которая закрывалась маленькой поворотной задвижкой. Подобные чемоданчики были у всех моих подруг.

Прогулка была чисто познавательная, я не помню, чтобы мы покупали что-то в мясных или каких-то  других рядах,  домой я шла со своим чемоданчиком, а вот у  папы в руках ничего не было, даже авоськи.

Воскресное утро продолжалось,  впереди еще был огромный, длиною в жизнь, солнечный летний день моего детства…


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.