Карандаш. Рассказ
Рахиль Гуревич
КАРАНДАШ.
Мама сидела за мольбертом и рисовала, Рита листала большую книгу.
-- Мама! Смотри! Вся книга -- одни картинки!
-- Это не картинки, Рита. Это—репродукции. Репродукции великих полотен.
-- Мне вот эта нравится! Смотри -- девушка красивее принцессы. Смотри -- платье голубое воздушное! Девушка на даче живёт! Вишни в цвету! Поэтому фон воздушный, розовый!
-- Были такие художники – импрессионисты, -- объяснила мама, -- они рисовали свои впечатления, своё настроение… Они жили в Париже…
Рита вздохнула:
-- Жалко, что не в Москве, мамочка. Представляешь – мы бы к ним в гости сходили. Они бы и меня нарисовали, правда? Как-будто я на даче, и вся лёгкая, воздушная… Как-будто я -- фея сада…
-- Рита! Импрессионисты писали больша ста лет назад.
-- Жалко.
-- Не расстраивайся -- в выходные сходим в музей. Мне наброски сделать надо, а ты посмотришь на шедевры импрессионистов.
-- И картина воздушная будет? Да, мамочка?
-- Мама, мама! Смотри, что написано: «На улицу Волхонка» ! Какое смешное имя – Волхонка... Ой, мамочка! Смотри какой огромный дом, и купол сверкает, и сад с камешками… Здесь воздушная картина живёт?
-- Это Храм Христа Спасителя… А музей – чуть дальше. Видишь?
-- Даа! Ну и музей! – удивилась Рита, -- похож на храм богини как в книжке про Грецию!
У дверей стояли люди, много людей.
-- Мама! Смотри! Малышей в музей везут! – указала Рита на детскую коляску в очереди. Коляска была низкая, трёхколёсная и напоминала детский велосипед.
Охранник открыл дверь -- все зашли.
Рита сняла шапку и шарф, протянула куртку тёте в синем халате:
-- Повесьте, пожалуйста, мою куртку на номер сто!
-- Вот ещё! Какая девочка невоспитанная… -- нахмурилась гардеробщица. -- Отойди! Я маме номерок даю-- не тебе! Такая маленькая девочка, такая маленькая мама и такие у вас шмотки тяжеленные.
-- Мама! Это кто? -- зашептала Рита. -- Она же наши куртки заколдует!
-- В девятнадцатом веке, -- сказала мама, когда они с Ритой направились к красивой лестнице, -- В девятнадцатом веке художники рисовали в мастерских…
-- Ку-уда с коляской? -- тётя на каблучках преградила кому-то путь.
Рита остановилась:
-- Мама! Мама! Смотри! Малыша не пускают!
-- Не положено с коляской, нельзя! -- кричала тётя и её злое лицо стало похожим на свёклу.
-- Почему это нельзя, -- возмутилась дама в берете, -- везде -- можно, а у вас нельзя?
-- Пригласите начальство! -- тихо сказал дядя, который катил малыша.
Рита заметила, как его пальцы нервно застучали по чёрной ручке коляски.
-- Я—начальство! – Свёкла пристукнула каблучками, -- не положено, нельзя!
-- Рита пойдём! – позвала мама. -- Так вот… В девятнадцатом веке художники рисовали в помещениях, а импрессионисты вышли рисовать на ули…
-- А вы куда? – теперь Свёкла встала на пути у мамы.
-- Как куда? Написано – « начало осмотра». Вот наши билеты.
-- Да вы, что, гражданка? С сумками нельзя!
-- У мамы в сумке карандаши и бумага. Мама рисовать будет, -- гордо сказала Рита.
Да, -- подтвердила мама, -- мне хотелось бы сделать пару набросков.
Подошла тётя с белым неподвижным лицом.
-- Рисовать можно только на планшете, -- раздался её ледяной голос.
Мама достала из сумки планшет.
-- «А»-четыре, «а»-четыре, другое нельзя, блокноты нельзя, тетради нельзя… -- затараторила Свёкла.
Мама положила на планшет листы бумаги – Свёкла обиженно пристукнула каблучками…
-- Карандаш только простой, ластики нельзя…
-- Не волнуйтесь, тётя! У настоящих художников не бывает ластиков! – сказала Рита.
-- Ох! Какая девочка невоспитанная!
-- Скажите пожалуйста, -- произнесла мама очень медленно, -- а нельзя ли рисовать чёрным карандашом или чёрной ручкой?
-- Не положено! – крикнула Свёкла.
-- Сумку сдайте! – раздался ледяной голос, -- вот вам карандаш!
Рита удивлённо посмотрела на карандаш: такого тупого старого страшного карандаша она не видела даже у самого последнего двоечника .
Мама присела на скамеечку.
-- Что расселись-то? Берёте карандаш?
-- Спасибо. Не надо.
-- Ну, сидите, сидите… Много вас здесь ходит … художников…Художников от слова «худо»… -- и Свёкла презрительно ипобедно пристукнула каблучком.
--Пошли! – мама взяла Риту за руку. -- В другой раз, Рита, придём. В другой музей…
-- Ходят всем недовольные, всё им не так, всё не то -- пробурчала Злыдня в гардеробе, когда Рита протянула номерок.
Дядя с коляской уже стоял одетый, дама в пушистой белой шубке поправляла берет. Белолицая тётя неподвижно сидела за столом, казалось, что это мумия убежала из залов музея и присела отдохнуть. На столе рядом с Мумией лежал карандаш. Рита подошла ближе:
-- Наша учительница Галина Юрьевна поставила бы вам, тётя Мумия, двойку за такой карандаш. Галина Юрьевна очень строгая.
-- Какая девочка невоспитанная, -- раздался ледяной голос.
И Рите стало зябко.
Рита с мамой, дядя с коляской и дама в пушистой шубке шли по улице. Пальцы дяди барабанили по пластмассовой ручке.
-- Мама! А что такое «а»-четыре? – спросила Рита.
-- Это такой размер листа, Рита.
-- Как у меня в папке по рисованию, да?
-- Да.
-- Это возмутительно, --проговорила дама, и мех на шубке заволновался, заколыхался, -- Это возмутительно! Мы объездили весь мир, ни в одном музее не встречали такого безобразия… А ещё музей исскуств называется, сокровищница тоже мне... Сокровищница бескультурья. Почему нельзя с коляской? Почему нельзя с сумкой? Почему нельзя рисовать, чем хочется?
-- И где таких отвратительных служек набирают? -- пробормотал дядя. -- Просто удивительно. Как будто не в музей, а в милицию попал.
Мама ничего не ответила.
Небо было серое, ветер играл редкими колючими снежинками . Рита шла и любовалась на огромный золотой купол Храма. Ей казалось, что мама ошиблась, что не может воздушная девушка и другие картины жить с такими свёклами, с такими ледяными белолицыми Мумиями, с такими грубиянками-Злыднями… Нет! Воздушная девушка живёт вот здесь – под этим золотым куполом! Рите стало спокойно и хорошо, ей захотелось как-то успокоить взрослых, развеселить их.
-- Эту улицу зовут Волхонка, правда очень смешное имя? -- обратилась Рита к дяде.
Дядя усмехнулся. Рита заметила, что его пальцы уже не стучат по ручке коляски. 24.11.2008
Свидетельство о публикации №211031000391